БЕЛОРУСЫ

68979564-200x300 БЕЛОРУСЫ История и краеведение Народознание БЕЛОРУСЫ, народ, живут в Белоруссии (св. 7,9 млн. чел., 1992), в Российской Федерации (1206 тыс. чел.), а также на Украине, в Казахстане, Латвии, Литве, Узбекистане, Эстонии, в Польше. Общая численность 10,38 млн. чел. (1992). В Республике Башкортостан проживают более 17,4 тыс. чел. (1989).

Переселение белорусов на Урал усилилось в период столыпинских реформ, разрушавших общинное землевладение. В 1912—1913 гг. в Белебеевском, Бирском, Стерлитамакском и Уфимском уездах Уфимской губернии насчитывалось более 7,5 тыс. белорусов. Последующие годы — первая мировая война, гражданская война — вызвали новую волну переселенцев. В 1920 г. лишь в одном только Уфимском уезде одноименной губернии проживало более 20 тыс. белорусов.

Всесоюзная перепись населения 1970 г. в Башкирской АССР зафиксировала 18,0 тыс. белорусов, в том числе 11,3 тыс. (62,9 %) в городской и 6,7 тыс. (37,1 %)в сельской местности. В последующие годы наблюдалась некоторая убыль населения: в 1979 г. 17,4 тыс. и в 1989 г. — 17,0 тыс.

Первая постсоветская перепись населения 2002 г. в Башкортостане учла 17,1 тыс. белорусов, в том числе 11,9 тыс. в городской и 5,2 тыс. в сельской местности. Наиболее компактно они проживают в Уфе (5,5 тыс.), Салавате (637 чел.), Стерлитамаке (621 чел.), Октябрьском (273 чел.), Ишимбае (235 чел.), Нефтекамске (181 чел.), Кумертау (173 чел.).

Не только в отдельно взятых сельских районах и городах, в том числе в столице республики нет столько белорусов, сколько их в одном Иглинском районе — 6,6 тыс. Только в поселке Иглино 2,3 тыс. белорусов, что на 2 тыс. больше, чем в шести вместе взятых городах Салават, Стерлитамак, Ишимбай, Октябрьский, Кумертау и Мелеуз.

Читайте также:  Кто такие кунгуряки?

Из сельских районов выделяются также Уфимский (189 чел.), Архангель­ский (174 чел.), Чишминский (100 чел), Стерлитамакский (67 чел.), Кугарчинский (62 чел.) и Кармаскалинский (54 чел.), по 50 чел. в Бижбулякском и Давлекановском районах.

За последние три десятилетия численность белорусов заметно сократилась: в Архангельском районе на 526 чел., Давлекановском — на 259, Уфимском — на 255, Чишминском и Бижбулякском — соответственно на 133 и 109 чел. И лишь в двух районах — Кугарчинском и Стерлитамакском наблюдался некоторый рост.

В 2002 г. немногим более 26 % белорусов владели белорусским языком, 99,7 % — русским языком. Основная часть верующих белорусов исповедует православие, часть из них — католики.

Белорусы — народ древней земледельческой культуры. Земледелие было ведущей отраслью их хозяйства и в малоземельной Белоруссии, и в Приуралье. Скотоводство, промыслы и домашние ремесла играли вспомогательную роль. Белорусов Приуралье привлекало плодородными землями, богатыми лесами, так напоминающими родные пущи, прекрасными реками и озерами.

Поля засевали в основном рожью, ячменем, овсом, в степных волостях и пшеницей. С земледелием было тесно связано скотоводство. Крестьянские хозяйства имели коров, лошадей, в Приуралье — и свиней, на юго-западе — овец. В крупных хозяйствах было две-три коровы и несколько лошадей. Переселенцы из восточных и юго-восточных районов Белоруссии разводили и пчел. Охота и рыболовство были любительскими занятиями.

Белорусские крестьяне преуспевали в лесных промыслах, изготавливали в основном для себя бондарную посуду. Среди них были умелые плотники, порт­ные, сапожники, кузнецы. Женщины повсеместно обрабатывали лен, ткали холсты.

Читайте также:  Биография Петра Рычкова

Одним из видов домашнего ремесла у них было производство народной одежды. Выращивали лен, коноплю, пряли их. Основой как мужской, так и жен­ской одежды была рубаха. Женщины на рубаху надевали юбку, носили длинный передник. Мужчины рубаху носили навыпуск, подпоясывая шнурком или кушаком. Из овчины шили кожухи — по-русски шубы.

Основу народной кухни белорусов составляли продукты земледелия. Из мясных продуктов употребляли свинину и говядину. Свинину заготавливали впрок. Баранину ели редко.

В прошлом почти половина семей белорусов была большой: женатый сын или замужняя дочь с детьми жили с родителями. Со временем они разукрупнялись. Молодые супружеские пары отделялись от родителей, образуя нуклеарные семьи.

В селах и в прошлом преобладали однонациональные семьи. В то же время в результате хозяйственных, культурных и иных контактов с другими народами, особенно с русскими, росло число межэтнических браков. В 1939 г. в Иглин­ском районе республики было зарегистрировано 79 браков с участием белорусов, в том числе 39 — белорусских и 40 — смешанных, в основном русско-белорусских. Русско-белорусские браки превалировали и в 50-е годы прошлого века.

В 1952 г. более 62 % смешанных браков были русско-белорусскими. В последующие годы число однонациональных браков в районе заметно сокращалось. Если в 1960 г. белорусские браки составляли 44 % всех браков с участием белорусов, то в 1989 г. — всего 17 %. Белорусы роднились в основном с близкими к ним по верованию, культурно-бытовым традициям, языку русскими. Браки с башкирами, татарами встречались редко, хотя в некоторых поселениях они жили совместно с ними.

Читайте также:  ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ

В прошлом важное место в жизни белорусов наряду с семейными торжествами занимали календарно-обрядовые праздники, приуроченные к определенным дням православного календаря: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха (Светлое Воскресение Христово), Троица (День Святой Троицы) и Верб­ ное Воскресенье и др. Жизнерадостным, жизнеутверждающим, динамичным празднеством была Масленица. Сейчас отдельные традиционные формы масленичного гулянья восстанавливаются.

Особенно яркий и любимый их праздник — Ивана Купалы — день летнего солнцестояния. В недавнем прошлом его помнили лишь пожилые. И по их воспоминаниям работники культуры Иглинского района возродили его и он стал праздноваться в белорусских деревнях, куда съезжаются не только белорусы, но и русские, башкиры, татары.

В 1996 г. был образован Республиканский национально-культурный центр «Сябры», нынешний «Спадчына» («Наследие»), основной задачей которого является сохранение белорусского языка и традиционных обрядов и обычаев, поддерживание добрососедства и дружбы с народами края. Особое внимание уделяется изучению родного языка.

В нескольких школах Иглинского района (села Балтика, деревень Пушкинская и Позолоченская) белорусский язык изучается как предмет.

В некоторых белорусских поселениях Башкирии созданы фольклорные коллективы. Фольклорному ансамблю «Сябры» Балтийского сельского дома культуры присвоено высокое звание «народный».

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 13 =

Next Post

БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК

Вс Дек 2 , 2012
БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК, язык белорусов, относится вместе с русским и украинским к восточной группе славянских языков. Письменные памятники с чертами белорусского языка появляются уже в XIII […]
БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК