6463677

ИНОРС Село Богородское и поселок Моторное

Градо-Уфимская Богородская церковь. Уфа. Фото Сергея Синенко

Прогулки по Черниковке продолжаем сегодня изучением Инорса. Промышленный микрорайон Инорс (встречается и написание ИНОРС) в Калининском районе Уфы ведет свое происхождение от православного поселения Новая слобода, возникшего в 1604 г. в двадцати верстах севернее Уфы. С 1613 г. его стали называть Кадомцевой деревней по имени основателя Ивана Кадомеца. В 1622 г. оно было переименовано в село Богородское, в честь найденной здесь иконы Божьей Матери и постройки Богородской церкви. На месте явления иконы находился родник, вода из которого считалась целебной. Первоначально образ хранился в селе, но позднее был перенесен в Уфимский Смоленский собор.

Именно из крестьян села Богородского вышли в конце XVII – начале XVIII в. уфимские дворянские роды Кадомцевы, Вавиловы, Погорские, Киржацкие, Кинишемцевы, Атаевы и Черкашины. С 1674 г. из Уфы в Богородское проводился крестный ход с чудотворной иконой в память о прекращении нападений бунтарей из северных районов башкирского края. Жители села Богородское дали обет: если их село будет избавлено от бедствий, перенести почитаемую икону в Уфимский собор и принимать ее у себя и чествовать ежегодно.

Село избежало разорения, и в выполнение данного обещания был установлен ежегодный крестный ход 7 июля по старому стилю, или 20 июля по новому. В дальнейшем Богородское стало весьма значительным селом, здесь находился волостной центр, была ежегодная ярмарка.

Сооружение моторостроительного завода началось в 1931 г. Его вел специально для этой цели созданный ВСНХ СССР 17-й государственный строительный трест (позже строительный трест № 3). Башкирский обком партии, изучив особенности местности, решил «считать подходящей, отвечающей требованиям и дальнейшим перспективам развития завода площадку около деревни Богородское». В первые месяцы было построено 38 бараков, 3 дома, контора, проведена железнодорожная линия протяженностью в 5,3 км, проложено 18 км шоссейной дороги. Вскоре вокруг будущего завода возник рабочий поселок Моторное со школами, клубами и больницами.

В 1936 г. территория Черниковского поселкового Совета была включена в состав г. Уфы, а поселковый Совет реорганизован в Черниковский районный Совет с центром в поселке Моторное и с подчинением Уфимскому горсовету. Район назвали Сталинским. В 1936 г. были выпущены первые три мотора марки «У-5», сразу же направленные для испытаний на уборке урожая, а к ноябрю 1938 г. был произведен пятитысячный мотор.

Вскоре была осуществлена реконструкция предприятия и налажено производство моторов различных типов, включая авиационные. Изменение профиля и масштаба предприятия произошло в годы Великой Отечественной войны, но об этом – чуть позже.

1541525

Закладка жилых корпусов поселка Моторное в 1936 г. На горизонте – Курочкина гора. Фото из архива автора

Прогулку по бывшему селу Богородскому мы хотим предварить рассказом о путешествии, совершенном в район нынешнего Инорса 160 лет назад. В «Оренбургских губернских ведомостях» за 27 ноября 1848 г. была напечатана статья «Нечто о Богородском и поездке в него. (Извлечено из частной переписки)», автор которой, скрывающийся под инициалами Н. К., в форме письма, обращенного к некой Марии, рассказывает о прогулке в село Богородское. Проследуем за этим Н. К., давая по ходу повествования необходимые привязки к местности.

Общее направление прогулки Н. К. можно указать определенно – по современным улицам М. Карима, Революционной и 50-лет Октября.

Итак: «Солнце четырнадцатого сентября не появлялось еще на горизонте, как мы выехали из города. Оставив за собою лошадей, мы пошли пешком…

С левой стороны первый предмет представился глазам нашим – красиво устроенные земские конюшни государственного коннозаводства; несколько далее показалась городская кладбищенская церковь с памятниками усопших, построенная заботливостью протоиерея Иоанна Несмелова; она имеет форму Казанского памятника, воздвигнутую над прахом погибших воинов, при взятии царственной столицы Иоанном Грозным (Иоанно-Предтеченская церковь. – С. С.).

В версте от города, на правой стороне нашего же пути виднелся Архиерейский хутор с хорошеньким домиком, во вкусе летних загородных домов (хутор находился от современного аграрного университета в сторону ул. Владивостокской. – С. С.). Сравнявшись с этим хутором и обратившись к городу… ты любовалась бы этою картиною, видя красивые здания, перемешанные с зелеными садами, и реку Белую, обвивавшую город подобно голубой ленте».

Прогулка продолжается, путешественники следуют в сторону проспекта Октября и улицы Российской. «Далее по пути нашему началась покатость к деревне Глумилиной. Чрез час мы были уже в ней. Эта деревня мне очень понравилась: дома у крестьян довольно хорошие, некоторые из них покрыты даже тесом; барский дом тоже очень хорошенькой; перед ним маленькое озеро…

Расставшись, мы пошли вперед между лесом до самых деревень Шильникова и Сипайлова, из коих первая в левой, а другая в правой стороне дороги; в последней заметно более благоустройства…

Спустившись к Шильниковой с горы, местность представилась нам низменною; в полях озимовые хлеба имели небогатую зелень, вероятно вследствие засухи. От Шильниковой дорога идет к деревушке Волковой, которая отстоит в трех верстах от села Богородского.

Эта деревенька очень бедная и маленькая; замечательно при ней круглое озеро, хотя незначительной величины, но весьма глубокое (речь, судя по всему, идет об озере Волчок. – С. С.). Пройдя этот поселок, дорога разветвляется: один рукав ее идет направо – в Богородское, другой влево – в деревню Курочкина.

442142

На стадионе имени Н. Гастелло. Уфа. Фото Сергея Синенко

На этом распутии мы услыхали благовест в Богородском… Отслушав обедню в этом сельском храме, мы занялись осмотром внутренности его… Чрез четверть часа вышел из алтаря и священник; мы взяли образ Богоматери и пошли с ним на колодец, где было явление иконы… этот колодец находится на южной стороне селения, обнесен деревянною, красиво окрашенною, решеткою и обсажен 27 березами… Шатер над колодцем поддерживают четыре колонных столба; в загородке усыпано крупным песком…

Нынешние жители села Богородского, удельные крестьяне, в числе с небольшим 80 душ мужеского пола, живут безбедно, а некоторые и весьма зажиточно. Кроме хлебопашества сеют в значительном числе репчатый лук, промышляют крестьяне и рыболовством, снимая воды в оброк по реке Уфе…».

Свою прогулку по бывшему селу Богородскому мы начнем у озера Волчок.

Озеро находится неподалеку от Уфимского мясоконсервного комбината и железнодорожной станции «Спортивная». Оно округлой формы, диаметр зеркала 260 м. По происхождению – карстовое, есть постоянный подземный сток в сторону реки Уфы.

Известна легенда о человеке, утонувшем в озере, труп которого был найден через несколько дней в реке Уфе. Геологами эта легенда отвергается как лишенная основания. Озеро имеет глубину до 2–3 м, омуты до 6–8 м, в нем водится много рыбы. Берега поросли густыми ивами, кустарником.

Озеро Волчок в промышленной зоне Черниковки является своеобразным оазисом, островком живой природы. Следующий такой оазис находится в полутора километрах восточнее по Индустриальному шоссе. Это парк имени Н. Гастелло и стадион имени Н. Гастелло на 6,5 тысячи зрителей (ул. Сельская Богородская, 1).

Спортклуб возник на Уфимском моторостроительном заводе в 1931 г. как коллектив физкультурников, в настоящее время он объединяет более 8 тысяч спортсменов. Спортивный комплекс включает в себя стадион с футбольным полем, легкоатлетическими дорожками и секторами с искусственным покрытием для отдельных видов спорта, семь спортивных залов, легкоатлетический манеж, стрелковый тир, теннисные, городошные, волейбольные и баскетбольные площадки, лыжную базу и др.

В 1947 г. спортклубу присвоено имя летчика, Героя Советского Союза Николая Францевича Гастелло (1908–1941). Гастелло окончил военную школу летчиков, служил в частях бомбардировочной авиации, в 1939 г. участвовал в боях на реке Халхин-Гол и в советско-финляндской войне 1939–1940 гг. В действующей армии – с июня 1941 г., командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного полка. 26 июня 1941 г. Гастелло совершал очередной боевой полет и его бомбардировщик был подбит.

Горящий самолет он направил на скопление машин и танков противника. За этот подвиг капитану Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Судьба самого Гастелло непосредственно связана с жизнью нашего города. В 1918 г. в здании бывшего Дворянского собрания был размещен интернат для детей из Москвы и Петрограда, эвакуированных в связи с голодом. По данным краеведа Ю. А. Узикова, среди них был и московский школьник, одиннадцатилетний Николай Гастелло.

Позднее интернат был распущен, ребята разбежались по пригородным хозяйствам, подрабатывая себе на пропитание. В письме матери Коля сообщал из Уфы: «Ничего, мама, я теперь всю крестьянскую работу узнал: и косить умею, и жать». Позднее школьники были отправлены по домам.

В 1985 г. у входа на стадион «Гастелло» был открыт памятник. Легендарный летчик изображен в полный рост в летной форме; высота постамента – 2 м, высота фигуры – 3,3 м. Памятник изготовлен из черного гранита. Автор – скульптор А. И. Панов.

255353

Самолет-памятник моторостроителям на улице Сельской Богородской. Уфа. Фото Сергея Синенко

Восточнее района «Гастелло» находится Мельничное озеро, природный водоем длиной около трех километров рядом с железнодорожной станцией «Правая Уфимка». Подъезд к озеру – по улице Фурманова по направлению к реке Уфе. Когда-то озеро было любимым местом купания для жителей Калининского района – на пляже стояли грибки, работали торговые ларьки, дежурили спасатели.

Сегодня озеро зацвело, на берегах много мусора. Насыпная дорога делит озеро на две части, одна из которых превратилась в заросшее осокой и камышами болото, другая остается озером с большим песчаным пляжем, с открытой, но зацветающей и довольно грязной водой. Из озера есть сток в речку Шугуровку.

Следуем далее по улице Сельской Богородской. Восточнее – жилая застройка, западнее – огромная промзона, территория Уфимского моторостроительного производственного объединения. Это одно из самых крупных градообразующих предприятий города. Ему, собственно, и обязан Инорс своим появлением.

Среди эвакуированных в Башкирию заводов были и крупные, и средние, и совсем небольшие. Но один был – завод-гигант. И по меркам сороковых годов, и по современным. Верхневолжский моторный завод из Рыбинска. В северо-восточной части Уфы до сих пор есть район, который называют «рыбинским».

По своему черниковскому детству помню, «рыбинских» уважали за то, что они не дают друг друга в обиду, за то, что умеют драться стенкой, взяв в зубы ремни, за особую напористость характера и способность держать слово. «Рыбинские» – это особый мир авиамоторщиков, маленький город в городе, возникший в годы войны. Это мир, во многом – мужественный, во многом – суровый.

…Старожилы Черниковска «из рыбинских» вспоминают, как в ночь на 15 октября 1941 г. руководители цехов Рыбинского завода авиационных моторов были вызваны на совещание, где узнали – завод эвакуируется в Уфу. В первый же месяц эвакуации между заводскими цехами были проложены железнодорожные пути, по ним по графику подавали вагоны и платформы.

В заводских стенах выломали проемы, через которые с помощью кранов выгружали оборудование. Металлические приборы упаковывали бережно, как стеклянную посуду, шлифовальные круги из-за отсутствия стружки перекладывали принесенными из дома журналами.

67373577

Административный корпус Уфимского моторного производственного объединения на улице Ферина.Уфа. Фото Сергея Синенко

Один из членов эвакуационной комиссии вспоминал, что когда перед отъездом он в последний раз осматривал цеха, на голых стенах не осталось ни одной отопительной батареи, ни провода, ни винтика – все сняли, чтобы установить на новом месте.

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

Налаживать авиамоторное производство в Уфе пришлось одновременно на нескольких площадках. Первой была территория бывшего завода комбайновых моторов, где стояли пригодные для работы, но небольшие по размеру корпуса.

Вторая и основная заводская площадка располагалась в огромном поле в пяти километрах от комбайнового завода – здесь стояла каменная коробка корпуса инструментального цеха и торчали из-под снега фундаменты и недостроенные стены пяти будущих цехов.

Станки пришлось налаживать и запускать на открытом воздухе. Котельных не было, но теплоснабжение требовалось и для обогрева, и для производственных нужд. Найдено было решение – к стенам недостроенных цехов подогнали несколько паровозов, которые подавали пар.

Оборудование авиамоторного завода прибывало в Черниковку по пять-шесть эшелонов в сутки. Вдоль железнодорожной ветки были построены деревянные эстакады и тысячи работников завода стали временно грузчиками и строителями. Станки и ящики вытаскивали вручную, делать это нужно было быстро – каждые четыре-пять часов на станцию приходил новый эшелон.

Рабочие завода днем и ночью, в мороз, доходящий до сорока градусов, перетаскивали станки в открытое поле, на железных листах волокли их по снегу к цехам, в которых еще не было крыш, а в некоторых – даже стен. Но вскоре станки заработали. Завод вставал на ноги.

Костяк производства составили рыбинские и уфимские моторостроители, а также специалисты эвакуированных в Уфу московского и ленинградского заводов. Расширялось производство за счет колхозников, осваивающих рабочие специальности, на завод шли домохозяйки, подростки, пенсионеры, легкую работу выполняли инвалиды. Выполнение суточного графика считалось фронтовым заданием, не выполнив его, рабочий не имел права уйти домой. Прогул или опоздание на работу оправданию не подлежали.

Работа в тылу на заводах, подобных авиамоторному, была настолько тяжелой, что бегство на фронт считалось дезертирством. Все военные годы на предприятии не хватало рабочих рук, но большинство молодых рабочих ходили вокруг военкоматов, стремясь попасть на фронт. Приходилось специально посылать заводских бригадиров в военный лагерь Алкино, где формировались новые части – новобранцев выстраи вали, а бригадиры обходили строй, чтобы опознать беглецов.

Пустые поля вокруг авиамоторного завода застраивались деревянными бараками и полуземлянками-полудомами, слепленными из чего придется. В окрестных лесах по ночам стали исчезать деревья. Обнаружив это, городские власти выделили заводу большой участок леса рядом с Курочкиной горой, где разрешили порубку.

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

В здании бывшего Дома культуры имени М. И. Калинина сегодня размещается Уфимский филиал Московского педагогического университета им. М. Шолохова. Уфа. Фото Сергея Синенко

Уфимский горсовет в войну выделял индивидуальные участки на территории нынешней центральной части Черниковска (один из инженеров УМПО вспоминал, что его цеху достался участок на том месте, где сегодня находится кинотеатр «Победа»).

Многие возделывали землю прямо под окнами своих домов, стоявших тогда на значительном расстоянии друг от друга – хватало места и под картофель, и под репу, и под огурцы. Так в Черниковке возникло особое племя «рыбинских» – людей закаленных, готовых преодолеть любые трудности жизни…

Улицы Баландина и Ферина в Инорсе названы в честь двух директоров авиамоторного завода в военное и послевоенное время.

В 1990-е гг. в ходе восстановления Богородской церкви на улице Ферина (архитектор З. Хатмуллина, руководитель восстановительных работ протоиерей В. Мохов) в Инорсе сформировался большой историкоархитектурный комплекс.

Он включает в себя Богородскую церковь (возникла на месте деревянной церкви в 1622 г., заложена в 1873 г.), которая по стилю близка образцам церковной архитектуры XVII в.: пятикупольная, с пристроенной шатровой трехъярусной колокольней, трехпредельная. Была закрыта в 1933 г. Некоторое время в ней размещались госучреждения, затем – содержались заключенные. Возвращена верующим в 1990 г.

2445565

Храмовый комплекс Градо-Уфимской Богородской церкви. Уфа. Фото Сергея Синенко

552352

В ходе восстановительных работ в подвале церкви были обнаружены человеческие останки. В 1993 г. на месте страшной находки была устроена Скорбященская церковь. Останки людей перезахоронены в могилы Богородского некрополя и склепы под Крестово-погребальной часовней (построена в 1991 г. в память жертв сталинских репрессий). В некрополе находится мемориал разрушенных кладбищ Уфы, могилы известных горожан.

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

Богородская часовня. Уфа. Фото Сергея Синенко

В 1991 г. восстановлена Ильинская каменная часовня. В 1993 г. для проведения обряда крещения построена Церковь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Богородская часовня над Богородским родником (колодезем) построена заново в 1993 г. (была уничтожена в 1944).

Родник появился, по преданию, в XVII в., в 1953 г. был разрушен, в 1993–1994 гг. восстановлен. Частью архитектурного ансамбля является церковно-краеведческий музей. Он имеет отделы краеведения, истории церкви, фоно- и видеотеку, архив. В 1992 г. здесь открыта церковная общедоступная библиотека.

Название «Инорс» расшифровывается по-разному. Перечислим все версии.

Первая – работавшие на стройке ИНОстранные Рабочие и Специалисты – якобы строили район в основном пленные немцы. Фантастична эта версия потому, что строительство началось задолго до войны.

Вторая – Институт НОРм и Стандартов, разработчик проекта застройки с. Богородского.
Третья – район назван по аббревиатуре Институт НОРм Строительства, по проекту которого были построены здесь в 1937–1939 гг. первые кирпичные дома.

Четвертая – проект застройки разрабатывался Ленинградским институтом научной организации строительства – ЛИНОРС. «Л» потерялось, отсюда и современное название…

У каждой из версий есть свои сторонники и противники.

По кн.: «Неторопливые прогулки» по Уфе. Уфа, 2010.

 

Комментарии

 

Reply

wineea

07-07 2012 at 18:28

Село Богородское и поселок Моторное

С большим удовольствием читаю Вашу книгу «Неторопливые прогулки по Уфе», особенно про историю Инорса. У меня возник вопрос: почему на приведённом Вами фрагменте карты 1939 г. нынешняя улица Ферина названа Актюбинской? А по рассказам старожилов этих домов, она называлась ул. Чапаева.

 

Сергей Синенко

Село Богородское и поселок Моторное

Нужно учесть: 1939 год, страна готовится к войне.

Все режимные объекты на картах той поры изображены, во-первых, нечетко, недетализировано (ведь условное изображение  поселка Моторное и картой-то не назовешь…), во-вторых, со специальными искажениями, которые вносили, чтобы запутать агентов троцкистско-зиновьевского блока и др. вражью силу.

На карте 1939 г. такого рода дезориентиров несколько десятков.

К примеру, любому уфимцу бросится в глаза никогда не существовавшая в Нижегородке железная дорога к западу от озера Долгое (ж/д проходит восточнее ул. Нехаева, вместо неё на карте просто белая полоса).

695443

Или вот еще.

Остров на Белой выше Оренбургской переправы обозначен ближе к правому берегу, неверно обозначен фарватер, а, значит, подлодка противника точно сядет на мель!

6523452

А улица Ферина (основная часть) называлась раньше Тульской… Вплотную шла Чапаева. Нужно учесть, что во время строительства поселка Моторное разлиновка улиц села Богородского была нарушена (что вполне объяснимо), отсюда и неточности, накладки по названиям.

 

Reply

wineea

09-07 2012 at 23:12

Село Богородское и поселок Моторное

Здравствуйте, уважаемый Сергей Германович.

Спасибо, что ответили. Мы хотим продолжать с Вами переписку, поэтому сообщите удобный для Вас для переписки с нами Ваш адрес.

Сейчас мы занимаемся поисками по одному интересному факту.

  1. Видели ли Вы в интернете фотографии аэрофотосъёмки Уфы с комментариями на немецком языке, обозначенные 1942 годом?
  2. Какие Вы видели самые ранние по времени аэрофотоснимки Уфы?
  3. Были ли в Уфе слухи о полётах над ней нацистских самолётов?
  4. Была ли создана в Уфе ПВО? Если да, то с какого числа и в каком составе, и какие объекты прикрывали?
  5. По мнению некоторых людей ж/д мост через Белую охранялся зенитками во время Великой Отечественной войны. Вы об этом слышали хотя бы в качестве легенды?
  6. Вводился ли режим затемнения в Уфе?
  7. Были ли в Уфе слухи о возможности бомбёжек, высадки десанта, разбрасывания листовок немцами?
  8. Когда был построен и когда начал функционировать аэродром в Максимовке?
  9. Какие самолёты базировались в период ВОВ в Максимовке?
  10. Какие самолёты базировались в период ВОВ в Уфе на старом аэродроме (на нынешней улице Зорге)?
  11. Что Вам известно про действия немецких диверсантов на территории Уфы и Башкирии?
  12. Что Вам известно о визитах делегаций из Германии в Уфу в период с1933 по июнь 1941 года?
  13. Если такой визит состоялся, то они приезжали в Уфу на поезде или самолёте?
  14. Если Вы затрудняетесь с точными ответами по какому-либо из перечисленных вопросов, то к кому бы Вы посоветовали нам обратиться?

С уважением, Евгений и Анна Вайн

 

Reply

Сергей Синенко

10-07 2012 at 17:58

Уважаемые Евгений и Анна!

Ваш тщательно разработанный вопросник пугает объемом. Наверное, с таким вопросником следует обратиться в Национальный музей (там есть историки, занимающиеся исключительно периодом Великой Отечественной). Музей —  госучреждение, они могут  вам ответить, но желательно заручиться официальной бумагой, потому что на вопросники никто отвечать не любит, да  и не обязан (каждый сосредоточен на собственных задачах, поймите правильно).

Желаю успехов.

С уважением, Сергей Синенко

 

Reply

wineaa

11-07 2012 at 20:02

Село Богородское и поселок Моторное

В интернете есть снимки Инорса с самолёта (надписи на нем. языке, проставлена дата 1942). Вы их видели?

 

Reply

Rebusorov56

карта 1939 г,,

 

12-07 2012 at 07:45

Какой «сильны умный» притащил «на себя» паровоз в центре Демского района (Хакимов), ладно этот «умный» Сам потом лично перетащил рядом у жд.техникума.А вот на какие деньги Он с восстановительного поезда взял кран и машину-так и остался без ответа,,.

 

Reply

iren.iren

21-10 2012 at 11:14

инорс( богородское)

доброго времени суток! скажите пожалуйста, возможно распологаете информацией, что было раньше на территории домов 5,7,9 по ул.фр.бригад(ост. «док»)? и есть ли фото? очень нужно) спасибо.

 

Reply

Сергей Синенко

Инорс-Богородское

21-10 2012 at 15:04

Добрый день, Iren.Iren !

Инорс знаю слабо — никак не был связан с этим районом ни по работе, ни по знакомым. Т. образом, по названным  вами зданиям ничего сказать не могу. Материал по Инорсу (очерк «Точка возврата») собирал только когда занимался военной историей (то есть знаком, преимущественно, этот период).

Сейчас посмотрел архив… нет, есть несколько фото, наверняка вам неизвестных, связанных с Богородским. Это — не ответ на ваш вопрос, а просто по теме… Ниже — прихожане Казанско-Богородской церкви, 1927 г.

14156363635

Reply

jilkinAN

23-12 2012 at 19:19

Инорс

Я могу ответить iren.iren . На месте домов по улице Фронтовых бригад раньше было просто поле и  огороды. По нынешней улице Транспортной проходила одноколейная железная дорога,которая огибала этот район и  вела в лесной массив на берег Уфимки. По ней доставлялись лесоматериалы для строительства завода (современного УМПО). Жел.дорожный мост через приток к реке Уфимка ещё долго оставался не разрушенным.

 

Сергей Синенко

Инорс

Вот спасибо, нашелся знающий человек..

Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоНеторопливые прогулки по Уфеархитектура,город,история,краеведение,Уфа,церковьИНОРС Село Богородское и поселок Моторное Градо-Уфимская Богородская церковь. Уфа. Фото Сергея СиненкоПрогулки по Черниковке продолжаем сегодня изучением Инорса. Промышленный микрорайон Инорс (встречается и написание ИНОРС) в Калининском районе Уфы ведет свое происхождение от православного поселения Новая слобода, возникшего в 1604 г. в двадцати верстах севернее Уфы. С 1613 г....Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл