Вера Тиманова

Т5 Вера Тиманова Фигуры и лица

Вера Тиманова

Сегодня 6 февраля…  6 февраля 1855 года в Уфе родилась выдающаяся русская пианистка Вера Викторовна Тиманова.

Имя Веры Тимановой столетие назад сверкало на российской и европейской сценах. Гениальной пианисткой, звездою первой величины называли ее Ференц Лист и Антон Рубинштейн; ее игрою, тонким пониманием музыки и умением передать все нюансы композиторского замысла восхищались Петр Чайковский и Александр Бородин, знаменитый польский пианист Карл Таузиг и известный оперный дирижер Эдуард Направник. Размещаю в сети свой материал о ней, написанный несколько лет назад.  

Тиманова родилась в одном из небольших усадебных домов Голубиной слободки, принадлежавших дворянам Тимановым. Ее отец, небогатый уфимский дворянин, коллежский асессор Виктор Михайлович Тиманов, служил в Уфимском губернском правлении. О нем известно, что он окончил первую казанскую гимназию, а затем Казанский университет. Вера Тиманова рано лишилась отца, который умер в сорок лет от чахотки. Ее мать Мария Алексеевна происходила из рода уфимских дворян Мисайловых. Об ее отце и дедушке Веры в уфимских архивах упоминается в связи с тем, что в 1824 году он, титулярный советник, со своей женой Настасьей Александровной был представлен императору Александру I на уфимском балу.

Детство Веры Тимановой прошло в Уфе. Бабушке Настасье Александровне и тетке Софье Алексеевне Мисайловым принадлежало небольшое имение в деревне Подымалово, расположенной в двадцати верстах к северо-западу от Уфы по дороге на село Топорнино, нынешнее Кушнаренково.

«Когда Вере было три года, – писала газета «Уфимские губернские ведомости», – ее мать Мария Алексеевна заметила в ней необыкновенный слух по нескольким песням, которые она пела совершенно верно, это дало ей повод думать о музыкальных способностях своей дочери и, едва дождавшись шестилетнего возраста, в 1861 году, мать пригласила госпожу Игнатович давать ее дочери уроки музыки. Под руководством Игнатович, занимаясь до 1863 года, Вера Тиманова могла уже выполнять довольно бегло и отчетливо сочинения композиторов Гюнтера, Бейера и других известных, и начала уже сложные этюды Краммера».

Неизвестно, как сложилась бы ее судьба, если бы не помощь двух людей – талантливого музыканта Людвига Казимировича Новицкого и золотопромышленника и мецената Федора Ивановича Базилевского.

ttt Вера Тиманова Фигуры и лица

Вера Тиманова

Биографическая справка

1855, 6 февраля Рождение Веры Викторовны Тимановой в семье уфимских дворян Тимановых. Начальное домашнее музыкальное образование.

1861-1863 Обучение игре на фортепьяно у М. Игнатович.

1863-1865 Обучение фортепьянной игре у музыканта и педагога Л.К. Новицкого.

1865, 21 января Дебют девятилетней Тимановой на концерте в Уфе с исполнением пьес Моцарта, Шопена и Бейера.
Уроки фортепьянного искусства у А.Г. Рубинштейна и П.Л. Петерсона в Санкт-Петербургской консерватории.

1867, октябрь Успешное выступление с концертными программами под руководством Л.К. Новицкого в Казани и Симбирске.

1866 Поступление Тимановой в Санкт-Петербургскую консерваторию.

1867 Из-за финансовых сложностей Тиманова возвращается в Уфу, где она возобновляет занятия под руководством Л.К. Новицкого.

1868 Блестящий концерт Тимановой в Уфе. Уфимский золотопромышленник И.Ф. Базилевский обеспечивает Тимановых денежными средствами для обучения за границей.

1868-1870 Обучение в Высшей музыкальной школе К. Таузига в Берлине.

1872-1873 Обучение у Ф. Листа в Веймаре.

1873-1900-е гг. Зарубежные гастроли по Западной Европе, Америке, Турции чередуются с выступлениями в России, в том числе в Уфе. Исполнительское искусство пианистки высоко оценивают композиторы Лист, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи и др.

1896 Последний концерт Тимановой в Уфе.

1907-1921 Работа на популярных в Ленинграде Высших музыкальных курсах Е.П. Рангоф.
1920-е гг. Работа преподавателем 1-го и 2-го музыкальных техникумов Ленинграда, выступления с концертами.

1926 В.В. Тимановой присвоено звание Героя труда.

1937 Последнее выступление Тимановой на сцене в Ленинграде.

1942, 2 февраля Смерть от дистрофии в блокадном Ленинграде, откуда В.В. Тиманова отказалась эвакуироваться.

 

Преобладающие ветра в Уфе – юго-восточные и северные. Западные ветра приносят в город чудаков. Людвиг Новицкий, поляк, уроженец Варшавы, был блестящим и образованным музыкантом, виртуозно игравшим на рояле, дирижировавшим, сочинявшим музыку. В 1863 году по политическим мотивам его сослали в Уфу, где он поселился вместе с сестрой Александрой, талантливой пианисткой. Новицкий получил музыкальное образование в Варшаве, а жизнь его сложилась так, что преподавательская работа стала для него основным занятием.

Еще до приезда в Уфу в 1850 году в Петербурге он издал учебное пособие «Полная теоретико-практическая школа или руководство к достижению правильной и основательной игры на фортепиано, почерпнутая из многих известных сочинений, в 100 уроках». Издание это привлекло внимание многих музыкантов.

Приехав в Уфу, находясь под негласным надзором полиции, Новицкий тем не менее стал участником всех городских музыкальных вечеров и любительских концертов, у него брали уроки фортепьянной игры многие уфимские музыканты-любители. Мадам Игнатович посоветовала матери Веры пригласить Новицкого для занятий с дочерью.

Под руководством Новицкого десятилетняя Вера дала первый в своей жизни концерт. Это произошло в 1865 году в Уфе. Она исполнила произведения Моцарта, Шопена, Калькбреннера. Через три года, в феврале 1868 года она выступила во второй раз. Оба эти концерта были восприняты уфимцами восторженно. Газеты писали о юной звезде и ее педагоге, высказывая в адрес Новицкого самые лестные отзывы, давая высокую оценку его артистической и педагогической деятельности.

…Первый концерт, первое парадное платье, первое выступление в зале Дворянского собрания – сначала недоуменные лица, потом – первые аплодисменты, «браво» и «бис». Странно, когда ребенок на сцене, когда он не рассказывает детские стишки, а исполняет Моцарта, Шопена и Бейера.

Концерт был сыгран 21 января 1865 года. «Уфимские губернские ведомости» тогда писали:

«В Уфе дан замечательный концерт, в котором главную партию на фортепиано исполнила девятилетняя девочка, дочь покойного советника Тиманова, обнаружившая раннее музыкальное дарование. Играла она под руководством композитора Новицкого и оказала замечательное по ее летам искусство в исполнении пьес довольно трудных».

19 Вера Тиманова Фигуры и лица

Здание Уфимского Дворянского собрания

Второй концерт состоялся через три года. «Уфимские губернские ведомости» сообщали:

«Концерт девицы Веры Тимановой в пользу жителей северных губерний, страждущих от голода, состоялся 19 февраля 1868 года в зале Уфимского городского собрания. Наша юная талантливая пианистка выступала при участии господина Новицкого на фортепиано и господ Мизчера и Клевенского на скрипках.

С теплым сочувствием встретило наше общество объявление об этом благотворительном концерте, во-первых, потому, что вспомоществование бедствующим нашим братьям воодушевляет все наше отечество, во-вторых, по удачному выбору времени для концерта в день отмены крепостного права, в-третьих, по тому живому интересу, с которым публика ждала услышать даровитую уроженку нашего города, которая изумляет ранним и сильным не по летам музыкальным талантом и весьма много обещает в будущем.

Читайте также:  МУБАРЯКОВ Арслан Котлыахметович

Интерес послушать игру девицы Тимановой был особенно возбужден в нашем городе в последнее время громкой хвалой и блестящими отзывами, которые Вера Тиманова получила нынешней зимой после своих концертов в Казани и Симбирске, о чем дошли до уфимцев изустные и печатные известия.

Уфимцы уже слушали три года тому назад игру девочки Тимановой и восхищались тогда милыми приемами игры, в которых явились проблески развивавшегося таланта. Теперь на сцену вышла тоже девочка, лишь немного постарше, но зрители услышали уже игру, сильно и методически развитую, ознакомились с талантом, возросшим уже до значительных размеров, увидели уже серьезные выработанные приемы пианистической игры с большим знанием мелодии и гармонии. Остаемся в полном убеждении, что если судьба поблагоприятствует девице Тимановой, она станет нашей будущей знаменитостью».

Позже в своей автобиографической записке Вера Викторовна напишет о Новицком:

«В Уфе был очень хороший преподаватель, у которого я занималась три года… Девяти лет состоялся мой первый концерт, объявление о нем произвело в городе целую сенсацию. Билеты раскупались нарасхват, и я заработала мою первую тысячу рублей. Играла концерт Моцарта с оркестром и несколько пьес одна. Успех был полный».

Толки о блестящих концертных выступлениях Новицкого как педагога, пианиста и дирижера, о выдающихся успехах его ученицы доходят до Оренбургского генерал-губернатора, который запрашивает начальника Уфимской губернии о послаблениях лицам, высланным по политическим делам в Уфу. В ответ на запрос уфимский губернатор Григорий Аксаков пишет: «…Вследствие сего имею честь представить Вашему Превосходительству, что действительно высланный сюда Новицкий имеет один урок музыки в городе, так как нуждается в средствах содержания».

Новицкий не жалел времени и сил, развивая музыкальный талант своей ученицы. Он подготовил с ней концертные программы, с которыми Вера успешно выступила в городах Поволжья. Прожив в Уфе семь лет, Новицкий переехал в Казань, где открыл частную музыкальную школу, одну из первых в крае. Новицкий выступал и как пианист. Иногда звучали его собственные сочинения, фортепьянные и оркестровые. Так, в 1873 году в Казани он выступил вместе с известными польскими музыкантами – виртуозами Антоном Контским и Вандой Контской, дирижировал оркестром.

Меценат Базилевский стал для Веры Тимановой вторым подарком судьбы. Федор Иванович Базилевский происходил из старинного дворянского рода Базилевских, известных как щедрые благотворители, занимающиеся золотопромышленностью в Сибири и на Южном Урале. Все золотопромышленные компании Базилевских являлись частными и действовали на капиталах отдельных членов этого семейства без участия коммерческих банков.

Отец Федора, Иван Федорович, был одним из самых популярных и уважаемых горожан. Он получил образование сначала в Уфимской Духовной семинарии, а затем в Казанской Духовной академии. В Уфе он занимался сначала винным откупом, на этом «сколотил» первоначальный капитал, а позже вел золотой промысел на казенных землях. Надворный советник И.Ф. Базилевский сначала начал золотодобычу на сибирских промыслах, где организовал золотопромышленную компанию «Барон Корф и Базилевский Ко», один из первых провел разведку на золотоносном Алдане, а позже одним из первых стал заниматься частной золотопромышленностью на землях Оренбургского казачьего войска.

Широкую известность в Уфе Иван Федорович приобрел пожертвованиями на различные благотворительные цели. Он давал деньги на постройку городского театра, ежегодно давал деньги на помощь бедным уфимцам, на строительство церквей, на благоустройство города. На его средства была переиздана «Топография Оренбургского края» П.И. Рычкова. Отмечая его заслуги, городская дума назвала одну из улиц в Уфе «Базилевской».

К трехсотлетию Уфы он, как и его отец, были включены в список выдающихся уфимцев. Приобретя небольшой пароход «Манатура», И.Ф. Базилевский с 1867 года открыл еженедельное пассажирское сообщение между Уфой и Набережными Челнами на Каме. Разбогатев и переехав в Петербург, И.Ф. Базилевский и там оказывал щедрые пожертвования. Прославился он и за границей, где имел известный всему миру «Отель Базилевского в Париже».
9 Вера Тиманова Фигуры и лица

Дома золотопромышленников Базилевских на ул. Пушкина, ныне Уфимский НИИ глазных болезней

Успешными золотопромышленниками и щедрыми меценатами стали и сыновья Ивана Федоровича Виктор и Федор, – последний и помог молодой пианистке Тимановой. Все золотые промыслы в Сибири, в Южно-Енисейском и Олекминском округах, после смерти отца в 1878 году перешли Федору Ивановичу Базилевскому. Успешно продолжая дело отца, Ф.И. Базилевский проводил новые разведки на реке Лене, которые позволили ему открыть несколько приисков.

Прииски Ф.И. Базилевского славились самыми лучшими казармами для рабочих, кухнями, хлебопекарнями, больницами, банями. В Уфе Федор Иванович долгое время являлся попечителем Уфимского Попечительного о бедных комитета и жертвовал большие средства на благотворительные цели.

Пианистка Вера Тиманова, в одном из своих писем вспоминала: «Еще пяти лет от роду я потеряла отца… Мать осталась 24 лет вдовою, имея на руках четырех малышей и почти без средств. Если бы не случайная поддержка богача Базилевского, я не видела бы ни консерватории, ни заграницы». Здесь Вера Викторовна пишет о Федоре Ивановиче Базилевском. В Уфе до наших дней сохранились два двухэтажных каменных дома, принадлежавших наследникам Базилевского. Впоследствии их приобрел уфимский нотариус Николай Ильич Боголюбов, а ныне здесь, на улице Пушкина, размещается Научно-исследовательский институт глазных болезней.

Вере Тимановой повезло. Опытный музыкант и педагог Новицкий вывел ее на путь блестящей исполнительской карьеры, а меценат Базилевский сделал для нее доступной обучение в столице и за границей. Уже чувствуя почву под ногами, Вера Тиманова отправилась учиться сначала к А. Рубинштейну, Ф. Листу и К. Таузигу, а затем гастролировать по всей Европе. Восхищенный ее игрой, П.И. Чайковский посвятил Тимановой одну из своих фортепьянных пьес – «Юмористическое скерцо».

У исполнителей бывают времена таких взлетов, что, кажется, сама гармония светил управляет твоими руками и сердцем. Таким для нее стал 1867 год. Даже учитель Новицкий говорит: «Вера делает неимоверные успехи, удивляющие меня самого».

И это тоже вопрос – твой ученик достиг предела, за которым ты, преподаватель, уже спрашиваешь себя, можешь ли дать больше того, что имеешь сам. А бог все видит, и именно в твоих руках ответственность за божий дар. И тогда склоняешь голову. Людвиг Казимирович смиренно признается матери Веры, что всему, что умеет сам – уже научил, что яркий талант дочери требует более опытного руководства. Это должен быть Петербург, а уже там следует обратиться к Антону Григорьевичу Рубинштейну. Он основал русское музыкальное общество, первую русскую консерваторию, он пианист, музыкант, дирижер, он профессор, он выберет для Веры нужного учителя.

Читайте также:  Березовое озеро - Уфа от А до Я

Петербург. Прослушивание. Рубинштейн доволен тринадцатилетней Верой, он хвалит провинциальные таланты, дает рекомендательное письмо в берлинскую «Школу высшей игры».
«Уфимские губернские ведомости» сообщают: «В сентябре… она играла в Петербургской консерватории в присутствии директора консерватории господина Рубинштейна, который письменно заявил, что метода игры девицы Тимановой чрезвычайно хороша и что она подает большие надежды на будущее.

В январе 1866 года Вера Тиманова поступила в консерваторию. Потом мать принуждена была, по своим домашним обстоятельствам, взять Веру в Уфу, где она опять поступила в 1867 году под руководство Новицкого, занимающегося с ней до сих пор». «Если бы блестящая аттестация моих способностей, данная Рубинштейном, не заинтересовала Базилевского, я, может быть, пропала для искусства», – писала позже Тиманова. Вскоре при финансовой поддержке золотопромышленника Ф.И. Базилевского Вера едет на прослушивание в Берлин и ее принимает в число своих учеников Карл Таузиг. В его «Школе высшей игры» Вера занималась около трех лет. Один рояль приходился на двух учеников, каждый занимался игрой не менее шести часов в день. В четырнадцать лет Вера была уже на старшем курсе.

Таузиг не только учит музыкальному мастерству, он знает, как легко и быстро сгорает неокрепший талант от пламени аплодисментов. Публичные выступления юным ученикам запрещены. Но для Веры он вдруг делает исключение. Тимановой разрешило играть на новогоднем концерте. Она играет смело, с блеском. Строгий Таузиг кивает – одно это уже стоит тысяч часов упражнений за роялем.

Закончив школу Таузига, Тиманова с блеском выступает в большом концерте в Берлине. Так выглядит публичный экзамен для исполнительницы концертного плана. В далекой Уфе следят за успехами Тимановой и гордятся ими. «Уфимские губернские ведомости» за 1875 год перепечатывают рецензии из берлинских газет, где уже немецкие музыковеды пишут: «Пальма первенства принадлежала Вере Тимановой, ученице Таузига».

Русский поэт и критик, друг Пушкина Петр Вяземский писал об игре В.В. Тимановой в 1876 году в Эмсе, где на ее концерте присутствовал император Александр II: «Не знаешь, чему более удивляться, твердости ли, энергии игры ее, свободе и легкости, с которою выражает она сладкозвучные и задушевные мелодии, под молодыми и стройно маленькими руками ее раздаются громовые удары и перекаты, из этих же ручек сыплются звонкие и чистые перлы. С ней можно поздравить музыкальную Россию с новою блестящею звездою».

После концертов в Германии Тиманова едет в Вену, здесь в эти годы преподает Антон Рубинштейн, он дает Вере уроки пианистического мастерства. Закончив занятия с Верой, Антон Григорьевич пишет ей рекомендацию к известному французскому дирижеру и организатору популярных концертов в Париже Кану Этьену Паделу – «Посылаю Вам блестящую (бриллиантиссимус) пианистку».

Как память тех лет Рубинштейн дарит Тимановой свою фотографию с надписью: «От старого друга и мучителя».

Тиманова сначала с большим успехом концертировала в Париже, затем своей артистичностью, изящной темпераментной игрой покорила англичан. Девять раз русская пианистка приезжала с концертами в Лондон и всегда ее концерты завершались шумными овациями. Вере всего восемнадцать лет. Но она уже признана в Европе. Теперь ее ждет Россия. Первые же ее концерты на родине замечены музыкальным миром. За выступлениями юной пианистки следит Петр Ильич Чайковский. С 1872 года он является музыкальным обозревателем московской газеты «Русские ведомости», от номера к номеру следит за растущим пианистического талантом Тимановой.

Чайковский пишет в 1873 году:

«В качестве солистки… появилась весьма симпатичная, пользующаяся уже значительной известностью у нас и за границей пианистка г-жа Вера Тиманова. Эта ученица покойного Таузига восприняла от своего учителя многие его прекрасные качества, в особенности его безукоризненную техническую чистоту, изящный тон, элегантную осмысленность исполнения. Желательно было бы только, чтобы г-жа Тиманова, обладающая совершенно не свойственною ее юным летам уверенностью, – вместе с тем, вложила бы в свою виртуозность побольше воодушевления, так как, несмотря на все достоинства, игра молодой пианистки страдает несколько холодностью, недостатком того внутреннего огонька, который составляет главнейшую силу виртуоза».

Через некоторое время в рецензии на камерный концерт Тимановой Чайковский признает, что его замечания услышаны и поняты, что Вера Тиманова «прекрасно сыграла одно из лучших произведений всегда юного, исполненного неподдельного огня и вдохновения Шуберта, – его трио си-бемоль мажор. На этот раз в игре симпатичной пианистки слышались даже то увлечение и огонек, в недостатке которых я упрекал ее в моем предыдущем фельетоне. Или я сильно ошибаюсь, или г-же Тимановой предстоит весьма завидная будущность».

Прошел месяц, и Тиманова принимает участие в концерте солиста итальянской оперной труппы Мерелли и тенора Э. Нодена. В рецензии на этот концерт Чайковский пишет о Тимановой уже восторженно: «Эта юная пианистка делает успехи и растет, в смысле своего музыкального развития, не по дням, а по часам; она поразила меня, так же как и всю публику, ловким, пылким, блестящим исполнением превосходного мендельсоновского произведения».

Следующая рецензия Чайковского столь же хвалебна: «Госпожа Тиманова, об изумительных успехах которой я упомянул в моем прошлом обзоре, на своем концерте превзошла себя. Сколько уверенности, мастерства, тонкой осмысленности в этой молодой девушке! Какая чистота, какое отсутствие изысканности и расчета на внешние эффекты в ее в высшей степени артистическом исполнении».

Счастье окружило ее со всех сторон. Ей рукоплескал зал, ее поздравляли музыканты и музыкальные критики, какие-то незнакомые женщины и мужчины. Опущенный занавес прогибался от восторгов, криков и рукоплесканий, напиравших на него из зрительного зала, как ветер на парус. Пошатываясь, с пьяными глазами, она выходила на аплодисменты и стояла у рампы, принимая овации, как принимают душ Шарко.

Успехи кружат голову всем. Но талант требователен. Ты все время ставишь перед собою цели, которые выше твоих возможностей. И, почти погибая, ты перепрыгиваешь высокую планку. Обессиленный, встаешь и поднимаешь ее еще чуть-чуть выше. Какая сила и воля скрывается в миниатюрной мечтательной девушке! Артистический темперамент, работоспособностью и способность оценивать себя критически – это отмечали все, кто был знаком с Тимановой. Она вечно была недовольна своей игрой.

Что такое всемирная консерватория и бывает ли такое? Да. Это дом короля пианистов Ференца Листа в Веймаре. Пианисту сюда не попасть по протекции. Сюда не поступить за деньги и даже за очень большие деньги. Сюда вообще невозможно поступить, можно только мечтать о том, чтобы Лист тебя заметил. Денег Лист за свои уроки не берет, рекомендации принимает почтительно и задумчиво отмалчивается. И молчание его не стоит прерывать. Потому что главное, что Лист делает, когда выбирает учеников, это слушает.

Читайте также:  Дом-музей Василия Аксенова в Казани

Одаренных много, талант проскальзывает нередко – молодость талантлива своей весенней душой, но Лист ищет истинно блестящие дарования. Вот юная русская фрау. Лист остался ею доволен. Гостивший в Веймаре маэстро Бородин вспоминал:

«Когда дошла очередь до Тимановой, Лист заставил ее сыграть рапсодию, которую она приготовила к концерту в Киссингене. Сделав ей несколько мелких, но очень дельных замечаний, он сел за рояль и наиграл своими железными пальцами некоторые места. «Это должно быть торжественно, как триумфальное шествие!» – воскликнул Лист, вскочил со стула, подхватил Тиманову под руку и начал шагать величественно по комнате, напевая тему рапсодии… Когда Тиманова сыграла во второй раз рапсодию и действительно превосходно сыграла – с огнем, с соблюдением самых тонких оттенков – Лист обратился ко мне и сказал: «Эта маленькая Вера – славный малый!» «Если Вы так же сыграете в концерте, – обратился он к Тимановой, – то знайте – какие бы овации Вам не выпали на долю, все это будет меньше того, что вы стоите!»

Тиманова училась в школе Листа до 1886 года, чередуя занятия с концертными выступлениями. Живая, невысокая, круглолицая, сероглазая, необычайно энергичная девушка располагала к себе своей искренностью и непосредственностью. Весь период занятий у Ференца Листа Тиманова играла на рояле ежедневно по десять-одинадцать часов. К каждому уроку, а они были два раза в неделю, она готовила новые произведения. Вскоре Вера стала его любимой ученицей.
После занятий у Листа концертная деятельность Тимановой возобновилась с еще большим размахом. Вместе с выдающимся французским скрипачом Эмилем Соре она совершила концертные поездки по Германии и Австрии, девять раз гастролировала в Лондоне, играла в Венгрии, Дании, Швеции, Голландии, Франции, Турции. Только за концертный сезон 1900 года она дала восемьдесят концертов.

На отдых пианистка возвращалась в Россию. Даже в самые напряженные годы она не прерывала связи с родиной, с русскими музыкантами и композиторами. Все концерты Тимановой непременно включали сочинения русских композиторов. Это были обычно Балакирев, Глинка, Чайковский. Приезжая в Россию, Вера Викторовна с удовольствием играла не только в Москве и Петербурге, но и для провинциальной публики, «где поклонники особенно пылки». Не забывала Вера родную Уфу, приезжала сюда с концертами, любовалась знакомыми окрестностями.

Последний ее концерт в Уфе состоялся в 1896 году, на что газета «Уфимские губернские ведомости» откликнулась восторженной статьей:

«С высоким, истинно эстетическим наслаждением прослушан был этот концерт, программа которого состояла из отборнейших пьес великих маэстро Листа, Рубинштейна, Таузига и других, а, высокое и бесподобное исполнение концертанткой было именно достойно великих композиторов. Шумные, продолжительные и задушевные вызовы и аплодисменты были наградой нашей дорогой гостье, уфимской уроженке, которая оставит в сердцах уфимцев, любящих и ценящих высокую музыку, светлую, отрадную и благодарную память. Поистине могут пожалеть те из уфимцев, которые, считая себя любителями и знатоками музыки, не послушали игры Веры Викторовны».

В 1907 году Тиманова прекратила концертную деятельность за рубежом, поселилась в Петербурге и стала заниматься преподаванием пианистического искусства, изредка выступая в концертах. С 1907 года она работала на популярных в северной столице Высших музыкальных курсах Е.П. Рангоф.
С приходом советской власти для Тимановой закончилась ее прежняя жизнь, в которой были концерты в Париже с французским дирижером Жюлем-Этьеном Падлу, выступления в Лондоне, где Тиманова выходила на аплодисменты девять раз, в Константинополе, где она играла перед двором турецкого султана. Слава сменилась почти полным забвением. С 1921 года Тиманова преподавала в 1-ом и 2-ом музыкальных техникумах Ленинграда, время от времени давала концерты.

Из писем В. Тимановой литератору Александру Владимировичу Жиркевичу:

«…Часто завидовала Вам, что Вы далеко от нашего предательского Петрограда и не переживаете всего, что переживаем мы. Все петроградцы стали ужасно худые, на мне все висит, как на гвозде, и так я от всего устала.

…Теперешняя жизнь до того утомила и надоела, что выразить не могу. Теперь праздную десятилетие бездыханного сидения в своем углу, стараюсь не думать, что где-нибудь существует культура.

…Уезжать куда-нибудь в бывшей России и дорого, и в дороге обворуют; смотреть же на разрушение всего, что создано Богом и человеческим знанием и талантом – душа болит. Оставить квартиру без надзора немыслимо. Сейчас же ввалится в нее коммунист, которого ничем ты потом не выкуришь и объявит, что квартира и все в ней его, а не ваше. Я занимаюсь уроками в силу необходимости, славу Богу, я и в этом деле не обижена и пользуюсь хорошей репутацией.

…Пожилые люди прежде ставили свечки чуть ли не перед каждой иконой, теперь из выгоды и хамства уверяют, что Бога нет и принимают участие в самых ужасных кощунствах… Но, несмотря на все старания уничтожить православную церковь, это не удается».

Вера Викторовна Тиманова до последних дней сохраняла ясный ум и хорошую память. В 1937 году на вечере, посвященном памяти пианиста Антона Рубинштейна состоялось последнее концертное выступление Тимановой. Ей было тогда 82 года, но за роялем она сидела прямо, играла вдохновенно, как бы переживая прожитую жизнь. Преклонный возраст не мешал ей интересоваться тем, что происходило в музыкальном мире. Со многими композиторами и музыкантами она вела переписку.

«С удовольствием и благодарностью оглядываюсь на мою долголетнюю артистическую карьеру. Вспоминаю мои занятия у Таузига в Берлине, когда мне было 15 лет. Второе счастливое время в моей музыкальной жизни была моя работа у Листа», – писала Вера Викторовна А.И. Римскому-Корсакову в мае 1942 года, незадолго до смерти.

Когда Ленинград оказался в блокадном кольце и у Тимановой еще была возможность эвакуироваться, она, в числе многих ленинградцев, от этого отказалась. «Я фаталистка, верю, что свыше нам назначено», – писала она в одном из последних своих писем. Умерла Вера Викторовна 20 февраля 1942 года в возрасте 87 лет от дистрофии, была похоронена на Пискаревском кладбище в братской могиле вместе с другими блокадниками.

Сергей Синенко

Опубликовано:  Сергей Синенко Следы во времени. Уфа — 2004.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 3 =

Next Post

Дмитрий Шостакович: воля предназначения

Сб Фев 9 , 2013
Духовой оркестр И.В. Петрова. В центре – композитор Д.Д. Шостакович. Белебей, 1942 г. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Закрытая фигура. Немного двусмысленная. Трагический художник трагической эпохи. На […]
Дмитрий Шостакович: воля предназначения