Ислам на Южном Урале в XV-XVI вв.

bashkiry Ислам на Южном Урале в XV-XVI вв. БАШКИРИЯ Ислам

Отрывки из книги Сергея Синенко «Мусульманское духовное собрание» — главы «Двенадцатикрылая юрта» и частично «Река времени»

Глава III

ДВЕНАДЦАТИКРЫЛАЯ ЮРТА

1.

Принятие ислама золотоордынскими ханами стало главным условием повсеместного распространения ислама в Улусе Джучи. Исключением стала лишь православная Русь и живущие на Руси языческие племена. Первые походы Батыя на Булгарию и Русь ошеломили, хотя были не завоеваниями, а всего лишь большими набегами — Батый не оставлял после себя гарнизонов, не облагал население постоянным налогом, не заключал договоров с князьями. Завоевание и не помышлялось, Батый намеревался рассеять половцев и заключить мир с теми из государств, со стороны которых можно было ждать удар. В ту эпоху Русь стала ареной борьбы трех враждебных друг другу сил: с монгольских степняков, мусульманского мира и западного католичества.

Даниил Галицкий, приняв из рук папы римского королевскую корону Малой Руси, должен был теперь воевать не за свои, а за чужие интересы — против монголов. Союз с Западом привел народ Галиции к катастрофе — территория была присоединена к Польше. Новгородский же князь Александр Невский, тонко понимающий интересы и Великой степи, и людей ислама, и католиков, спас нарождающуюся Русь. Приехав в Орду, он подружился, а затем побратался с сыном Батыя Сартаком, стал приемным сыном хана и привел на Русь конный корпус нойона Неврюя.

Князь Андрей, потакающий католической стороне, немедленно бежал из Владимира в Швецию, Александр Невский стал великим князем, наступление немцев на Новгород и Псков приостановилось.

Батый, конечно же, не был бескорыстен. На большом курултае должны были выбрать нового хана. Помогая Александру, он строил надежный тыл на западе. Курултай прошел, Батый на нем выиграл. Друг его, Мунке, стал великим ханом, правящим на востоке, Батый теперь правил на западе. По подсчетам историка Льва Гумилева, монгольская армия, воевавшая на три фронта — в Китае и Корее, в Средней Азии и Иране, в Северном Причерноморье, насчитывала в то время сто тридцать тысяч всадников, которыми двигала та же энергия, что поднимает в воздух полчища саранчи.

Но во Франции жило около восемнадцати миллионов человек, в Германии, Италии столько же. Не считаем другие страны. Была ли опасность монголов для Запада? Реальной, видимо, не было. С Запада же на Русь надвигалась грозная сила. Католический мир стремился подавить православие. Лишь гений Александра Невского и монгольская конница сдерживали стальной натиск.

Будучи в меньшинстве, золотоордынцы не имели силы повсюду установить свой режим. Они возглавили общность народов — черкесов, русских, ясов, удерживаемых угрозой набегов. Повиновение и подарки ханам оставляли народы в покое. Это не было похоже на железный ошейник. Это было мягкое ярмо. Оно состояло из ежедневневного — ярлык, ясак, аркан, алтын.

Были частыми поездки русских князей в Золотую Орду, откуда они привозили себе жен. Так продолжалось до времени, когда ханом Узбеком был принят ислам, как религия Золотой орды. Узбек превратил степной улус кочевников в купеческий султанат.

Народы Поволжья и Южного Урала присоединялись к мусульманскому миру уже не с помощью проповеди, а силой оружия. Царевичей и нойонов, отказавшихся признать новую веру, казнили. Лишь на русских не распространялась обязанность подчиниться Аллаху. И язычники, жившие на Руси, тоже не принуждались солдатами ислама.

Новой вере подчинилось не все Поволжье. Те, кто хотел сохранить веру предков, бежали в русские княжества, селились на юго-восточной окраине, зачислялись в пограничные отряды, составляя собой рубеж между православными и мусульманами. Два полюса притяжения установились тогда: монгольский улус потомков Чингисхана и католическая власть римского папы. Между этими гигантами росла и крепла Великороссия, которой на евразийском пространстве принадлежало будущее.

 

Историческая справка

XV в.   Активная миссионерская деятельность в среде восточно-башкирских племен, которую осуществляют, преимущественно, среднеазиатские проповедники суфийских братств Йасавийа и Накшбандийа (это братство в конце XV в. заняло главенствующее положение среди суфийских общин Средней Азии). В этот период завершается формирование у башкир мусульманской организации. Распространение ислама среди башкир способствует слиянию различных по происхождению и историческим судьбам племен в одно этническое целое, приобщение
их к культуре стран Востока.

XV в., середина   Образование на бывшей территории Улуса Бату самостоятельных и враждебных
друг другу мусульманских государств — Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств, а также Ногайской Орды. Территория башкирского края расчленяется между тремя владениями: низовья р. Белой, бассейны рек Большой Ик, Сюнь, База, Чермасан и Кармасан ( в русских летописях эта территория называется Беловоложской землей) входят в состав Казанского ханства, восточные границы которого достигают устья р. Уфы; зауральские башкиры, кочующие между Яиком и Тоболом присоединены к Сибирскому ханству; остальная часть башкирского края от южных окраин и до мест слияния рек Белая, Уфа и Дема захвачена ханами Ногайской Орды.

XV-XVI вв.  Основным источником сведений об исламе в русском государстве служат переводы с греческого, латинского и польского языков антимусульманских религиозно-философских трактатов и исторических трудов. Долгое время именно взятые из этих сочинений искаженные сведения о Коране, пророке Мухаммаде и догматах ислама заполняют исторические и популярные труды на русском языке.

XVI в., середина   В работах князя Андрея Курбского (1528-1583), ученика богослова Максима Грека, проявляется значительная осведомленность об исламе и мусульманского странах Востока.

1552   Завоевание Казани, включение территории Казанского ханства в состав русских земель. Это вызвало отток части мусульманского населения из Поволжья в Приуралье, что привело к усилению здесь позиций ислама.

1556   Завоевание русскими войсками Астраханского ханства.

1557   Добровольное вхождение основной части башкирских племен в состав Русского государства. Тот факт, что сохранение ислама в неприкосновенности являлся одним из условий, заявленных башкирами при вхождении в новое подданство, свидетельствует, что к середине XVI в. ислам стал важной частью жизни башкирских родов.

1560 В описи архива Посольского приказа, составленной в при Иване Грозном, упомянут «Куран татарский, на чом приводят татар к шерти» (присяге). Поступая на государственную службу, российские мусульмане присягают на Коране.

2.

В 1431 году рати великого московского князя Василия III завоевали столицу Волжской Булгарии. С тех пор одно из первых на востоке Европы государств потеряло свою независимость, а некогда великая столица пришла в упадок. Новой столицей Поволжья стала Казань. Казанское ханство образовалось в результате борьбы за власть претендентов на трон в Золотой Орде.

Читайте также:  Новый поворот в деле Урала Рахимова

Власть в новом государстве принадлежала потомкам Чингисхана, а территория включала не только земли Волжской Булгарии, но и северо-западные районы башкирского края, достигая устья реки Уфы. Россия, унаследовавшая территории, а частично и государственную организацию ордынцев, после гибели Византии оказалась в полукольце мусульманских государств — Казанского ханства, Ногайской Орды и Астраханского ханства.

Конец XV — первая половина XVI века стали временем, когда противостояние Московской Руси и Казанского ханства все более нарастало. И Москва, и Казань собирали вокруг себя тюркское и финно-угорское население как в границах своих государств, так и в пограничных зонах.

Частью московской политики было привлечение на службу татар, прежде всего касимовских и мишарей. Вплоть до середины XVI века в европейских царских дворах бытовало мнение, что слишком большую часть государственной верхушки занимает мусульманская знать. Знаменитый церковный писатель Максим Грек сокрушался в одном из трудов, что если так пойдет дальше, жители русской столицы скоро станут носить чалму. Помимо прямого привлечения мусульман на службу, Москва стремилась разрушить союзы Казани с Крымским ханством и Ногайской Ордой.

Казанские ханы отвечали тем же, привлекая на службу находившихся в составе или под протекторатом Казани башкир, мишарей, чувашей, марийцев, мордву, удмуртов, стремилась использовать противоречия в отношениях между русскими княжествами. Заметим, главным в противостоянии Москвы и Казани была вовсе не борьба представителей двух религий. Да, знамена веры поднимались и там, и там, но не религиозные мотивы являлись ведущими. 

Стержнем борьбы стали фундаментальные цели — овладение наследием Золотой Орды, огромными территориями в Восточной Европе и на Урале, волжским путем на Каспий и в восточные страны.

Шла борьба и за уже нарождающиеся проекты проникновения в Сибирь, овладение торговыми путями в Степной край, где жили киргиз-кайсаки, предки современных казахов.

Длительное противостояние Московской Руси и Казанского ханства в конце концов перешло в открытую войну. Победа оказалась за более мощным русским войском. В октябре 1552 года столица Казанского ханства пала, а ее территория стала частью Русского государства. После этого поволжские города перестают быть местом сосредоточения мусульман. Города становятся русскими военными и административными центрами. Все новые города в Урало-Поволжье, такие, как Уфа, Пермь, Оренбург, Самара, Саратов, Царицын возникают как русские крепости, в которых почти нет мусульман. Ислам становится религией преимущественно сельских общин.

3.

Новые географические открытия дали сильным европейским государствам возможность роста за
счет заморских территорий. Так образовались Британская, Французская, Испанская и Португальская державы. Новые товары и новые торговые пути оживили мировую торговлю, появились значительные капиталы, заинтересованные в еще большем расширении колоний. Все континенты, все страны, все народы в течение XVI-XVIII веков оказались опутаны сетью колониальных связей и отношений.

Присоединение Поволжья к Русскому государству, вхождение в его состав башкирского края стало проявлением глобальных мировых процессов. «Собирание земель» происходит в ту эпоху повсюду. Россия не стала исключением, и ее затронула общая мировая стихия роста и приращения территорий.

Проявлялась это в освоении и присоединении поволжских земель и Урала, Малороссии, Польши и Финляндии, просторов Сибири и Дальнего Востока, впоследствии — прибалтийских территорий,
Кавказа и Средней Азии.

Но особенностью расширения Российской державы, обеспечившей ей особую прочность, стало то, что происходило оно не за счет заморских земель, как у европейских империй, а путем постепенного включения в ее состав смежных территорий. Были со стороны казачьих атаманов предложения к российским государям и «Абиссинию повоевати», и «океанские островные земли прибрати», но поддержки они не встречали.

Башкирские племена во второй половине XV — первой половине XVI веков находились под властью Казанского и Сибирского ханств и Ногайской Орды, возникших после разделения Золотой Орды.

Западная и северо-западная часть края граничила с Казанским ханством по реке Каме выше устья реки Белой. Северо-восточная зауральская часть края находилась под властью сибирских ханов и платила особенно обременительный ясак, несла самые тяжелые повинности. Юго-восточная Башкирия, включая северную часть вместе с территорией нынешнего города Уфы, находилась во власти Ногайской Орды.

Растущая мощь Русского государства, завоевание Казани, а затем Астрахани предопределило судьбы многих народов Поволжья и Урала. Она поставило под сомнение права Ногайской Орды, Сибирского и Астраханского ханств. Их положение к тому же осложнялось стихийными бедствиями. Сильные морозы, снегопады, засуха, голод, чума свирепствовали в течение нескольких лет. В особенно сложном положении оказалось самое сильное из ханств, Ногайское.

Летописцы свидетельствуют, что зимы в эти годы были «лютые и студеные, весь скот их помер… а на лето и сами исчезоша».

По одним данным в середине XVI века в Ногайской орде погибло свыше ста тысяч, по другим — один миллион человек.

Последовавшие за падением Казани походы русских отрядов внутрь территории Казанского ханства вынудили часть ногайских мурз оставить пределы башкирского края. Но несмотря на разгром Казани и ослабление власти других ханств башкирские племена по-прежнему оставались и политически и территориально разрозненными. Во многом именно этим объясняется то, что вхождение башкирских племен в состав Русского государства растянулось на годы.

По преданию, после завоевания Казани послы Ивана Грозного привезли к башкирам грамоты, гласившие: «пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи». В одном из шежере башкир также содержатся сведения об указе царя, где «особо написано о наших землях и религии, дали слово и поклялись, башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию».

Движение за принятие русского подданства началось, как известно, среди западных башкир и через минцев и юрматынцев вскоре докатилось до южной и юго-восточной Башкирии — племен бурзян, кыпсак, тамьян и усерган.

Читайте также:  Хакимова улица - Уфа от А до Я

В 1555 году к Русскому государству присоединились юго-восточные башкиры, в следующие два года русское подданство приняли табынцы, кочевавшие в среднем течении Белой, а также их восточные соседи — башкиры кудейского племени. К 1557 году, фактически, завершилось добровольное присоединение основной части башкирского края к Русскому государству.

Для самих башкир процесс принятия русского подданства был непростым и небыстрым, он сопровождался совещаниями и спорами между руководителями племен и родов, боевыми столкновениями со своими бывшими ногайскими и сибирскими правителями.

Многочисленные тому свидетельства дают исторические предания и башкирские шежере — родословные различных племен. Вероятней всего эти решения принимались на съездах башкирской верхушки — курултаях племен, а затем отдельное крупное племя или их группа направляли для переговоров с русскими властями своих послов.

Нужно заметить, что в исторической памяти башкирских родов присутствовало воспоминание о добровольном признания ими ранее власти того или иного сильного ханства, и к подобному развитию событий они были готовы.

Крупные башкирские племена Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян занимали в это время обширную территорию юго-восточной части края и были объединены в племенной союз. Накануне принятия русского подданства они подчинялись Бусай хану и Актулуш бию.

Шежере рассказывают о том, как башкирские племена поднялись на борьбу с ними «из-за отсутствия у них справедливости, из-за многочисленности обид» и, схватив ногайцев, передали их «хану России Ивану Васильевичу».

Во время этого сопротивления ногайцам юго-восточными башкирами и было принято решение о принятии русского подданства. Другое сильное башкирское племя Юрматы — накануне принятия русского подданства владело значительной территорией в центре края по среднему течению реки Белой и ее притоков.

Ногайские мурзы пугали башкир фактом «продвижения с севера неверных» и требовали от них покинуть земли и откочевать в южные степи. Шежере рассказывают, что первоначально борьбу башкир-юрматынцев против ногайских мурз возглавлял Бурнак бий, а после его смерти — молодой Татигас бий, при котором юрматынцы и вошли в состав Русского государства.

Башкирское племя Мин, владеющее обширными землями по бассейну реки Демы и среднему течению Белой, накануне присоединения к Русскому государству подчинялось ногайскому хану Турэ Баба Туклясу и ногайским мурзам Аксак-Килембету и Кара-Килембету.

После падения Казани ногайский хан и мурзы откочевали за Яик и на юго-запад, за Волгу. При этом они пытались увести с собой и башкир. Борьбу племени мин против ногайцев возглавил Канзафар бий. Небольшая часть минцев — противников русского подданства — все же покинула край вместе с ногайцами, но основная часть племени осталась и сделала выбор в пользу вхождения в Русское государство.

4.

В результате присоединения башкирского края территория Русского государства значительно расширилась, границы его на востоке проходили теперь по рекам Яик и Тобол. Это не только его
усилило, но и открыло возможность для его дальнейшего расширения за счет Сибири и на юго-восток, облегчило торговые связи с ханствами Средней Азии, другими восточными странами. Таким образом, вхождение башкирского края в состав Русского государства стало существенным фактором в превращении его в одно из самых крупных и сильных мировых государств. Открыв пути в Сибирь, оно знаменовали собой новую страницу в истории великих миграций.

Мощный импульс получило движение россиян на восток, которое, достигнув в XVII веке Тихого океана, перекинулось на Северную Америку.

Великая миграция шла с идеей собирания земель в границах государства, и за пятьсот лет, охватив всю северную часть Евразию, вышла за ее пределы на востоке и юге и исчерпала себя лишь к середине XVIII века.

После выхода русских землепроходцев, воинов и купцов к берегам Тихого океана взоры Русского государства обращаются на восток и юго-восток — на Казахстан и Туркестан. Уже тогда зарождаются замыслы проложить через Степной край торговые пути в Персию и далекую Индию…

Для башкирских родов принятие русского подданства развязало многие старые узлы, открыло новые возможности.

В крае было покончено с гнетом ногайских, казанских, сибирских и астраханских ханов. Прекратились кровавые междоусобицы. Теперь появилась возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Это, в конечном итоге, вело к росту численности башкир.

Представители башкирских родов и племен оказались в составе единого государства, было покончено с их былой территориальной раздробленностью и войнами, которые столетиями велись между племенами за удобные выгоны и источники воды. В целом все это способствовало национальному единству, укреплению башкир как народа.

Переселение в край русских крестьян и ремесленников создало условия для постепенного перехода к земледелию и оседлости. Основанные в крае крепости превращались в города, центры ремесла и культуры. Приобщаясь к русской культуре, просвещению и науке, башкиры получили возможность обратиться к достижениям европейской цивилизации.

Башкиры стали первыми из кочевых народов, вошедших в состав Российского государства.

Поиск способов управления новыми поданными занял около двух столетий. Притирка эта не обошлась без кровопролития — формы управления, испробованные в отношении оседлых земледельческих народов, в башкирском крае не действовали. К тому же, находясь на пограничной территории, башкирские роды всегда имели возможность откочевать к казахам, калмыкам или кучумовичам. Русское правительство пыталось решить этот вопрос по-разному, от полного невмешательства в дела родов и племен до прямого военного принуждения.

В XVIII веке началось последовательное изымание земель и угодий у башкир государством, которое исходило из своего понимания права земельной собственности.

Нужно отметить, что основное изъятие земель было направлено на осуществление государственных планов: строительство крепостей, городов, заводов, раздачу земель дворянам, использование леса для строительства флота. Эти планы имели ярко выраженную военную направленность, они не учитывали интересы и нужды башкирских родов.

В это же время происходило и антизаконное расхищение башкирских земель, когда родовые угодья переходили в частные руки. Особо отметим — в ситуации земельного спора государство обычно становилось на сторону тех, кто мог документально подтвердить свои права.

Как отмечают историки, так как башкиры несли военную службу, являясь, таким образом, государственными служащими, государство старалось оградить их земли от расхищения. Историки говорят, что только в конце восемнадцатом столетии были найдены принципы управления башкирским краем, устранившие основные причины многочисленных восстаний.

Читайте также:  Расширение территории России с 1613 по 1914 гг.

…Теоретик британского колониализма лорд Керзон, которого никак не заподозришь в любви к России, писал, что Россия обладает «замечательным даром добиваться верности и дружбы от тех, кого она подчинила силой». Больше всего его пугало, что у русских, в отличие от англичан, нет расизма.

«Русский братается в полном смысле слова — писал Керзон. — Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и высокомерия, который больше воспламеняет злобу, чем сама жестокость.

Он не уклоняется от дружеского и семейного общения с чуждыми расами. Его непобедимая беззаботность делает для него легкой позицию невмешательства в любые дела; терпимость, с которой он смотрит на религиозные обряды, общественные обычаи и местные предрассудки своих азиатских собратьев, в меньшей степени итог дипломатического расчета, нежели плод врожденной беспечности.

Замечательная черта политики, проводимой русскими на Востоке, состоит в применении, которое
находит завоеватель для своих бывших противников на поле боя. Их посылают в столицу, чтобы поразить и восхитить, и покрывают медалями, чтобы удовлетворить их тщеславие. По возвращении их восстанавливают на прежних местах, даже расширив прежние полномочия… Англичане никогда не были способны использовать своих недавних врагов».

Состояние сегодняшнего дня лучше всего объясняет сама история — ход и последовательность событий, начатых много столетий назад.

5.

После падения Казани мусульманское духовенство башкирского края, зависевшее до этого от
казанского сеита, управлявшего башкирским духовенством через своих наместников-ахунов, стало фактически независимым.По мере перехода башкир к оседлости роль мусульманского духовенства в их среде все более возрастала. Как писал путешественник и географ XVIII века Николай Петрович Рычков, «почти в каждой деревне находится молитвенный храм и училище, в котором обучает живущий тут мулла. Учит словесным наукам, татарскому и арабскому языку, потом показывает им правила закона и толкует правила священного Алкорана».

Заметим, что ошибкой многих русских историков и исследователей быта мусульманских народов
было механическое наложение понятий и терминов, принятых в православии, на обычаи и веру людей ислама: мечеть — «магометанская церковь», мулла — «магометанский батюшка» и подобное.

Нужно учитывать, что само словосочетание «мусульманское духовенство» логически противоречиво и довольно условно.

В исламе не было особого духовного сословия, обладающего божественной благодатью, как и не было и церкви, как посредником между верующими и Аллахом. Теоретически, любой совершеннолетний мусульманин, обладающий знаниями и нравственным авторитетом, с согласия верующих мог руководить религиозной жизнью общины без специальной процедуры посвящения в сан.

Такой порядок преобладал среди мусульман Урало-Поволжья до присоединения этих территорий к России. Они свободно избирали и переизбирали своих духовных наставников.

Помимо учительских и священнических обязанностей, мусульманское духовенство выступало в роли судей-кадиев, ведущих судопроизводство на основе шариата.

Академик Иван Лепехин, побывавший в башкирском крае в составе Академической экспедиции, писал по этому поводу следующее: «Духовенство их разбирает и всякие свары между мирянами, разводит недовольных браком и имеет власть наказывать преступников. Суд свой производят по Алкорану и смотря по вине наказывают плетьми и палками».

В зависимости от уровня знаний и рода деятельности — богослужение, образование или богословие — служители ислама именовались мухтасибами, контролирующее соблюдение норм исламской морали в личной и общественной жизни; ахунами — «наставниками», старшими духовными лицами; хатыбами — ораторами, проповедниками, читающими в мечети в дни пятничных и праздничных молитв проповель-хутбу; имамами или муллами — руководителями общей молитвы в мечети и главами мусульманской общины; муэдзинами или азанчи — служителями мечети, призывающими с минарета на молитву, читающими азан.

Для того, чтобы получить сан муллы, необходимо было знать арабский язык, уметь читать и толковать Коран. Эти знания кандидат в муллы получал обычно в медресе Средней Азии или в Казани.

Для того, чтобы получить сан ахуна, мулла обязан был сдать специальный экзамен по богословию комиссии из числа известных богословов.

В приговорах мусульманских общин об избрании духовных наставников всегда обговаривалось, как община собирается обеспечить мулл средствами к существованию. Для низшего духовенства это были закят — милостыня или налог, и гушр, десятина, налог с продуктов, которые дает земля. Закят — это один из пяти столпов ислама. Для совершеннолетних дееспособных мусульман он носил обязательный характер.

Традиционно закят отчислялся обычно в пользу неимущих, бедных, несостоятельных должников, сирот и приезжих, не имеющих средств на обратный путь, а также на богоугодные цели.

Однако среди российских мусульман сложился повсеместный обычай, использования закят почти исключительно на содержание местного духовенства. При этом почти в каждой общине существовал свои минимум ежегодных подношений мулле продуктами и деньгами.

Второй по значимости статьей дохода хатыбов и имамов были пожертвования от прихожан в дни главных религиозных праздников. Во время Ураза-байрама, праздника разговенья, каждый взрослый прихожанин преподносил своему духовному наставнику подарок съестными припасами или деньгами.

В день Курбан-байрама, праздника жертвоприношения, после совершения торжественной молитвы местные жители, как и во всем мусульманском мире, закалывали одно или несколько животных, обычно овец. Как правило, большую часть мяса раздавали неимущим, а шкуры отдавали приходским муллам. Во время праздника жертвоприношения духовенству дарили и деньги, но поскольку выплаты в этом случае не были обязательны, они составляли незначительную сумму.

Третьим видом поступлений была плата за отправление муллами богослужебных обрядов — имянаречение новорожденных, обрезание, бракосочетание и погребение, а также за учительский труд, но такие доходы часто носили символический характер.

Отдельной строкой шли шейхи (или, как принято их было называть в башкирском крае, ишаны) — наставники, главы суфийских братств и сами суфии или дервиши, мусульманские аскеты, приверженцы духовного усовершенствования путем мистического погружения; кари или хафизы — чтецы Корана; мударрисы — преподаватели или руководители медресе; халъфы или мугаллимы — помощники мударриса, учителя религиозной школы.

Наконец, на Востоке и в Крыму существовали муфтии, по-арабски — знатоки шариата, имеющие право принимать особые заключения или решения-фетвы по религиозным и некоторым общественным вопросам. В России вплоть до конца XVIII века духовное звание муфтия отсутствует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + 10 =

Next Post

Мастера балета

Ср Апр 18 , 2012
Мастера балета Краткие биографические справки Приводим краткую информацию о деятелях театра, судьба которых тесно связана с биографией Рудольфа Нуреева Алонсо Алисия (настоящая фамилия – Мартинес дель […]
Мастера балета