52564636

Мечеть «Гуфран» на городском мусульманском кладбище. Уфа. Фото Сергея Синенко

МУСУЛЬМАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ В УФЕ

Микбар — место вечности

Мусульманское (Магометанское) кладбище Уфы расположено на крутом высоком берегу реки Белой, с севера ограничено ул. Малой Ахтырской, с востока — ул. Алтайской, с юга и запада – склоном Уфимского косогора. Центральный вход на кладбище находится с улицы Алтайской немного севернее старой уфимской водокачки.

Точное время возникновения кладбища не установлено. Дату основания указывают по-разному, сторонники «удревления» кладбища называют XVIII в., 1830-е гг., иногда – 1840-е, но документально это не подтверждается. К тому же, до середины XX в. в этом не было и особой потребности.

В Уфе, как русском поселении, основанном московскими стрельцами, первоначально были только православные кладбища с надмогильными крестами.

Даже в середине XIX в., когда население Уфы составляло 13.500 человек (1850 г.), мусульман было всего 2,3% населения и местом захоронения тех, кто умер в Уфе, являлись сельские кладбища. С ростом численности татар и башкир возникла потребность в городском мусульманском кладбище.

Первый отвод территории на окраине города для захоронения мусульман, по данным историка С. Семеновой, был произведен в 1852 г.

Территория небольшого мусульманского кладбища в западной части Уфы, на горе, впервые отмечена на плане 1897 г. Микбар – место вечности – возник на каменистой площадке, обнесенной деревянной изгородью (см. фото кладбища и Пятой соборной мечети 1910-х гг.).

По данным Ю. Узикова, в фонде Уфимского губернского правления республиканского архива имеется дело «Об устройстве в г. Уфе раскольничьего и магометанского кладбищ», в котором в документах за 1892–1897 гг. площадь мусульманского кладбища указана в 5.816 саженей. В эти годы была создана комиссия для переноса кладбища за городскую черту, но кладбище трогать не стали.

В докладе комиссии от 7 июня 1894 года говорилось: «Магометанское кладбище находится позади городских боен за салотопенным заводом Степанова (Зорина), расположено на возвышенной местности, граничащей к створу р. Белой к Восточной слободе «Нижегородка» и салотопенным заводом Степанова к Югу, местом, занятым бойней и р. Белой, к Западу – р. Белой. Пространство, занятое кладбищем, составляет 5 816 сажен. Грунты земли глинистые, отчасти каменистые. Местность имеет склоны с юго-запада на северо-восток. Кругом кладбища имеется неглубокая канава. Ближайшее расстояние от кладбища до жилья угловой постройки на салотопенном равняется 73 саженям, в других направлениях – ближайшее жилье отстоит от кладбища значительно более ста сажен».

В 1904 г. Мусульманским Духовным собранием был поднят вопрос об увеличении площади под кладбище – к тому времени оставалось уже мало свободного места для погребений. 30 ноября 1904 г. городская дума высказалась за возможность расширения кладбища, и впоследствии к нему был прирезан участок земли в северо-западном направлении, ближе к первым кварталам улицы Пушкина.

0695756

Вид на татарское (магометанское) кладбище. Почтовая карточка издания Н.К. Блохина начала XX в.

В 1909 г. на кладбище по улице Алтайской была открыта двухэтажная деревянная мечеть, ставшая Пятой соборной мечетью. В 1960 г. после пожара кладбищенская мечеть была снесена.

В 1994 г. на месте Пятой соборной мечети была возведена мечеть «Гуфран».

Название ее переводится с арабского как «прощение». Это простая, небольшая кладбищенская мечеть для совершения погребальных обрядов. Она была построена по проекту уфимского архитектора И. Сабитова на средства уфимских благотворителей концерна «Планета», «Социнвестбанка», предприятия «Сентябрь». В 2006 г. проведена реконструкция и расширение здания мечети, строительство минарета.

На мусульманских кладбищах края, в отличие от православных кладбищ, не было принято очищать могилы от растительности. В результате, за кладбищенскими заборами сохранялась флора, свойственная данному месту в момент возникновения кладбища. Учеными даже высказывалось предложение провести «инвентаризацию» мусульманских кладбищ республики с тем чтобы наиболее интересные из них объявить памятниками природы.

Большая изгородь, которой Мусульманское кладбище было обнесено с момента основания, позволила «законсервировать» растительность, существовавшую на Уфимском косогоре два века назад.

Ученые-ботаники говорят, что на небольшом старом кладбище можно встретить участки, характерные для каменистой, кустарниковой, луговой степи и участков сухих широколиственных лесов. Крутой склон обращенного к реке Уфимского косогора – это типичная каменистая степь с ее полынью, чабрецом, оносмой, васильком, проломником, остролодочником, горлюхой, люцерной, белым донником. Среди растений много действительно реликтовых. Мусульманское кладбище Уфы представляет интерес и как памятник истории, и как памятник природы.

Известные лица, похороненные на кладбище.

Абдуллин, Ибрагим Ахметович (1920–2005) – драматург и писатель

Гильван Гильмутдинович Амиров (1916–1991) – заслуженный работник культуры БАССР.

Атнабаев, Ангам Касимович (1928–1999) – поэт и драматург, лауреат республиканской премии Г.Саляма, заслуженный деятель искусств РСФСР (1988) и БАССР (1977), народный поэт Башкортостана (1997).

Бикбай, Баязит (1909 – 1968) – поэт, прозаик, драматург, заслуженный деятель искусств Башкирской АССР.

Биишева, Зайнаб Абдулловна (1908–1996) – писатель, прозаик, поэт, драматург, переводчик.

Салих Шайбакович Валеев (1912–1970) – Герой Советского Союза.

Гатауллин Мутыгулла (1875–1936) – муфтий ДУМ Башкирской республики в 1923–1936 гг.

Загир Гарипович Исмагилов (1917–2003) – башкирский композитор.

Кадыров, Габдрахман Файзурахманович (1941–1993) – спортсмен (мотоспорт, спидвей), шестикратный чемпион мира в мотогонках на льду (1966, 1968, 1969, 1971–1973), чемпион Европы (1964).

Фарида Кудашева (1920–2010) – народная артистка Башкортостана и Татарстана.

Тагир Таипович Кусимов (1909–1986) – Герой Советского Союза.

Рыфат Рахматуллович Мавлютов (1926–2000) – ректор УГАТУ, членкор РАН

Мубаряков, Арслан Котлыахметович (настоящее имя – Котлоахметов Арслан Мубарякович) (1908–1977) – актер, режиссер, драматург. Народный артист СССР (1955).

Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов, 1919–2005) – народный поэт Башкортостана.

Рами Гарипов (Рами Ягафарович Гарипов, 1932–1977) – народный поэт Башкортостана.

Габдрахман Расулев (1889–1950) – муфтий, религиозный деятель.

Габдулвахид Сулейманов (1786–1862) – муфтий, религиозный деятель.

Гениатулла Нигматуллович Терегулов (1891–1984) – врач-терапевт.

Файзи Адгамович Гаскаров (1912–1984) – заслуженный деятель искусств БАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, награжден орденом «Знак Почета» (1967).

Фахретдинов, Ризаитдин Фахретдинович (Ризаэтдин Фахретдин) 1859-1936 – писатель-просветитель, ученый-востоковед, религиозный деятель.

Закир Шакирович Шакиров (1881–1970) – лингвист, педагог.

Мидхат Закирович Шакиров (1916–2004) – государственный и партийный деятель, первый секретарь Башкирского обкома (1969–1987).

В связи с тем, что на Мусульманском кладбище покоятся выдающиеся деятели своего времени, в 2012 году ему, как и уфимскому Сергиевскому кладбищу, присвоен статус историко-мемориального.

Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоИсламислам в России,история,краеведение,мусульмане,Уфа  Мечеть «Гуфран» на городском мусульманском кладбище. Уфа. Фото Сергея СиненкоМУСУЛЬМАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ В УФЕ Микбар - место вечности Мусульманское (Магометанское) кладбище Уфы расположено на крутом высоком берегу реки Белой, с севера ограничено ул. Малой Ахтырской, с востока - ул. Алтайской, с юга и запада – склоном Уфимского косогора. Центральный вход на кладбище...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл