Дмитрий Шостакович: воля предназначения

Shest44 Дмитрий Шостакович: воля предназначения История и краеведение Фигуры и лица

Духовой оркестр И.В. Петрова. В центре – композитор Д.Д. Шостакович. Белебей, 1942 г.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Закрытая фигура. Немного двусмысленная. Трагический художник трагической эпохи. На горло «собственной песне» не наступал ни в сталинские, и в хрущевско-брежневские времена. Не то, чтобы «выделялся», а даже как бы «парил над всеми». При жизни о нем говорили: «святой», а Шостакович с иронией звал себя «убогий». Защищал, спасал невинно осужденных, был, говорят, щедр в обычных житейских обстоятельствах. Сегодня, глядя на тогдашнюю ситуацию в культуре, можно прийти к мысли, что в ответ на зажим и чудовищное давление появляются люди, как бы судьбой предназначенные стать «солью» этой земли.

Феномен Шостаковича, быть может, точнее других объяснил композитор Альфред Шнитке (тоже философ, мыслитель по складу ума). Он говорил, что Шостаковича спасала его «воля предназначения». Тот «не мог сам себя разрушить», а когда его «пытались разрушить под давлением», оно, это разрушение «не получалось». Шнитке считал, что «персональная воля» у Шостаковича была не велика, что он был даже «слабовольным по внешним признакам», и если бы «персональная воля» возобладала над «волей предназначения», Шостакович, скорее всего, сломался бы. «Но у него, слава Богу, было… это заложенное свойство, может, оно и генетического и рационального происхождения, может, наконец, и божественного, может, оно и необъяснимого порядка, но оно важнее всего». «Воля предназначения»… Довольно точно сказано. Потому что она, эта воля, пульсирует и в жизни Шостаковича, и в его музыке.

Читайте также:  Уфимский полиграфкомбинат - Уфа от А до Я

01-429 Дмитрий Шостакович: воля предназначения История и краеведение Фигуры и лица

И.В. Петров с композитором Д.Д. Шостаковичем. Уфа, 1942 г.

 

Vpaо44 Дмитрий Шостакович: воля предназначения История и краеведение Фигуры и лица

«Встречный марш» И.В. Петрова

В 1942 году Шостакович был в наших местах — сначала в Белебее, затем — в Уфе. Дело в том, что в октябре 1941 года в Белебей была эвакуирована Военно-политическая академия имени В.И. Ленина, которая на несколько лет стала центром культурной жизни города. Знаменитый духовой военный оркестр под управлением И.В. Петрова устраивал для жителей города своеобразный ликбез по разнообразным музыкальным жанрам и направлениям, исполнял попурри из произведений советских композиторов. По приглашению Петрова Дмитрий Шостакович, находившийся в эвакуации в Куйбышеве, приехал в Белебей прослушать вариант Седьмой симфонии для духового оркестра. Благодаря этому в Белебее и Уфе состоялись авторские вечера великого композитора. В ноябре 1942 года в уфимском оперном театре впервые прозвучали такие сочинения в переложении для духового оркестра Петрова, как Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, Девятнадцатая симфония Н.Я. Мясковского, увертюра «1812 год» П.И. Чайковского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × три =

Next Post

Кто убил Пушкина?

Вс Фев 10 , 2013
«Его убило отсутствие воздуха…» (цитата дня) 10 февраля 1937 года в 14:45 Александр Сергеевич скончался. Он умер в Санкт-Петербурге, в своей квартире на Мойке, 12 […]
Кто убил Пушкина?