Башкиры Свердловской области

47477858 Башкиры Свердловской области Народознание СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

В прошлом юго-западная и южная часть Свердловской области была частью территории расселения башкирского народа. Географическое положение и климат Южного Урала, а также особенности общественных отношений способствовали развитию общинного коллективизма, взаимопомощи, и делали невозможным развитие индивидуализма и, в его производной, — института частной собственности на природные объекты — леса, воду и землю. Внутриродовая трудовая социализация предусматривала скот в общих табунах, совместную обработку земли.

Вся жизнь башкира проходила на глазах родовой общины, от рождения до похорон. В этой связи уместно рассмотреть понятие «вотчинник». Вотчинниками называют обладателей вотчинного права на землю. Этим правом обладали башкиры, принадлежавшие к данному роду, испокон веков жившие на определенной территории, «по факту владения». Башкиры, писал известный исследователь края академик П.С. Паллас, «разделяют сами себя на некоторые поколения, имеющие по горам и речкам свои пределы, им в точности известные» .

bashkirskaja-jetnografija Башкиры Свердловской области Народознание СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Фотография башкир из этнографической коллекции архива Свердловской области

В случае, если в силу тех или иных причин человек или семья оказывались лишенными вотчинного права на землю, то они становились припущенниками на землях других башкирских родов (тептярами). Территории родов, а позже и волостей обозначались тамгами. Вотчинное право башкир действовало не только на бумаге, их права были подтверждены ярлыками золотоордынских ханов, а впоследствии и «жалованными грамотами» московских правителей. Не случайно русским историком П.И. Рычковым было подмечено, что еще в середине XVIII в. жалованные грамоты, имевшиеся у башкир, обладали юридической силой.

devushka-v-yurte Башкиры Свердловской области Народознание СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Девушка в юрте. Фото Наиля Галеева (Уфа)

Исследуемый нами регион современной Свердловской области был вотчиной родовых объединений башкир: упей — села Шакур, Акбаш (Нижнесергинский район) и Арслан (ныне Нязепетровский район Челябинской области), сызги — села Сызги, Озерки, Юва, Усть-Бугалыш, Верхний Бугалыш, Новый Бугалыш и Средний Бугалыш (Красноуфимский район), кошсыАрти-Шигири, Азигул, Битки (Артинский район), Уфа-Шигири, Урмикей (Нижнесергинский район), Усть-Баяк, Бишково, Рахмангул, Верх-Баяк (Красноуфимский район) и терсяк — село Аракай (Нижнесергинский район).

С начала XVII в. эти земли стали интенсивно заселяться башкирами-гайнинцами, не только переселившимися сюда в большом количестве, но и привнесшими в этот регион множество своих названий (например, река Бардым, Бардымский хребет, а также названия населенных пунктов). Появление гайнинцев в этом регионе было вызвано колонизацией русскими Башкирского Прикамья и потерей ими значительной части своих вотчинных земель между Камой и Сылвой.

Особенно много гайнинцев переселилось в долину Уфы и Бисерти после подавления Крестьянской войны 1773—1775 годов. Потомки гайнинцев (бисерть-гайнинцев) проживают в селе Гайны Ачитского района, а также составляют значительную часть жителей сел Уфа-Шигири, Усть-Баяк и других.

Как и большинство башкирских сел других регионов Башкортостана, перечисленные села Свердловской области расположены в долинах водоемов. Примечательно, что в списке (реестре) волостей, составленном около 1730 года в Уфимской провинциальной канцелярии, башкирские волости всех четырех дорог указаны (сориентированы) по рекам, а волости Сибирской дороги еще и по озерам, например «Сызгинская — за Уралом, по Миясю и по озерам; между колков больше степи». Это одна из особенностей расселения башкир, как вотчинников, селившихся на наиболее удобных местах для жительства и хозяйственной деятельности.

Долина реки Уфа в окаймлении Бардымского и Сабарского хребтов, является, без преувеличения, наиболее живописной и благоприятной для проживания. В этом регионе расположена так называемая Красноуфимская лесостепь — уникальное явление в условиях окружавших эту зону хвойных лесов.

Башкиры края являются автохтонными представителями уральской расы с примесью европеоидных антропологических типов, что свидетельствует о сложной генетической истории их формирования, тесной этнической взаимосвязи (ассимиляции) с финскими (на западе) и угорскими (на востоке) племенами. Не случайно лингвисты наиболее явственные следы лексического влияния финно-угорских языков на башкирский обнаруживают прежде всего среди северных башкир.

bashkirskaja-jetnografija-mat-i-doch Башкиры Свердловской области Народознание СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Мать и дочь башкирки. Фотография из этнографической коллекции архива Свердловской области

Башкиры-упейцы, по мнению Р.Г. Кузеева, имеют прямую этническую связь с местным древним финно-угорским этническим компонентом. В дальнейшей своей этнической истории упейцы были тюркизированы в древнебашкирской среде. В XVII — начале XVIII вв. кочевья упейцев и их соседей сызгинцев достигали Кунгура. Впоследствии они утратили компактность своего расселения.

Читайте также:  Книги об Уфе и Уфимской губернии. Издания XIX века

Башкиры-кущинцы имеют древнетюркские корни. Из средневековых источников известно, что башкиры рода кошсы участвовали в тюркских военных походах на запад, составляли крупное подразделение войск хана Батыя. В XIII—XVI вв. многочисленные некогда кущинцы были рассеяны по различным местностям Евразии и оказались в составе многих тюркских народов. Еще до расселения на Южном Урале кущинцы были тесно связаны с дуванцами, история их расселения по территории Башкирии также развивалась параллельно с дуванскими передвижениями: по рекам Самара и Мелекес, далее по устью р. Ик, а оттуда по левобережью Камы они перешли в северную Башкирию и продвигались далее на восток, в Айскую долину.

Особый интерес для этнографов представляет история башкир-сызгинцев. Род сызги относится к древнесамодийскому этническому пласту, тюркизированному в древнебашкирской среде. В прошлом вотчинными землями сызгинцев являлись территории не только нынешнего Красноуфимского района (где ныне находятся села, основанные сызгинцами), но и в верховьях реки Уфы , на которую у них имелись Сберегательные грамоты от царя Петра Алексеевича от 1697 г. Исторические сказания сызгинцев содержат неоднократные сведения о миграции их предков на нынешние земли из Бугульминской возвышенности, и об их родстве с гайнинцами и другими западными башкирскими родами.

По происхождению род терсяк, как и их соседи сынгрян и бикатин — потомки тюркизированных еще в Западной Сибири угров, а на территории северной Башкирии они расселились в XIV—XVII вв., где произошло дальнейшее смешение и ассимиляция ими местных угорских племен. Этому не противоречат и предания самих башкир-терсяков. В XVI — начале XVII вв. терсяки жили в верховьях реки Чусовой до реки Уфы, где была Терсяцкая волость. В 1630 г. появилась также Терсяцкая волость на реке Исеть у впадения в нее речки Терсюк в Тюменском уезде (губернии).

Igra-v-kosti Башкиры Свердловской области Народознание СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Игра в кости. Здесь и далее фото Наиля Галеева (Уфа)

Все указанные рода были вовлечены в процесс формирования древнебашкирского этноса в конце I тыс. н.э. в юго-западном Приуралье. На современную же территорию, в северо-восточную Башкирию, они переселились в первых веках II тыс. н.э., где произошло этническое взаимодействие и смешение с местным населением. Целенаправленная политика колонизации Среднего Урала, жестокое подавление башкирских восстаний, в которых принимали активнейшее участие кущинцы, сызгинцы, упейцы, терсякцы и другие северо-восточные башкирские рода, сделали их меньшинством на своей вотчинной земле. Вотчинные земли башкир этого региона постепенно сокращаются. Где насильно, а где обманным путем у башкир расхищаются земли под строительство заводов, крепостей и поселений для пришлого населения.

На земле сызгинцев основан крупный ныне город этого края — г. Красноуфимск. Такие современные города и поселки, как Бисерть, Нижние Серги и Верхние Серги, Атиг, Ачит, Арти, Михайловск основаны на землях родов терсяк и упей. «Сергинские заводы построены в 1740 г. Иваном Демидовым на р. Серга, впадающей в р. Уфу, на земле, купленной у башкир Терсяцкой и Упейской волостей».

Башкирия долгое время после присоединения башкирских родов к России в административном отношении разделялась на четыре дороги: Ногайскую, Осинскую, Казанскую и Сибирскую. Частью последней и являлся рассматриваемый нами регион. В дальнейшем башкиры этого региона, как и бардымские (гайнинские) башкиры, относились к различным уездам Пермской губернии (наместничества).

Основной административно-территориальной единицей была волость, в основе которой лежал этнический принцип. В регионе существовали следующие волости: Упейская, Сызгинская, Большая Кущинская и Малая Кущинская, Терсятская. Несколько особняком стоит существовавшая некоторое время Шигиринская волость, история ее возникновения и существования требует дальнейшего исследования и дополнительных сведений.

Читайте также:  Бывший мэр Камышлова ждет суда

Как показала ревизия 1834 года, мусульмане этого региона имели мечети в следующих деревнях: Шакурово, Уфа-Шигири, Арти-Шигири, Бит(ш)ково, Биткино, Рахмангулово, Бахметево, Гайны, Азигулово, Яманелга, Озерки, Сызги.

bashkirskiy-hleb-sol Башкиры Свердловской области Народознание СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Башкирский хлеб-соль

В период кантонного управления Башкирией северо-восточные башкиры относились ко Второму кантону Войска Башкирского.

В 5-ый войсковой юрт вошли села упейцев — Шакур, Акбаш, Арслан и часть сел кущинцев — Арти-Шигири, Уфа-Шигири, Урмикей; в 7-ой юрт вошли часть населенных пунктов кущинцев — Азигул, Битки, Усть-Баяк, Бишково, Рахмангул, Верхний Баяк, а также села сызгинцев — Сызги, Озерки. Деревня Гайны также была отнесена к 7-му юрту. Село сызгинцев Усть-Бугалыш входила в 6-ой юрт.

Лишь непродолжительный исторический период, в первые годы существования автономного Башкортостана, башкиры нынешней Свердловской области находились в составе единого с остальными башкирами административного национально-территориального образования, когда была восстановлена традиционная войсковая кантонная система самоуправления.

По Соглашению от 20 марта 1919 года между Центральной Советской властью и Башкирским правительством была признана Автономная Башкирская Советская Республика, в составе которой был образован и Дувано-Кущинский кантон, куда вошла область проживания рассматриваемой группы башкир — Азигуловская, Шакуровская и Ювинская волости. В 1923 г. границы кантона были изменены и указанные северные волости отошли к Екатеринбургской губернии, впоследствии присоединенной к Уральской области.

В Свердловской области, по данным переписи 1989 г., проживали 41 500 человек башкирской национальности. К 2002 г. число башкир в области уменьшилось до 37 296 человек.

Анализ результатов переписей и этнического состава населения районов и городов области позволяет сделать вывод о том, что рост численности башкирского населения во второй половине XX века происходил во многом благодаря механическому движению — превышению въехавших в область в эти годы башкир по сравнению с выехавшими. Активно развивавшиеся промышленные агломерации Среднего Урала привлекали сюда трудоспособное население, особенно из ближайших сельских районов северо-востока Башкирии: Дуванского, Белокатайского, Мечетлинского и других.

Некоторое сокращение численности башкир этого региона к моменту проведения Всероссийской переписи населения 2002 года в некоторой степени объясняется их оттоком в Республику Башкортостан (реэмиграция), происходившим особенно сильно в первой половине — середине 90-х гг. прошлого столетия. Для примера, миграционный прирост населения Республики Башкортостан в одном только 1992 г. составил 30 917 человек (прибыло 129 537 человек, выбыло 98 620), в том числе по северо-восточному региону республики (Белокатайский, Дуванский, Кигинский, Салаватский, Мечетлинский районы) — 1 789 человек (прибыло 5544 человек, выбыло — 4 071) . Именно механическое движение перекрывало естественную убыль населения (соотношение рождаемости и смертности) северо-восточных районов Башкирии: в 1994 году, например, естественная убыль населения этого региона составила 1,5%9 .

bashkirskaya-para Башкиры Свердловской области Народознание СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Башкирская пара

Несколько особняком стоят проблемы, связанные с башкирами — коренными жителями юго-западной части Свердловской области, а именно потомками башкир родов сызги, кошсы, упей, терсяк. Советские переписи и Всероссийская перепись 2002 г. обнаруживают их немногочисленность. В 2002 г. в Нижнесергинском районе Свердловской области было зафиксировано всего 554 башкира или 0,9% от всего (60 512 человек) населения района, в Красно уфимском районе — 298 башкир, в Артинском районе — 136 башкир.

Данные удручающие результаты связаны с нарушениями при проведении указанной переписи в этих районах. Однако, основная причина проблемы связана с деформацией этнического самосознания башкир данного региона, во многом, как результат оторванности от территории основной массы проживания башкирского народа, а также целенаправленной, чрезвычайно активной и эффективной культурно-просветительской деятельности Республики Татарстан в данном регионе. Для примера, в одном только селе Шакур Нижнесергинского района проживает более 1 500 человек, его жители на протяжении всей своей истории, а это фиксировали многочисленные ревизские сказки и пере писи XVII — начала XX вв., четко и однозначно идентифицировали себя как башкиры, причем большая часть — как башкиры-вотчинники.

Читайте также:  ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Или другой пример, село Сызги — коренное поселение башкир-сызгинцев. В 1834 г. здесь насчитывалось 235, в 1859 г. — 410 башкир. Были здесь и тептяри из татар, припущенные вотчинниками по записи от 7 сентября 1793 года. В 1834 году взято на учет 40 тептярей. По X ревизии 1859 г. их оказалось 46 человек . Результаты последних переписей по указанным и другим селам региона входят в полнейший диссонанс с результатами предыдущих учетов населения. Все исторические, архивные источники (в первую очередь ревизские сказки) свидетельствуют о башкирском этническом происхождении и самосознании жителей сел Уфа-Шигири, Урмикей, Арти-Шигири, Азигул, Акбаш, Аракай, Шакур, Рахмангул, Бишково, Биткино, Гайны, Верхний Баяк и Усть-Баяк, Сызги, Озерки (Табанлыкуль) и других сел юго-западного региона Свердловской области.

Следует отметить, что при проведении переписи 1926 г. жители деревень Сызги, Озерки, Азигул, Арти-Шигири, Акбаш, Уфа-Шигири, Аракай, Перепряжка, Шакур считали себя башкирами, а с конца 1950 годов уже татарами; процесс смены этнической идентичности у жителей сел Гайна-Бисерть, Кургат, Урмикей, Бишково, Куянково, Битки, Усть-Баяк, Усть-Бугалыш произошел чуть ранее, к середине 1920 годов.

Учитывая этот аспект проблемы, а также современную численность указанных сел, этнических башкир в Нижнесергинском и Красноуфимском районах области не может быть меньше 5 000 человек в каждом, в Артинском районе башкир должно быть около 3 000 человек. Часто татары селились в башкирских селах, как правило, отдельной улицей (татар осо). Особенно многочисленной татарская диаспора оказалась в селах Усть-Бугалыш, Верхний Бугалыш, Новый Бугалыш и Средний Бугалыш. Этнокультурная близость, схожесть языка, единая религия способствовали бесконфликтному и гармоничному совместному проживанию двух народов, что не могло не сблизить пришлое татарское население с коренными жителями края — башкирами.

za-stankom-tkatckim Башкиры Свердловской области Народознание СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Таким образом, оторванность данной местности от территории, где проживала основная масса башкирского народа, многочисленность окружающего пришлого населения, в первую очередь русского и татарского, а также активная национальная политика Казани и пассивная позиция Уфы в этом вопросе в советский период истории позволили размыть в самосознании башкир представление о своей этнической идентичности.

Неслучайно в регионе наиболее активно, в качестве национального компонента, отдельным предметом идет очень качественно поставленное изучение татарского языка. В 2004—2005 учебном году в школах Ачитского, Артинского, Красноуфимского и Нижнесергинского районов занятия по татарскому языку посещали 1557 детей в 19 школах области, марийский язык изучали 546 школьников из 7 школ. Башкирский язык изучается лишь в селах Уфа-Шигири, Шакур, Урмикей и в одной из школ города Верхняя Пышма (по переписи 2002 г. зафиксировано 1 682 башкира), причем качество обучения несравнимо ниже, чем обучение татарскому языку в школах региона. Башкирский язык, как правило, изучается лишь формально — в виде факультативов с необязательным посещением.

Вопрос, связанный с образовательной сферой, требует самого пристального и скорейшего внимания со стороны соответствующих органов Республики Башкортостан, необходим комплекс активных мер для введения изучения башкирского языка в других башкирских селах области, а также городах, где имеется многочисленное башкирское население (Екатеринбург, Первоуральск, Березовский, Каменск-Уральский и другие).

Необходимо существенно расширить имеющиеся в настоящее время возможности (целевые места) для поступления в вузы Башкортостана абитуриентов-башкир из Свердловской области. К сожалению, обделяют своим вниманием этот регион театральные, эстрадные коллективы из Башкортостана.

Важное место в процессе этнической консолидации башкир могло бы занять расширение географии вещания Башкирского спутникового телевидения и на территорию южной части области, а так же обеспечение приема передач из Уфы по сетям кабельного телевидения, аналогично тому, как это дело четко поставлено у круглосуточного казанского канала ТНВ. Все указанные меры особенно актуальны накануне очередной Всероссийской переписи населения, которая состоится в 2010 году.

Публикуется на posredi.ru в сокращении.

Автор: Рафиль Асылгужин

One thought on “Башкиры Свердловской области

  1. на фотографиях нет башкир Свердловвской области!
    На фото лишь сценическая одежда и одежда башкир Демских (центральные районы РБ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − четыре =

Next Post

Язычество у чувашей - культ киреметь

Пн Янв 4 , 2016
  На стыках исторических эпох появляется необходимость переосмысления прошлого. Актуально, в этой связи, рассмотрение общины и традиционных правовых традиций в дохристианских верованиях чувашского народа. Оценивая […]
Язычество у чувашей - культ киреметь