Ризаетдин Фахретдинов и его семья

38895 Ризаетдин Фахретдинов и его семья БАШКИРИЯ Ислам История и краеведение ТАТАРСТАН Фигуры и лица

Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи 1900–1901 гг.

В 1900–1901 гг. в Самарской губернии проводилась подворная перепись крестьянских хозяйств. В марте 1901 г. земские статистики проводили обследование в деревне Кичучат (Юлдашево тож) Варваринской волости Бугульминского уезда, заполняли подворные карточки на все дворы, включая в том числе семьи, отсутствовавшие в деревне, но по спискам продолжавшиеся числиться в родной общине. Среди последних обнаружена карточка и на Ризаетдина Фахрытдинова, заполненная, скорее всего, со слов его брата.

Уфимский кадий продолжал официально состоять домохозяином в кичучатовском сельском обществе. В отличие от православных священников, исламское духовенство в царской России не являлось отдельным юридически признанным сословием. Имамы и муэдзины принадлежали к «сельским обывателям».

Материалы переписи 1900–1901 гг. практически не введены в научный оборот и неизвестны широкому кругу исследователей. Обработка собранной информации, подготовка к изданию итогов переписи по ряду причин затянулась, затем началась русско-японская война, грянула революция 1905 г. и самарским статистикам не удалось опубликовать её результаты. С другой стороны, это и спасло первичную документацию – подворные карточки – от уничтожения. Стопки карточек и предварительные подсчёты земцев пылились в архиве, после образования Татарской АССР их передали в Казань, где они находятся по настоящее время.

Данная перепись выполнена на весьма высоком уровне. Она принадлежит к так называемым «медленным» исследованиям, когда переписчики подолгу беседовали с крестьянами, подробно их расспрашивали, иногда записывая на подворные карточки целые истории, жалобы и даже шутки сельчан. Информация переписи 1900–1901 гг. достаточно достоверна и открывает новые страницы в биографии выдающегося исламского богослова.

Благодаря изысканиям альметьевского историка, сотрудника «Альметьевской энциклопедии» И.Р. Габдуллина узнаём, что Р. Фахретдинов происходил из рода потомственного исламского духовенства. Его дед – мулла Сейфутдин Субханкулов (1776 г. р.) – служил в Кичучате всю первую половину XIX столетия, трое сыновей пошли по его стопам. Отцу будущего муфтия – Фахретдину (1820–1891), кичучатовского указного муллы с 1840-х гг., первая жена Мавгуба Рямкулова (1822–1873), так было записано по-русски её имя в материалах Х ревизии 1859 г., кроме двух дочерей подарила сыновей: Мингазетдина (1843 г. р.), Кашафутдина (1853) и Ризаетдина (1859 г. р.).

В 1870 г. в одиннадцатилетнем возрасте Риза Фахретдинов поступил в медресе деревни Нижние Чершили (Шелчеле), что лежит к югу от Кичучатово. В 1885 г. 26-летний Ризаитдин женился на Нурджамал (Нуризиган Абдулнасыровна), дочери ахуна из деревни Чубытлы Мензелинского уезда. А летом 1887 г. он вместе с отцом отправился в Уфу в Оренбургское Магометанское Духовное собрание для сдачи экзамена, дающего право занимать должность имама. На экзамене присутствовал сам муфтий Мухамедьяр Султанов, отвечая на вопросы которого, Ризаитдин поразил всех уровнем своих знаний. В конце выступил муфтий: «С тех пор, как я начал служить на этом месте, среди всех шакирдов, приезжавших на экзамены из знаменитых городских и сельских медресе, впервые встречаю в Вашем лице такого образованного юношу, ответы которого совершенно удовлетворили и так обрадовали меня». Затем, выслушав молитву, муфтий взял журнал, куда записывались направления, и продолжил: «Деревня, куда назначаетесь имамом, маловата для Вас. Пусть будет во благо, пока служите. Но мы не будем Вас долго держать в этой деревне. Как только появится достойная вакансия, переведём оттуда».

Читайте также:  Александра Невского улица (Маленкова) - Уфа от А до Я

Слава о молодом талантливом наставнике из Кичучата разлетелась по всему краю. В июле 1889 г. общество деревни Ильбак Бугульминского уезда пригласило Р. Фахретдинова на должность местного имама и мударриса. В мечети этого селения Ризаитдин служил по февраль 1891 г. При этом, будучи рядовым деревенским муллой, он выпускает несколько книг, беспрецедентный случай даже для нашего времени! А муфтий не забыл своего обещания. В январе 1891 г. Мухамедьяр Султанов вызывает его на место члена (кади) Духовного собрания и Р. Фахретдинов с семьёй выезжает из Кичучата в Уфу. Впереди была долгая служба в Уфе (1891–1906), работа в Оренбурге в журнале «Шура» (1906–1918), опять Уфа и высокая должность муфтия в атеистическом СССР.

К моменту проведения переписи 1900–1901 гг. Р. Фахретдинов уже более 12 лет не проживал в родной деревне, но формально продолжал числиться в составе местного сельского общества, что было обычной практикой для того времени, включая мусульманское духовенство.

На подворной карточке № 299 записано: домохозяин Ризаетдин Фахрытдинов, по народности тептяр, 42 года, грамотен по-русски и по-татарски, окончил медресе. В графе о промыслах указано: «мулла и член в Магометанском Духов. Собрании» в городе Уфе круглый год. Дома нет, «отсутствующий», «в Уфе при Муфтии», 10-й год. Покинув родные места, Р. Фахретдинов оставался членом кичучатовской общины, за ним сохранялся один земельный надел, который он отдал в аренду за плату всех повинностей Зиатдину Фахрытдинову.

Много лет спустя, в 1905 г. указом царя Николая II Ризаитдин Фахретдинов будет представлен «к званию личного почётного гражданина» (одно из высших купеческих сословий) за 15 лет «отлично-усердной службы». По другим сведениям он официально не оформил эту награду, не захотел ею воспользоваться, оставшись в простом тептярском сословии.

В отличие от других «отсутствующих», про которых кичучатовцы ничего не знали и их подворные карточки остались пустыми, Р. Фахретдинов к марту 1901 г. сохранял тесные связи с Родиной. В его подворной карточке точно указан состав семьи – жена (35 лет, грамотная по-татарски, имена членов семьи не записывались), сыновья – 14 лет (Габдрахман, 1887–1937) и 12 лет (Габдулахад, 1889–1938), про которых записано, что оба учились в медресе в Оренбурге. Также были ещё два сына – 9 лет («в медресе г. Уфа», Габдрашид, 1892–1953) и 2 года (Сагид, родился в феврале 1900 г.), семилетняя дочь (Зайнаб, 1893–1985). Последние двое детей (будет ещё дочь Асьма в 1906 г.) появились на свет уже в Уфе, но кичучатовцам это было известно. Ризаитдин Фахретдинов был проездом в Кичучате в январе 1892 г., когда отвозил супругу Нурджамал в Чубатлы, где родится сын Абд Аль-Рашид.

Читайте также:  Ислам в России, итоги прошедшего года

В марте же 1901 г. в Кичучате продолжали жить ближайшие родственники будущего муфтия, подворные карточки на которых также сохранились. После смерти отца (Фахретдина) в 1891 г. родовой надел был поделён между сыновьями. 48-летний (в 1901) сын от первой жены Кашафутдин Фахрытдинов (подворная карточка № 70) пошёл по родительским стопам. Окончив Чершилинское медресе он уже очень давно, в документе записано «23 года» (то есть с 1878) служил муллой в близлежащей деревне Маметьево той же Варваринской волости. Указано также, что дома в Кичучате не имеется. Семья у Кашафутдина была большая: супруга (43 года, грамотная по-татарски), сыновья – 21, 17, 12 лет (все грамотные, учились в медресе) и 15-летняя дочь, получившая домашнее образование.

Обратимся к уникальным материалам альметьевского историка И.Р. Габдуллина. Первым в Маметьево отправился служить старший сын Фахретдина Мингазетдин (1842 или 1843 г. р.), который был утверждён в должности маметьевского имам-хатыпа и мугаллима в 1864 и 1866 гг. По указу Самарского губернского правления в 1878 г. в Маметьево стал служить Кашафутдин Фахретдинов (умер в 1913 г.). А в сентябре 1914 г. маметьевским муллой стал его третий сын Габдулсамат Кашафутдинович Фахретдинов. Род Фахретдиновых прочно обосновался в соседнем Маметьево. В материалах переписи 1900–1901 гг. по Маметьево находим подворную карточку на «постороннего», муллу Кашафутдина Фахрутдинова (48 лет). Состав семьи точно такой же.

На кичучатовской подворной карточке на Кашафутдина Фахрытдинова сначала было отмечено, что семья отсутствует. Потом всё перечеркнули. Хотя брат Ризаитдина в Кичучате постоянно не проживал, тем не менее, он, во-первых, также оставался юридически членом здешнего сельского общества и, самое главное, имел один душевой надел земли, где засевал 2,46 десятины (рожь, полбу, овёс). На полевые работы Кашафутдин приглашал односельчан «помочью» (омэ). Кичучатовцы пахали, боронили, сеяли и убирали хлеб во время бесплатной общественной работы, помогая уважаемому духовному лицу. Как видим, Кашафутдин Фахрытдинов реально участвовал в делах Кичучата, поэтому учитывался в числе постоянных жителей села.

Читайте также:  КРАСНОВ Сергей Борисович

Ну а отцовскую усадьбу унаследовал, видимо, другой брат Зиатдин Фахретдинов (1863 г. р., во время переписи 1901 г. ему исполнилось 38 лет). Номер его подворной карточки 69-й (у Кашафутдина № 70). Когда Ризаитдин Фахретдинов уезжал в марте 1891 г. из Кичучата в Уфу на службу в Духовное собрание, до деревни Абдульсалям его провожал, – как запишет сам муфтий, – «мой брат Зияэтдин».

Зиатдин также окончил медресе. Семья в 1901 г. включала супругу – 32 года (грамотная), сына (3 года) и пятилетнюю дочь. Он получил два надела земли, один из которых за плату повинностей сдавал Ашрафу Шарафутдинову, сам же арендовал три пахотных участка у Идриса Якупова и Миннибая Габитова, плюс бесплатный надел брата Ризаетдина. Держал рабочую лошадь, две коровы, телёнка, гусей, на полевые работы нанимал сдельщиков, сеял не очень много – 4,74 дес., хотя на небольшую семью из четырёх человек этого вполне хватало. Но, видимо, главный доход Зиатдина был не от землепашества.

В Кичучате и по окрестным деревням осенью и зимой он приобретал хлеб для купцов «и за это берёт с них с пуда ½ коп.», выступая в качестве посредника, скупщика хлеба, как говорят сейчас – торговый представитель, получающий процент с продаж. По информации казанского историка А.И. Ногманова Зиатдин умер в 1907 г.

Наконец находим ещё одну подворную карточку № 197 на домохозяина Салиха Фахрытдинова, 14 лет. Сам он к марту 1901 г. учился в медресе в Оренбурге уже третий год (весной, осенью, зимой). В Кичучате находилась его матушка (40 лет, грамотная), в документе проставлено «мать живёт здесь». Это, скорее всего, вторая жена Фахретдина – Махиджихан (данные А.И. Ногманова). У неё в Кичучате был дом с огородом (сажали картошку), имелся один надел земли, где сеяли 1,73 дес. также «помочью», держали корову и пяток овец. Младший брат муфтия, Салих Фахретдинов (1885–1973) в начале 1960-х гг. по просьбе тогдашнего директора ИИЯЛ А.И. Харисова напишет биографию Ризаитдина, которая хранится в архиве УНЦ РАН.

Источник: М. И. Роднов Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи 1900–1901 гг. Опубликовано (Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: Материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 г.). Уфа, 2006.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 − 5 =

Next Post

Цель - построение халифата в России

Ср Июл 17 , 2013
Конфронтация между разными течениями ислама в Башкортостане объясняется не полемикой о вероисповедании, а личными конфликтами… Oн не против, чтобы я назвал его имя и фамилию. […]
Цель - построение халифата в России