7474748379

Школы при уфимских церквях

Публикую с небольшими сокращениями статью уфимского краеведа, действительного члена Уфимского Статистического Комитета и члена-корреспондента Московского Археологического общества Р.Г. Игнатьева «Школы при церквах в г. Уфе«, опубликованную в форме письма в редакцию в «Уфимских губернских ведомостях», 1868. 6 января.

Школы при церквах в г. Уфе

(Из письма в редакцию члена Комитета Грамотности при Императорском Вольном Экономическом обществе Р. Игнатьева)1

Вскоре после того как у нас в Уфе закрылись воскресные школы, Преосвященный Филарет, Епископ Уфимский и Мензелинский, поручил приходскому духовенству открыть при церквах школы для детей обоего пола всех сословий на церковные средства и на счёт пожертвований сторонних лиц. Так возникла в Уфе школа при церкви св. Спаса в 1861 году, а за тем по 1864 год открыты постепенно школы и при других церквах. Предметы учения в здешних школах: чтение церковной и гражданской печати, закон Божий, первые правила Арифметики, чистописание, церковное пение и женское рукоделие. Церковные школы, распространяя грамотность в бедных и низших классах, служат вместе с тем приуготовлением к вступлению в учебные заведения.

Из специальных сведений, сообщённых нам благочинным Уфимских церквей, О. П.П. Желателевым, видно, что в настоящем году существуют в Уфе следующие школы.

1) При церкви св. Спаса, открытая в 1861 году; обучают священник Аманацкий, жена его и причетник Григорьев; обучается мальчиков: духовного звания 1, мещан 17; девочек: дочерей чиновников 2, мещанских 15.

2) При церкви Успения Богородицы, открытая в 1862 году священником И.А. Темперовым, и во время заведывания его этою школою пользовавшаяся в Уфе2 большою популярностию. Теперь здесь обучают дьякон Гавриил Львов и причетник Деньщиков; обучается: мальчиков из детей чиновников 7, мещан 16, крестьян 5 и солдат 5.

3) При церкви св. Александра Невского, открытая в 1863 году; обучает дьякон И. Добронровов; обучается мальчиков: из детей мещанских 4, солдатских 6; девочек: дочерей чиновников 1, мещан 1, солдат 1.

4) При церкви св. Троицы или старом Смоленском соборе, открытая в 1862 году, также пользовавшаяся в Уфе уважением, при заведывании ею покойного священника Ф.В. Агафонова, корреспондента Комитета Грамотности, перемещённого в последнее время эпархиальным начальством к церкви Успения Богородицы. Теперь здесь обучает О. дьякон Ф. Петров и его жена; обучается мальчиков: духовного звания 3, детей чиновников 3, мещан 19, солдатских 6; девочек: из детей чиновников 1, мещанских 2, солдатских 3.
Приходские школы состоят в ведении местного благочиния и местного священника, под попечительством церковного старосты.

Учение в приходских или церковных школах для учащихся не обязательно, они могут посещать и не посещать школу. Так оно и бывает: одни, походив в школу очень короткое время, вдруг, по воле родителей, перестают ходить учиться, другие переходят в другую приходскую школу, третьи не являются потому, что по бедности не имеют приличной и тёплой одежды. По этому наличная цифра учащихся не может назваться постоянною: одни ученики и ученицы убывают, другие на место их являются, или бывает так, что из 20 ч. например несколько времени ходят в школу 8 и 10 учеников. Большинство учеников и учениц из низшего класса оставляют школу ничему невыучившись; но не будем повторять то, о чём уже не раз было высказано современною журналистикой.

Уменьшение числа учащихся в церковных школах вовсе не зависимо от самой школы, в отношении знания своего дела и усердия к нему преподавателей; но здесь имеет важное значение скудость средств к содержанию школ: жертвователей для школ в Уфе мало, пожертвования ничтожны; церкви не имеют для этого сумм и у церковных школ на первом плане является недостаток учебных пособий, а родители не в состоянии часто снабжать ими своих детей и, если желают их учить, то отдают туда, где в учебных пособиях нет недостатка, где учеников снабжают книгами, бумагой, перьями и проч.

Наконец, весьма важно и местонахождение школы, как-то: близость и отдалённость её, потом состав жителей прихода, – если это более люди зажиточные, то они конечно не отдадут детей в приходскую школу.
С 1863 года существовали в Уфе и недавно закрыты школы при церкви Покрова Богородицы и св. Иоанна Предтечи на кладбище. В первой у причетника Колокольцова бывало до 30 учеников, а в последней у причетника же Лебедева – от 6 до 10 и более учеников.

Покровская церковь находится в отдалённой части города, приход её – несколько бедных мещанских домов; приход этот самобеднейший и церковь Покровская не могла ничего уделить для школы, не могла даже дать ей другого помещения, кроме тесной сторожки в церковной ограде. Церковь Иоанна Предтечи находится за городом, в поле, приход её составляет Губернский баталион и школа здесь может разсчитывать только на солдатских детей; но для солдат ближе посылать детей в Александро-Невскую школу, находящуюся близ казарм, или же в городское или общественное училище, которое тоже недалеко; к томуже это училище безвозмездно всеми учебными пособиями; для солдат нет разсчёта, особенно зимой, посылать детей за город в кладбищенскую школу. Так должна была закрыться и эта школа. Что касается до городского училища, открытого Уфимскою Градскою Думою, то оно, находясь в центре города и пользуясь всеми удобствами, стало более привлекать к себе учеников в ущерб церковных школ, где, после открытия городского училища, число учеников уменьшается и, как замечает духовенство, очень может быть легко, что церковные школы или исчезнут, или обратятся в школы для девочек, которых не принимают в городское или общественное училище.

Уфимское духовенство ревностно трудится в великом народном деле грамотности; мы видим, что не только сами духовные, но и жёны их безвозмездно обучают в приходских школах, наконец их собственные дети обучаются наравне с прочими в этих же школах. Между тем же Уфимским духовенством являются ревностнейшие деятели народных школ, каковы: священник Темперов, – член Губернского Статистического Комитета, и недавно умерший священник Агафонов1, открывший 3 школы в разных селениях нашей губернии.

Представляя постоянную борьбу с нуждой и поддерживаясь только энергиею своих преподавателей, уфимские церковные школы были и суть проводниками народной грамотности.

…Теперь открыта в Уфе при Духовной Семинарии воскресная школа, о ней, а равно и о городском или общественномучилище, надеюсь сказать после.

Уфа. 5 Декабря 1867 года.
(Уфимские губернские ведомости. 1868. 6 января)

Сергей СиненкоПравославиеправославие на Южном Урале,Уфимская губерния,Уфимская епархияШколы при уфимских церквях Публикую с небольшими сокращениями статью уфимского краеведа, действительного члена Уфимского Статистического Комитета и члена-корреспондента Московского Археологического общества Р.Г. Игнатьева 'Школы при церквах в г. Уфе', опубликованную в форме письма в редакцию в 'Уфимских губернских ведомостях', 1868. 6 января. Школы при церквах в г. Уфе (Из письма в редакцию...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл