По Бирскому тракту

sh103151_22 По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция

Михаило-Архангельский храм в Бирске. Фото Сергея Синенко

По Бирскому тракту

Продолжим наше хождение посолонь (см. посты от 05.01, 05.02 и 25.02). Следующее путешествие — по Бирскому тракту на северо-запад, в край Николы Березового. Бирским трактом еще три века тому назад стали называть дорогу, проложенную из Уфу и Бирска в Пермь и Кунгур. Начиналась она от Уфимской крепости и Большой Сибирской дороги, вела на север и северо-восток мимо Благовещенского завода, Бирска, Аскино и Щучьего Озера, а заканчивалась ответвлением от старинного Сибирского тракта на юг верстах в десяти от Кунгура. Тракт тянется вдоль реки, петляя, и мы, двигаясь по нему, будем делать петли, ведь интересна нам не сама дорога, а храмы, православные святыни этих мест.

В сорока километрах севернее Уфы находится город Благовещенск. Городской Благовещенский храм — деревянный, небольшой, недавней постройки (о Благовещенске еще расскажем, Благзавод — интереснейший старинный город). Мы сворачиваем с Бирского тракта и уходим направо к селу Бедеева Поляна (Полянское). Здесь стоит новая кирпичная однопрестольная Христо-Рождественская церковь, построенная в 2001 году на месте разрушенного храма постройки 1894 года.

0-03548 По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция

Трапезный храм Успенского Свято-Георгиевского монастыря. Фото 2004 г.

Наше путешествие продолжается. В двенадцати километрах от села находится восстановленный на старом месте Георгиевский монастырь «Святые Кустики». Строительство монастырских зданий велось здесь всю первую четверть XX века. Кирпичный Успенский собор, так и не достроенный до конца, в советское время был разрушен до основания. Была уничтожена Вознесенская церковь, часовня на месте Святых Кустиков, все келейные и хозяйственные здания. Некоторое время на месте монастыря существовала трудовая коммуна, затем полуразрушенные монастырские здания пришли в запустение, заросли кустарником.

171_2 По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция С середины 1990-х годов на праздник Вознесения, который считался в Святых Кустиках одним из престольных, сюда стали приезжать почитатели. Прошло несколько лет и по благословению владыки Никона началось сооружение первых келий, а затем и церкви в честь князя Георгия Владимирского. На расчищенных фундаментах Вознесенской церкви и Успенского собора стали подниматься стены новых храмов. В строительстве участвовали верующие со всей епархии — из Уфы, Бирска, Павловки, Красного Ключа, других городов и сел.

171_1 По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция Среди почти таежных лесов поднялась семиглавая Георгиевская церковь; кирпичная часовня во имя Иверской иконы Божьей Матери и надкладезная часовня, бревенчатые келейные здания, кирпичная трапезная с церковью. Здесь завели свою пасеку, огороды, картофельное поле, скотный двор, сенокосные угодья.

krasniy-klyuch По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция Красный ключ

Успенский собор стремились воссоздать в прежнем виде и размерах, с колокольней выше шестидесяти метров, чтобы ее было видно из соседних сел Уса-Степаново, Поляны и Седяш, а звон колоколов слышала бы вся округа. Некоторое время обитель называлось «Свято-Георгиевским скитом», но с 2002 года стала именоваться Успенским Свято-Георгиевским мужским монастырем. На праздники Вознесения Господня в монастырь стекаются сотни паломников, архиерейские богослужения совершаются под открытым небом у новой Георгиевской церкви.

37 По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция Кирпичная однопрестольная Христо-Рождественская церковь в с. Бедеевой Поляне (Полянское) возведена в 2001 г. на месте разрушенного храма постройки 1894 г.

…За ручьем в километре от монастыря стали попадаться ели, сперва поодиночке, вперемешку с осиной, потом все гуще и гуще, так что совсем залохматили небо, словно из белого дня мы въехали в вечерние сумерки. Возвращаемся в Бедееву Поляну, дорога на северо-восток от села ведет к Павловскому водохранилищу на реке Уфе, к поселкам Павловка и Красный Ключ.

Читайте также:  Город Агрыз (Татарстан)

114 По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция

Красный Ключ. Закладка Петропавловского храма

Один из главных местночтимых святых Уфимской епархии — святой преподобный Моисей (Чигвинцев Николай Иванович, 1913-1982), в честь него в Павловке возведена церковь. Поселок, основанный в начале 1950-х годов храма никогда не имел. Началось строительство церкви в 2002 году. Первое название храма — в честь Новомучеников и Исповедников Уфимских, новое — в честь преподобного Моисея Уфимского. Кирпичный храм возвели за два года.

0-03154 По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция

Храм преподобного Моисея Уфимского в поселке Павловка

Изучение епархиальных храмов продолжается. Уже знакомой дорогой возвращаемся на Бирский тракт, наш путь — на северо-запад в село Николаевка, или Николаевка-Кулига, здесь стоит старинный Свято-Никольский (Михаило-Архангельский) храм, дожидающейся своей реставрации. Возвращаемся на тракт. Теперь через Пономаревку на Бирск, это одна из главных целей нашего путешествия.

Бирск — один из шести старинных уездных городов Уфимской губернии, город больших православных традиций. Он был основан в 1663 году по указу царя Алексея Михайловича на возвышенном правом берегу Белой как крепость Архангельское, позволявшая контролировать и водный путь, и сухопутный тракт от Уфы в северные районы. Бирский уезд в Уфимской губернии раньше являлся самым крупным по площади, а уездный город Бирск представлял собой культурный центр северной части губернии. Развитию города способствовало строительство пристани на реке Белой, второй по значению после уфимской.

Город славился своими церквами. Выделялись четыре каменных храма — Михаило-Архангельский на Галкиной горе над рекой Белой, Свято-Троицкий собор на Соборной площади в центре города, инородческая церковь во имя Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа и кладбищенская Иоанно-Предтеченская церковь. На городской окраине находился Троицкий женский монастырь с Троицкой соборной церковью.

Известен был Бирск и своими часовнями, всего их было восемь. На Уфимском тракте за городом стояла каменная Никольская часовня, построенная для ежегодных встреч и проводов чудотворного образа Казанской Божьей Матери из Уфы и иконы Святителя Николая Березовского из села Николо-Березовки. В память о старинных бирских церквах, Ильинской и Покровской, на их фундаментах были установлены одноименные каменные часовни. К Ильинской часовне и Ильинскому ключу из Михаило-Архангельской церкви ежегодно в Ильин день шел крестный ход с водосвятием. В Покровскую часовню, сооруженную бирским купцом Стефаном Орловым, ежегодно в октябре шел крестный ход в память спасения императора в железнодорожной катастрофе под Борками. Третья приписная к Михаило-Архангельскому храму часовня, Спасская, стояла на берегу Белой, она была построена в честь иконы Спаса Нерукотворного из Елабуги, внесенной в Бирск во время холерной эпидемии 1848 года. Крестный ход в нее также совершался из Михайловской церкви. В советское время все эти часовни были разрушены до основания…

Читайте также:  Уголовное дело главы Кушнаренковского района Башкирии

6789999525 По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция

Свято-Троицкий собор г. Бирска стоит на главной городской площади, называвшейся раньше Соборной или Троицкой. Построен в 1835-1840 гг., закрыт в начале 1930-х гг., восстановительные работы начались только в 2002 г. Собор решено воссоздать в его первоначальном виде

47 По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция

В здании Свято-Троицкого собора, который стоит на главной площади Бирска, называвшейся раньше Соборной, или Троицкой, в советское время находился кинотеатр

Здания вокруг, почти все, — памятники истории и архитектуры. От реки Белой поднимается к центру, выходит осью на храм, одна из старейших улиц, Большая Сибирская (ныне Ленина). Постройка храма началась в 1835 году, место для него сначала определили на южной окраине города, но большая часть горожан была таким решением недовольна, считая, что собор должен стоять на месте старой деревянной Михаило-Архангельской церкви на Галкиной горе.

Работы предполагалось вести на пожертвования горожан, значит, последнее слово оставалось за ними. Из-за разногласий о месте постройки дело затягивалось. Тогда местный чиновник, коллежский секретарь Александр Ватлашев, взял инициативу на себя — с разрешения епископа Иоанникия (Образцова) на свои средства он заложил фундамент храма на запланированном месте и стал возводить стены. Вскоре нашлись робкие помощники, а затем почти все горожане стали помогать строительству деньгами и материалами. Через три года храм был вчерне готов. В 1840 году был освящен его правый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в следующем году главный придел во имя Святой Живоначальной Троицы и левый — во имя Святителя и Чудотворца Николая. Среди бирских церквей храм стал самым высоким и вместительным, споря даже с уфимским кафедральным собором.

birsk-sobor По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция

Вид на Соборную площадь с бирской пожарной вышки. Фото Сергея Синенко

В последующие годы Троицкий собор достраивался, украшался новыми иконостасами, к зданию были пристроены боковые притворы, а стены расписаны. Из Михаило-Архангельского в Свято-Троицкий храм были перенесены некоторые из книг, икон и колоколов. Помещик генерал Петр Григорьевич Языков пожертвовал храму икону Спаса Нерукотворного, знаменитую тем, что она была дана ему в благословение самой императрицей Екатериной Великой!

В начале 1930-х годов храм закрыли, верхнюю часть колокольни снесли и разместили в нем кинотеатр. В последующем «обмирщение» продолжалось — снесли храмовый барабан с куполом и церковные сени. Собор возвратили верующим в начале 1990-х годов, но восстановительные работы начались только в 2002 году. Свято-Троицкий собор решено воссоздать в его первоначальном виде.

birsk-mihailo-arhangelskij-sobor По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция

Михаило-Архангельская церковь с широким кирпичным барабаном, увенчанным большим куполом в форме луковицы, высится на Галкиной горе над рекой Белой, являясь ярким зрительным символом г. Бирска. Фото Сергея Синенко

45 По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция

С середины 1990-х годов возобновились богослужения в Михаило-Архангельском храме. Когда-то церковь Архангела Михаила стояла близ Чертова городища при Святом ключе, ее именем было названо первое русское поселение на месте города – село Архангельское. Во время пугачевщины Бирск был разорен, но церковь быстро восстановлена. В 1783 году на Галкиной горе был возведен новый Михаило-Архангельский соборный храм. Поскольку после постройки Свято-Троицкого храма он стал соборным, деревянный Михаило-Архангельский храм стал обычным приходским, вскоре был разобран и установлен заново в селе Емашево Уфимского уезда, а на старом намоленном месте началось возведение каменной Михаило-Архангельской церкви, завершенное в 1845 году. Сюда были перенесены иконостасы из старых сломанных церквей Бирска – Покровской и Ильинской.

Читайте также:  Мордовия - Республика Мордовия (Приволжский федеральный округ)

mihailo-arhangelskaja-cerkov-v-birske По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция

Михаило-Архангельская церковь г. Бирска. Фото Сергея Синенко

В 1936 году Михаило-Архангельский храм закрыли, в нем устроили склад, для въезда в здание грузовых автомобилей сломали колокольню. Разрешили открыть храм в конце Великой Отечественной войны, с того времени он являлся единственным действующим в городе. Восстановительные работы, включая строительство новой колокольни, начались в 2002 году.

В 1990-е годы верующим вернули Казанско-Святительскую или инородческую церковь на южной стороне Соборной площади. Почти половину населения Бирского уезда в дореволюционное время составляли татары и черемисы (марийцы), среди которых было много крещеных. Именно для них был построен храм, в котором служба велась не только на церковно-славянском, но и на татарском и марийском языках. Церковь возвели при Бирской инородческой учительской школе, где господствовала так называемая «система Ильминского» — мягкая форма приобщения к православию. Храм был освящен в 1899 году во имя казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа, известных просветителей бывшего Казанского ханства. Так как церковь стояла во дворе Бирской инородческой учительской школы, третье ее именование звучало так — Трехсвятительская церковь Бирской учительской школы.

kazansko-svjatitelskaja-cerkov-g.-birska По Бирскому тракту БАШКИРИЯ Провинция

Казанско-Святительская церковь г. Бирска — единственный храм в Уфимской епархии, который воспроизводит средневековую византийскую традицию, напоминая романские замки эпохи раннего Средневековья. Фото Сергея Синенко

Архитекторы говорят, что это единственный храм в Уфимской епархии, который воспроизводит средневековую византийскую традицию, напоминая не только церкви Балканского полуострова, но и романские замки Италии, Франции и Германии эпохи раннего Средневековья. Неизвестно, кто был автор проекта, но по последнему слову техники в нем было устроено храмовое отопление: печь, расположенная в подвале, обогревала здание воздухом, циркулирующим по воздушным колодцам внутри церковных стен. В послереволюционное время Казанско-Святительскую церковь закрыли одной из первых. Снесли звонницу, стоявшую рядом с храмом, а само здание превратили в комсомольский клуб, затем, поочередно, — в ресторан, музей, склад, электростанцию. В конце 1980-х годов отремонтировали и собрались было разместить в нем краеведческий музей, но настали другие времена, заговорили о возвращении храмов верующим, и музей занял соседнее здание бывшей инородческой школы. Понемногу церковь восстановили, построили новую колокольню и звонницу. Храм стали именовать Свято-Никольским.

Из книги Сергея Синенко «УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 8 =

Next Post

Мусульманские памятники Предуралья эпохи средневековья

Чт Апр 12 , 2012
«Башкирцы на полуденной молитве в окрестностях деревни Мулдакаево». Фото Максима Дмитриева, начало 1890-х гг. Сергей Синенко На берегу исламской ойкумены …Не звенит тетива лука, да […]
Мусульманские памятники Предуралья эпохи средневековья