6757456849_2
Размещаю статью уфимского краеведа, действительного члена Уфимского Статистического Комитета и члена-корреспондента Московского Археологического общества Р.Г. Игнатьева «Найденные в г. Уфе сведения о духовнике Петра Великого», опубликованную в «Уфимских губернских ведомостях», 1869. 9 августа.

 

Найденные в г. Уфе сведения о духовнике Петра Великого

В Уфимском Успенском мужеском монастыре, в числе старинной утвари, переданной в 1799 году из бывшего Коломенского Спаса-Сумарина монастыря, находится, книга «Триодь постная», напечатанная в ½ лист, в Москве, в 1693 году, в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей и при Патриархе Андриане. На 1 листе этой книги сделана чернилами надпись: «лета 7214 (1705) года Января в 10 день дал две книги сию триодь, да псалтирь со возследованием смосквы большаго собора (успенскаго) ключарь иерей Иаков, во иноцех иеромонах иона по себе и по своих умерших родителех».

Далее с новой строки: «Помяни Господи род Благовещенскаго, что у государя на сенех Протопопа Меркурия, их Царских пресветлых Величеств духовника» и затем следует ряд имён мужских и женских и преимущественно это священники, монахи, монахини и даже схимники и схимонахини. Имён этих много, выписка их здесь из этого памянника ни к чему не поведёт, так как кому принадлежали эти имена в роде протопопа Меркурия – мы незнаем, но сам Меркурий лицо историческое в молодости Петра Великого. Бывший ключарь Успенского большого собора, а потом иеромонах Коломенского Спаса-Сумарина монастыря был сын Меркурия, как видно из самой подписи на пожертвованной им книге, по листам которой внизу идёт ещё его собственноручная скрепа: «сия книга триодь отдана вкладу 1705 года ключарь смосквы большаго Успенскаго собора Иаков во иноцех иона по себе и по своих родителех вечное поминовение». И так исторически известного Меркурия уже тогда не было в живых, а сын его Иаков, по примеру дедов и прадедов постригся в монахи.

Меркурий был духовником царей Иоанна и Петра Алексеевичей и кажется Царевны Софии Алексеевны, по крайней мере он пользовался особым её уважением и доверенностию.
Незнаем – с которого времени стал Меркурий царским духовником и по какому случаю? Официально же известным делается протопоп Меркурий с 27 Января 1689 года; в этот день, по желанию матери Петра Царицы Наталии, духовник их царских Величеств Благовещенского Собора протопоп Меркурий в придельной дворцовой церкви св. Апостол Петра и Павла обвенчал Царя Петра Алексеевича с дочерью окольничего Фёдора Абрамовича Лопухина Авдотьею Фёдоровной.

6757456849

Святые Благоверные Императоры Петр Великий и Павел Первый

 

Полагая, что пр. Меркурий имеет сильное влияние на Петра, София, после последнего стрелецкого бунта, когда Пётр с супругой и матерью жил в Троицко-Сергиевской Лавре, послала Меркурия уговорить Петра примириться с ней, для чего прежде Меркурия послан был с тою же целию сам Патриарх Андриан, но Патриарх остался в Лавре при Петре, тоже самое сделал и духовник их Величеств протопоп Меркурий. Меркурий, как видно, не был сторонником никаких партий, его равно уважали и приверженцы Петра и сторонники Софии, и вот вероятно почему София между собой и разгневанным братом избрала посредником Меркурия.

Меркурий был, кажется, родом из Новгорода и, едва ли, не был там священником при церкви св. Димитрия Великомученика в Славной улице. В этой церкви, первоначально построенной в честь Ангела В. К. Димитрия Донского в 1380 году, хранятся дары духовника царей Иоанна и Петра Алексеевичей, Протопопа Меркурия; это – серебренные сосуды, блюдо, ковш и кадило, с вычеканенными на них надписями, что они даны вкладом от Благовещенского Московского собора протопопа Меркурия, их царских Величеств духовника, в 1691 году.

С званием Государева духовника издревле сопряжено было звание протопопа Московского Благовещенского Собора, и теперь называемого «придворным».

Само собою, для духовника Государева недовольно было какой бы то ни было по тогдашним понятиям учёности, но искали в нём человека известного благочестием и нравственностью; таков был конечно Меркурий, у которого даже в роду было столько сподвижников веры и благочестия, что один ряд имён их восходит чуть ли не ко временам древнего Великого Новгорода. Сам благочестивый О. Иаков Меркурьевич, едва ли не последний в роде, кончает дни монахом.

Будем ли говорить о важности старинных надписей; – это теже летописи, теже акты; это часто – лучшие вспомогательные источники для биографий, для изучения быта предков.
Из надписи часто видим такую любопытную сторону частной жизни, о которой никак нельзя себе составить понятия по официальным фактам.

Давно среди наших отечественных археологов был поднят вопрос о собрании повсюду и издании древних и старинных надписей, на разных предметах, как-то: церковной утвари, колоколах, оружии, книгах, рукописях и т. д. Теперь этот вопрос, в следствие предложения моего, снова был возбуждён на Московском археологическом съезде.
Р. Игнатьев.

(Уфимские губернские ведомости. 1869. 9 августа)

Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоИстория и краеведениеФигуры и лицаистория,краеведение,православие,УфаРазмещаю статью уфимского краеведа, действительного члена Уфимского Статистического Комитета и члена-корреспондента Московского Археологического общества Р.Г. Игнатьева 'Найденные в г. Уфе сведения о духовнике Петра Великого', опубликованную в 'Уфимских губернских ведомостях', 1869. 9 августа.  Найденные в г. Уфе сведения о духовнике Петра Великого В Уфимском Успенском мужеском монастыре, в числе старинной утвари,...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл