56758585890Бдительно относиться к настроениям мусульманского населения России…

Впервые обновленная система мусульманского образования, основанная на звуковом методе обучения, была применена И. Гаспринским в медресе «Зынджирлы» в Бахчисарае. Впоследствии такие учебные заведения появились в Казани (Апанаевское медресе), Троицке («Расулия»), Уфе («Галия», «Усмания»). В новометодных медресе и мектебах помимо религиозных предметов вводился широкий спектр светских дисциплин, особое внимание уделялось изучению русского языка, применялась классно-урочная система и устанавливалось школьное оборудование.

Преобразование традиционной мусульманской школы в школу нового типа требовало от джадидистской интеллигенции не только настойчивости и упорства в борьбе за свои идеи, но и крупные финансовые вложения. И здесь не обошлось без помощи представителей татарской буржуазии, заинтересованной в воспитании подрастающего поколения, способного адекватно воспринимать и реагировать на изменяющиеся экономические и правовые реалии. К примеру, на средства купцов Хусаиновых было открыто медресе «Хусания».

Однако в конце ХIХ ­ начале ХХ вв. количественное преимущество продолжало оставаться на стороне кадимистских учебных заведений, руководители которых, не воспринимая никакие нововведения, создающие, по их мнению, угрозу этноконфессиональной целостности и нравственным устоям татарского общества, нередко в борьбе против джадидистов обращались за поддержкой к царской администрации.

Впервые на него обратили внимание в Главном управлении по делам печати(II). Следует отметить, что интерес чиновников в некоторой степени был обусловлен Андижанским восстанием 1898 г. В этой связи любые новшества в каких бы то ни было сферах жизни инородческого населения вызывали у властей опасение. Поэтому в недрах данного ведомства была подготовлена докладная записка, ставшая основанием для секретного циркуляра Департамента полиции казанскому губернатору.

(I) См.: Абдуллин Я. Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. – Казань, 1998. – С. 41; Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: Введение к социокультурному осмыслению. – Казань, 1997. – С. 80;. Мухаметшин Р. М. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). – Казань, 2003. – С. 303.
(II)  РГИА, ф. 776, оп. 21, д. 471, ч. 1, л. 1-9.

Циркуляр Департамента полиции Казанскому губернатору

31 декабря 1900 г.
№ 13407.
Совершенно секретно.

Министерство внутренних дел.

Департамент полиции

Господину Казанскому губернатору.

Из имеющихся в Департаменте полиции сведений усматривается, что за последнее время в татарской литературе замечаются совершенно новые веяния, грозящие расшатать весь многовековой уклад жизни свыше 14-ти миллионного мусульманского населения русского государства и дающие возможность предполагать о готовящемся в жизни сего населения серьезном переломе.

Первоначально эти новые веяния проявились в совершенно, по-видимому, невинной области нового метода обучения грамоте и вызваны были появлением изданного в 1884 году крымским мурзаком Исмаилом Гаспринским учебника татарской грамоты, составленного по европейской звуковой системе, значительно облегчающей усвоение татарскими детьми татарской и арабской грамоты и сокращающей время обучения. Вскоре, благодаря означенным достоинствам, учебник Гаспринского завоевал себе среди татар все права гражданства, отодвинув на задний план мулл, в руках коих до того времени сосредоточивалось обучение всего татарского населения; рядом с этим распространялись и новые прогрессивные веяния, не замедлившие превратиться в целое умственное и общественное движение, отразившееся в татарской литературе нарождением двух новых течений: одного, ­ отстаивающего старые традиции, а другого, ­ служащего проводником в жизнь русского татарства, новых идей прогресса и культуры.

Полемика между сторонниками этих двух течений сразу сильно обострилась и вместе тем приняла национальный, общественный и культурный характер: стародумы магометанства, по большей части муллы, выступили в защиту старых традиций с такой страстностью, какую можно было объяснить лишь испытываемым ими страхом и смущением перед новым движением, грозящим отнять у них прежние влияние и силу; новометодничество понимается ими как нововерие, угрожающее татарам отпадением от ислама и обращением в неверных, причем они помышляют даже о привлечении на свою сторону администрации к делу распри с новаторами.

Сторонники же новых веяний в своих сочинениях призывают татарское население России к образованию, к приобретению практических познаний как в области ремесел и промышленности, так и в изучении иностранных языков, дабы оно было культурно и богато.

При этом новаторы приглашают своих единоверцев не в единую общеобразовательную школу, т. е. русские гимназии и высшие учебные заведения, а в особые татарские рассадники высшей мудрости, где европейская наука должна сочетаться с Кораном и преподаваться на татарском языке. Они указывают на необходимость осмыслить свою веру, очистить ее от суеверий и невежественных толкований мулл и укрепить свою народность, расширив область применения родного языка в литературной, научной и религиозной сфере и вообще хлопочут о прогрессе на почве ислама и тюркской народности.

Ограничатся ли прогрессисты в своих стремлениях вышеуказанными целями, или же, победив сторонников старых традиций, пойдут далее, предрешить в настоящее время не представляется возможным, как равно нет возможности предугадать какая из двух партий останется победительницей и какие будут, с точки зрения интересов русской государственности, результаты победы. С этой, последней точки зрения, старотатарщина, держащаяся старых преданий, составляющих опору их благосостояния, не может быть признана надежною, причем не более надежна и партия прогрессистов, ввиду одинакового с мусульманским духовенством отчуждения ее от России.

Каковы бы, однако, ни были результаты торжества той или другой партии, опыт и недавние события в наших Среднеазиатских владениях (Андижанское восстание) показали, с какой осторожностью и бдительностью следует относиться ко всяким движениям и настроениям в среде мусульманского населения России и насколько важно заблаговременное и возможно полное ознакомление с такими движениями.

Признавая в виду сего необходимым всесторонне осветить вышеуказанное начинающееся движение как для выяснения двойственного характера и конечных его целей, так и его значения в общегосударственном смысле, Департамент полиции об изложенном имеет честь сообщить Вашему Превосходительству, покорнейше прося Вас, Милостивый государь, не отказать в распоряжении о:

1) выяснении среди мусульманского населения вверенного Вам района лиц, выступающих в татарской литературе в качестве авторов новаторских сочинений,

2) собрании подробных сведений о их личностях, общественном положении, а также связях в мусульманской среде, как равно и о том, где они получили свое образование,

3) установлении, существует ли связь между сторонниками нового движения и младотурками и не вдохновляются ли они из Турции или иного заграничного центра и

4) выяснении где и кем основаны в пределах вверенного Вам района мусульманские школы с преподаванием по новым методам, кто состоит в них преподавателями и под чьим заведованием и контролем такие школы находятся.

О последующем благоволите, Милостивый государь, уведомить в возможно непродолжительном времени для доклада господину Министру внутренних дел.

Директор С. Э. Зволенский.

Делопроизводитель П. Н. Лемтюжников.

НА РТ, ф. 1, оп. 6, д. 99, л. 1-2 об.

Бдительно относиться к настроениям мусульманского населения России…

Чулпан Саматова, аспирант Института истории АН РТ

Аниса ТимиргазинаИсламТатарстанджадидизм,ислам,ислам в России,татарыБдительно относиться к настроениям мусульманского населения России... Впервые обновленная система мусульманского образования, основанная на звуковом методе обучения, была применена И. Гаспринским в медресе «Зынджирлы» в Бахчисарае. Впоследствии такие учебные заведения появились в Казани (Апанаевское медресе), Троицке («Расулия»), Уфе («Галия», «Усмания»). В новометодных медресе и мектебах помимо религиозных предметов вводился широкий...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл