SAMSUNG DIGITAL CAMERA

ТЕПЛО И ХОЛОД СТАРОГО ГОРОДА

Чего ждут, на что надеются, кому верят жители Стерлитамака

Красные крыши (Стерлитамак, Старый город). Фото Сергея Синенко

Характер города, как и характер человека, зависит от его судьбы. Судьба Стерлитамака выстроилась в длинную цепочку: почтовая станция на Оренбургском тракте — соляная пристань на реке Ашкадар — уездный купеческий город — столица Башкирии — рабочий город, где в годы Великой Отечественной войны разместили эвакуированные заводы — центр машиностроения и химической индустрии — один из самых загрязненных городов СССР, находящийся на грани экологической катастрофы, — город, дважды признанный лучшим в России по благоустройству среди городов с населением до миллиона человек — в 2007 и в этом 2013 году.

Что такое Курмыш?

Три лица у этого города. Одно смотрит на восток и обращено в надежное уютное прошлое. Другое глядит на запад — здесь, в новых микрорайонах, дома выше и улицы шире, но опаснее сквозняки. Третье — на северную промзону, район, который десятилетиями определял экономику Стерлитамака. В городе более четырехсот улиц и переулков, и мне их не обойти. На чем же сосредоточиться? Конечно, на историческом центре, который жители Стерлитамака зовут Старым городом. Центр города — это то, что несет в себе главный смысл, ведь если стараешься что-то понять, лучше исследовать сердцевину. Тогда легче ориентироваться и в пространстве города, и в его ценностях.

Прогулку начал с того, что в кафе «Старый город» согрелся чашкой настоящего кофе. Выхожу на улицу Карла Маркса, одну из самых протяженных в городе. Старое свое название — Большая Заводская — она получила от множества расположенных здесь кожевенных мастерских. От холода мерзнут пальцы, и я с удовольствием захожу погреться в здание историко-краеведческого музея, построенное в 1914 году для городского общественного банка.

— Не знаю, по каким критериям дают звание «самый благоустроенный город», но если случается, что в Стерлитамаке выпадет снег и его за три часа не уберут, созывается совещание, и это обсуждают как ЧП, — рассказывает директор музея Константин Рогов. — Я бы сказал так: город достаточно пригоден для жизни. Асфальт кладем не зимой, поэтому и дороги нормальные. Нет такого, как в Уфе, постоянного ощущения, что где-то чего-то долбят, а город в строительном мусоре. По освещению есть нюансы. Глава города Изотов своим волевым решением сделал так, что электросети приняли программу энергосбережения — закупили хитрые лампочки, модули и электронные системы. И вдруг оказалось, что за счет тех же самых средств можно не до часу ночи город освещать, как раньше, а полную ночь! Теперь улицы всегда светлые, а к Новому году будет еще красивее.

Напротив музея — четырехэтажное здание из красного кирпича с богатой лепниной, похожее на театральное. Оказывается, оно принадлежало земской управе, было главным административным зданием старого Стерлитамака. Позже здесь размещался горком партии, сейчас — городское управление труда и социальной защиты населения.

— Занимаемся выплатой социальных пособий, компенсаций и доплат к пенсиям. Много социальных программ: народный университет, социальный туризм, льготное протезирование, социальные карты. Есть курсы компьютерной и финансовой грамотности для пенсионеров. В городе живут 275,8 тысячи человек, мы обслуживаем 80 тысяч, из них 73 тысячи — пенсионеры, — почти механически, в официальной форме, перечисляет Павел Никитин, заместитель начальника управления. Среди цифр и показателей я пару раз слышу непонятное слово «Курмыш».

— Простите, — перебиваю я, — а что такое Курмыш?

— Курмыш? Так вот это место вокруг нас и называется Курмышом. Это народное. Мама моя говорила: «в нашем Курмыше»…

Дальше Павел Васильевич рассказывает очень красочно, и оказывается, что он человек необычайно душевный и тонкий. Прямо как теплой волной обдало…

Но мне пора в коридор. Подсаживаюсь к группе пенсионеров. Ставлю актуальный вопрос: что да как. Обсуждаем проблемы и глобальные, и местные, а руководство — от Горбачева до главы города Изотова.

«Советская власть, как-никак, для народа жила, а нынешняя только для своей потребы». «Горбачев оказался неудачником, развалил страну, а можно ж было добром». «Нет, дело не в Горбачеве, страна развалилась потому, что правящему классу надоело таиться, и решили богатство легализовать. Для этого и изображали борцов».

Есть свежий взгляд на экологические проблемы: «Вонь на улицах время от времени появляется, но радоваться нужно, это значит, что заводы работают и производство идет, а остановятся заводы — город сопьется и вымрет».

Про присвоение Стерлитамаку в очередной раз звания самого благоустроенного города России: «Хорошо, теперь о нас не только в Уфе будут знать, а по всей России!»

Про нынешнего главу города: «Об Изотове сказать пока ничего плохого не можем, а это, по нынешним временам, не так уж и мало».

— Скажите, что такое Курмыш? — спрашиваю.

— А вы откуда знаете? Так же только народ говорит! — вместе смеемся.

Город — это своеобразная коллективная личность, и к мнению пожилых людей, которых немало, необходимо прислушиваться. Не правы те, кто окончательно хоронит социализм. Идея социальной справедливости, «родного государства», которое заботится о тебе от рождения до смерти — воспитывает, защищает, по-отечески карает — глубоко сидит в народном сознании, и равной ей по крепости и цельности просто нет!

??? ????????? ????, ?????? ????? ??????? ??????? ??? ???????? ????????. ???? ?????? ???????

Как внезапное чудо, возник между стенами проулка дом Земского собрания. Фото Сергея Синенко


Город у дороги

Если слово «город» прочитать наоборот, получится «дорог»а. Это я к тому, что именно дороги определяют связь города с окружающим миром и его значение в нем. Улицы Оренбургская, Мира, Худайбердина и проспект Ленина в Старом городе — это все бывший Оренбургский тракт. Именно у дороги, рядом с местом впадения реки Стерли в Ашкадар и Ашкадара в Белую почти два с половиной столетия назад и возник город.

После строительства города-крепости Оренбурга, от него до Уфы проложили дорогу и учредили на ней почтовые станции (ямы). Находились они друг от друга на расстоянии дневного пешего перехода, то есть в 20 — 30 верстах. Одной из таких станций и стал Ашкадарский почтовый ям. Первоначально поселение ничем примечательным не отличалось, но когда в середине XVIII века на Южном Урале начали строить металлургические заводы, почтовая станция оказалась в полукольце промышленных производств — здесь скрещивались дороги из Уфы, Оренбурга и заводских поселков. К тому же дорожный узел соединялся с речным путем. Именно это стало причиной выбора места для транзитной соляной пристани.

Отцом-основателем Стерлитамака стал купец Савва Никифорович Тетюшев, которого иногда называют самарским, а иногда симбирским купцом. Он предложил заложить пристань на реке Ашкадар рядом с устьем Стерли для доставки соли в центральные районы страны. Таким образом, Оренбургский тракт стал главной причиной рождения города. Соляную пристань назвали сначала Ашкадарской, а с 1766 года — Стерлитамакской. Именно с этого года город и ведет свою историю. Вскоре здесь построили церковь, приняли первый план застройки и герб с изображением трех плывущих по воде серебряных гусей. Статус города Стерлитамак получил с Белебеем в одночасье — в апреле 1782-го по царскому указу от 23 декабря 1781 года — за деятельное участие в подавлении пугачевского бунта. Славился Стерлитамак своим кафедральным собором, заложенным в 1837 году в честь иконы Казанской Божьей Матери. Город развивался как купеческий, купцов здесь было гораздо больше, чем в Уфе.

Вторая дорога, сыгравшая в истории Стерлитамака не меньшую роль, — железная. В начале 1930-х годов неподалеку от города развернулась добыча нефти, и об этих краях стали говорить как о Втором Баку. Для грузоперевозок была проложена железная дорога Уфа — Стерлитамак — Ишимбаево протяженностью 177 километров. Первый поезд прошел по ней в 1934 году.

Этот мощный фактор развития территории особенно проявил себя в годы Великой Отечественной войны, когда Стерлитамак прирастал эвакуированными заводами. Из западных и центральных районов страны по железной дороге сюда были переброшены Одесский станкостроительный завод имени Ленина, завод боеприпасов из Ворошиловоградской области, цеха Бакинского завода «Красный пролетарий», Конгрессовского сахарного завода, Московского кожевенно-обувного комбината, оборудование Славянского и Донецкого содовых заводов, Ново-Подольского, Брянского и Волховского цементных заводов.

Превращение Стерлитамака в центр машино- и приборостроения, гигант нефтехимии изменило планы развития и всю идеологию города. Градообразующими предприятиями стали «Каустик», «Синтез-Каучук» и Стерлитамакский нефтехимзавод. Это непосредственно отразилось в символике. Чего стоит одно описание герба Стерлитамака 1960-х годов: «В золотом поле реторта.., обрамленная снизу шестерней, лазоревая оконечность обременена корпусами завода». Следующий, более поздний вариант герба тоже не блещет изяществом: «На черной оконечности черная нефтяная емкость на подставке с выходящими вверх трубами, сопровождаемая вверху золотой шестерней».

Сорок лет назад, в 1973 году, неподалеку от Стерлитамака на глубине двух километров прогремел ядерный взрыв. Через год еще один. Их провели в промышленных целях, чтобы создать герметичные подземные емкости для хранения отходов химической промышленности.

Девяностые годы… Про них сейчас говорят «лихие». Страна двинула в новую жизнь. Обернулось же это невиданным экономическим кризисом и нравственным шатанием. На нефтехимических предприятиях — падение производства. На Стерлитамакском машиностроительном, зависимом от оборонного заказа, — полный развал. Раньше была уверенность — рабочий человек является главным в жизни, работой жизнь держится. Но заколебались самые основы бытия под напором новой стихии — обмана и легких денег.

В 2006 году герб Стерлитамака отошел от индустриальной темы, вернулся к исторической — изображению плывущих по водяной глади серебряных гусей. В списке самых экологически загрязненных городов России на 2013 год Стерлитамак на 43-м месте, а 1-е занимает Норильск, 2-е — Москва. Порадуемся же, что Уфа на 13-м месте!

? ????? ????? ??????? ?????????? ?????? ? 316 ??????????? ? ???????? ? ????????????. ???? ?????? ???????

С моста через Ашкадар начинается трасса Р 316 Стерлитамак — Белорецк — Магнитогорск. Фото Сергея Синенко

Какие памятники нужны?

По улице Худайбердина — ее в старое время называли Шафрановской дорогой — выхожу на бывшую Базарную площадь. В советское время ее переименовали в Комсомольскую — рядом с рестораном «Урал» находился клуб комсомольцев, а на площади они митинговали. Ныне здесь большой сквер. В центре — кинотеатр «Салават», образец сталинского ампира. Обнаруживаю, что с тыльной стороны кинотеатр выглядит не менее интересно — его украшает полукруглая «апсида», идея явно украдена из церковной архитектуры, где в таких апсидах находится алтарь.

В сквере кипит стройка. Спрашиваю: что ломаем?

— Восстанавливаем торговые ряды по дореволюционному образцу, — поясняют рабочие. — Будем делать стерлитамакский Арбат.

Действительно, в Старом городе планируют создать большую пешеходную зону на два, а если получится — на три квартала. Сейчас идет реконструкция двух исторических зданий, построенных купцами Баязитовыми в 1906 году. В последние годы здесь располагался Театр танца, фотосалон «Фантазия» и арт-бар «45». Дома интересные, но не менее интересны фигуры самих купцов, Калимуллы и Хисамутдина. Они торговали шелком, ситцем, кашемиром и лентами, занимались благотворительностью, открыли в городе книжную лавку, где продавали книги и учебники для татарских школ. В общем, объект для реставрации выбрали не случайно.

Узнаю, что в городе обсуждают, какими монументами украсить будущую пешеходную зону. Говорят о бюсте Высоцкого, о памятнике основателю города Савве Тетюшеву «в виде соляной пристани». А почему не просто Тетюшеву? Портрета нет, ну так что ж?! Сведения о внешнем облике удалось найти стерлитамакскому историку Салавату Таймасову. Он обнаружил документы, сообщающие буквально следующее: «Тетюшев служил при дворе и очень походит на покойного государя Петра Федоровича, и точно сзади как будто он, а как-де с лица посмотришь, так наш, Тетюшев».

Если Тетюшев похож на Петра Третьего, значит у него были узкие плечи и высокий рост. Раз имел титул коллежского советника, значит ясно, во что был одет. Возраст? В «стерлитамакский период» Савве Никифоровичу исполнилось сорок. Правдоподобие можно усилить, изучив, как выглядят носители этой фамилии, уроженцы города Тетюши, ведь многие черты передаются через поколения. Для скульптора исторической тематики большего и не надо!

В дальней части сквера стоит небольшой памятник Ленину. Обмениваюсь новостями политики и впечатлениями о городе с семейной четой. Александр и Роза — коренные стерлитамакцы, вышли на пенсию, но продолжают работать.

— Город уютный, аккуратный, здесь приятно гулять, — с удовольствием рассказывает Александр. — Старины много, что на этой улице, что на соседней. Люди рабочие, спокойные. Проблемы есть. К примеру: как паводок или дожди, из крана идет мутная вода — дождевая вода попадает в водозабор. Но с экологией стало лучше. Тридцать лет назад на улице в обморок падали от загазованности. Сейчас запах иногда появляется, но не в Старом городе, а в новостройке. Иногда задувает со стороны Салавата — там трубы дымят.

У Розы голос тоненький-тоненький, слабенький-слабенький, но слова острые:

— Какой раньше коммунистический был город! В то время я училась в техникуме, и преподаватель географии рассказывал, что в будущем люди расселятся на разных планетах, пересадят туда деревья и установят повсюду коммунизм. Я спросила: «А что же будет со Стерлитамаком?». — «Стерлитамак превратят в заповедник, — ответил он, — здесь будут жить люди, не приспособленные к новой жизни!»

«Да уж, — думаю, — новую жизнь построили. Правда, не коммунизм. И кто же к ней оказался приспособлен? Малая толика. А неприспособленной — вся страна!»


В одной судьбе — целый мир

Пространство вокруг ухожено, отшлифовано. Интересных зданий много. Рядом со сквером — деревянный дом со сложной и затейливой резьбой, занятый бухгалтерской школой. Нависающие над первым этажом эркеры, резные балконы, наличники в виде фронтонов — есть впечатления чего-то органичного.

Но неожиданно путь преграждает что-то вроде бетонной скалы, дальше вижу еще одну такую же. По чугунным фонарям и табличке догадываюсь — это театр. Меж бетонных громад, как игрушка в тисках, зажат двухэтажный купеческий дом, при постройке театра включенный в него как часть. В общем, непростая конструкция. Применение современной архитектурной стилистики в исторической зоне требует от авторов исключительно талантливых решений. Произошло ли это в данном случае? Наспех судить не решусь, первое впечатление сложное.

Выхожу на бывшую Соборную площадь, ныне парк имени Кирова. По размеру он больше похож на сквер, из достопримечательностей — фонтан и «памятник мирному атому». Именно здесь до 1937 года высился кафедральный собор, о восстановлении которого разговоры идут уже двадцать лет.

Высокий мужчина в длинном пальто и меховой фуражке остановился, задумавшись. Знакомимся. Егор Алексеевич живет рядом с парком, основные события, связанные с собором, наблюдал, а в некоторых и поучаствовал. Вспоминает, что инициативную группу возглавил известный в городе человек — Андрей Федорович Киржаков, бывший лагерник из числа раскулаченных, харизматичная личность и блестящий оратор. В 2000 году сделали попытку раскопок фундамента. Храм стоял по оси улицы Коммунистической, бывшей Церковной, это видно на всех старых картах Стерлитамака, но не прямо, а по диагонали к сетке улиц, как положено, алтарем на восток.

— На фундамент вышли сразу же, но немедленно закопали, потому что коммунальщики подняли крик: мол, несанкционированные раскопки, что творите в центре города? Но не оштрафовали, обошлось увещеванием: «Не трогайте, и думать забудьте!». На протяжении всех «нулевых» годов несколько раз архиепископ Никон подавал официальные предложения совместными усилиями города и церкви восстановить собор на его историческом месте и на историческом фундаменте. Сначала отвечали «нет денег». Потом — что нецелесообразно, что, мол, пропала архитектурная среда (в смысле, рядом пятиэтажки стоят, ну и что?). Всякие придумывали отговорки: «народу нужен парк, а вы хотите его застроить». Позже пограмотнее написали: в новых районах города храма нет, а здесь вроде как два. Пока, к сожалению, тишина, но верующие не оставляют надежд, ведь в администрации города новые люди.

Егор Алексеевич советует: «Отсюда до Татианинского храма всего два квартала. Обязательно побывайте». Направляюсь туда, по дороге раздумываю.

Словосочетание «Уфимская и Стерлитамакская епархия» у всех на слуху, и не предполагал, что существуют проблемы. Действительно, ни одного приходского храма в Стерлитамаке нет. На огромный город, где славянского населения больше половины, где есть православные верующие чуваши, мордва и крещеные татары, всего две монастырские церкви — при Татианинском подворье женского монастыря, где народ во время праздников вынужден толпиться перед храмом и слушать пение через открытую дверь, и Свято-Никольский храм при Благовещенском монастыре на дальней окраине. Последний и считается городским собором, несмотря на то, что добраться до него сложно.

Сворачиваю на улицу Халтурина, примыкающую к берегу реки Ашкадар. До революции она так и звалась — Ашкадарская. Вот и монастырское здание. От монахини Устины узнаю, что подворьем руководит благочинная Варнава, но ее нет на месте. Знакомлюсь с отцом Алексеем Панченко, он служит в Татианинском храме пятнадцать лет. Родом с Западной Украины, учился в мединституте, готовился стать врачом.

— В работе священника и врача есть что-то параллельное, много среди нас таких, с 90-х годов, медиков, ставших священниками, — размышляет отец Алексей. — Главное, чем мы занимаемся, — проповедью христианской. Сами учимся и других учим. При храме организовали на общественных началах семейный клуб трезвости. С одной стороны, для людей, попавших в беду. Но не обязательно для них, а и для тех, кто их окружает, у кого психическое здоровье не меньше нарушается, чем у так называемых «зависимых». В начале XX века в Стерлитамаке была волна трезвенического движения. Устраивали балы, в которых участвовали лучшие люди города и меценаты. Сейчас не так просто, уж слишком, если сказать деликатно, большое число людей пытаются решить свои проблемы с помощью психоактивных веществ. За край начинает перехлестывать! Мы по мере сил стараемся помочь. Правило такое, евангельское: если одну душу спасешь, значит, спасешь целую вселенную. То есть в одной человеческой судьбе уже весь мир. Не ставим радикальных целей, просто стремимся помочь людям… — И после небольшой паузы отец Алексей добавляет. — В самом деле, что может быть важнее?!

????????? ???????????? ???????????? ?????? ???? ??????? ???????? ?? ?????? ????????????? ????. ???? ?????? ???????

Священник монастырской Татианинской церкви отец Алексей Панченко по первой специальности врач. Фото Сергея Синенко

Как прогнать бесов?

Улица Мира до революции звалась Дворянской, после революции — Гражданской, затем — Пролетарской, с 1930-х годов — улицей Сталина, с 1959 года — по-современному. Замечаю солидное здание, оно чем-то очень знакомо. Четыре этажа с высокими окнами, колонны, портик — элементы сталинского ампира. Явно послевоенный проект. Здесь находится школа-лицей № 3. И вдруг — озарение! Это здание точь-в-точь как у 52-й уфимской школы, в которой я учился с первого класса по пятый, когда жил в Черниковке. Только цвет иной.

Старшеклассники заявляют степенно и веско: «Наша школа — самая знаменитая в Стерлитамаке, потому что здесь училась жена Горбачева». Так и есть. Среднюю школу № 3 Раиса Максимовна, общественный деятель и первая леди СССР, окончила в 1949 году с золотой медалью (отсюда, кстати, и слухи шли, что она наша, местная, хотя родилась в Алтайском крае).

Дальше по улице расположены большое транспортное кольцо и продуктовый рынок. На противоположной стороне во всей красе открывается мечеть «Нур-аль-Иман», которую в городе называют обычно Новой мечетью. Она действительно новая, открыта в 2007 году и вторая по величине в республике. Захожу внутрь и, к своему сожалению, узнаю — к имаму очередь, и немалая — кто-то с детьми, кто-то ждет совершения обряда никах, а делегация из нескольких человек приехала из сельской глубинки…

На площади перед мечетью пытаюсь разговорить мужчину преподавательского вида, он отвечает сдержанно-вежливо. Называю себя, а он в ответ: «Меня зовут Али». Нужно пояснить, Али не имя, а скорее самохарактеристика, буквально — человек ислама. Узнаю, что собеседник полгода учился в медресе при Первой соборной мечети, когда ее только-только открыли.

— Это не в те ли времена, когда ректором был Утябай-Карими?

Лицо мужчины светлеет, я же ударяюсь в подробности. Вспоминаю о том, как, работая в институте усовершенствования учителей, вместе с Равилем Алексеевичем Утябаевым (это официальное имя первого ректора уфимского медресе, открытого после перестройки) инспектировал школы в сельской глубинке.

— В поездку Равиль Алексеевич брал стопку книг на фарси, на арабском, на пушту. Ведь знал он восемь-девять восточных языков, не менее!

Разговор переходит к стерлитамакским мусульманам и неизбежно касается событий в подмосковном Орехово-Зуево. Напомню, полгода назад там была нейтрализована группа экстремистов, возглавляемая уроженцем Стерлитамака Юлаем Давлетбаевым. В квартире обнаружили компоненты взрывных устройств, заготовки так называемых поясов смертника. Во время спецоперации двое бандитов, один из которых — житель Башкирии, были убиты. Еще один житель нашей республики, раненный при задержании, заявил, что руководителем организации является Юлай Давлетбаев, бывший студент истфака Башгосуниверситета. Именно он организовал группу и, работая таксистом в Москве, подбирал цели будущих акций. Вскоре он был арестован.

— В прессе звучали заявления о том, что в Стерлитамаке чуть ли не «пачками» готовят ваххабитов, — с горькой иронией говорит собеседник. — Но про Давлетбаева стерлитамакцы услышали только из новостей. Здесь, как минимум, нужно разделить ответственность между Стерлитамаком и университетским истфаком… Да, в исламских вузах за рубежом некоторые учатся, уезжая по туристической визе, но как это запретишь? В мечеть может попасть тоже любой желающий, и за что его выгонишь? — спрашивает он с некоторым вызовом. — Лично я слышал, когда какие-то люди стали вести пропаганду идей «Хизб-ут-Тахрир», наши имамы прямо на проповеди на них пальцем указывали и говорили: «Не верьте этим людям, они поют с чужого голоса». Как с ними быть? Какой придумать рентген при входе в мечеть, чтобы отличал ваххабита от неваххабита?!

Дальше разговор не клеится, и понять собеседника можно. Конечно, степень вины арестованных определит только суд, но события в Подмосковье обеспокоили многих стерлитамакцев. Люди встревожены, отсюда и настороженность…

 

??????????? ???????? ????? ??????????????? ??????? ??????. ???? ?????? ???????

Стерлитамак признали самым благоустроенным городом России. Фото Сергея Синенко
Общее впечатление — главной архитектурной доминантой этого района стала новая мечеть, именно она господствует над местностью. В нескольких кварталах от «Нур-аль-Иман» можно увидеть еще одну мечеть, старую деревянную начала ХХ века, невысокую, как вообще принято в наших местах. Вокруг нее одноэтажное предместье, а неподалеку русло речки Стерли, которая здесь совсем узкая.

И совсем на окраине Восточного района стоит Свято-Никольский храм. С одной стороны — овраг и болото, неподалеку железная дорога и Стерлибашевский тракт, до ближайшей троллейбусной остановки пешком идти километр. Глухомань. Но место это в последнее время стало известно на всю Россию. Люди сюда приезжают и из других стран. Знаменитым его сделал отец Симеон, коренной житель Стерлитамака, который уже два десятка лет еженедельно проводит так называемую «отчитку бесноватых». Проходить обряд, так как он проводится до крещения, могут и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Сам священник людей по вере не делит.

Отец Симеон чудотворцем себя не считает. Бесы, говорит он, это негативные сущности, которым противостоит сила духа, выраженная в молитве. Официально служба называется «чином над страждущими от духов нечистых», состоит из чтения канонов, псалмов, молитв и совершается только с благословения правящего архиерея. Когда пишут, что в России такой практикой занимаются не более двух десятков священников, то ошибаются — их всего шесть. Очень многие, как мне объяснили, просто не прошли суровой проверки. Некоторые церковные иерархи «отчитку» считают противоречащей ряду канонов, но в исключительных случаях ее допускают. Такой случай именно здесь.

…Стерлитамак сегодня стал одним из узлов, где переплелись проблемы исторические, социальные, религиозные и мировоззренческие, касающиеся не только жизни этого города, не только нашей республики, но всей страны. Этот узел развязывать так или иначе придется в ближайшее время. Сегодня в городской администрации Стерлитамака много новых руководителей, и дай им бог мудрости этот узел не затягивать и не рубить с плеча, а больше слушать людей, чаще гулять по Старому городу.

 

Сергей Синенко

Опубликовано: 14.12.13 газета «Республика Башкортостан»

 

Читайте другие публикации о Стерлитамаке на этом блоге:

>> Стерлитамак в годы войны

>> Взгляд на уездный город Стерлитамак

>> Стерлитамак 1850 года

>> Кустарная промышленность Стерлитамака XIX в.

>> Из Стерлитамака

>> Крестьяне Стерлитамакского уезда

Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоПосреди Россииархитектура,город,история,краеведение,фотоТЕПЛО И ХОЛОД СТАРОГО ГОРОДА Чего ждут, на что надеются, кому верят жители Стерлитамака Красные крыши (Стерлитамак, Старый город). Фото Сергея СиненкоХарактер города, как и характер человека, зависит от его судьбы. Судьба Стерлитамака выстроилась в длинную цепочку: почтовая станция на Оренбургском тракте — соляная пристань на реке Ашкадар — уездный купеческий...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл