6597605075342

Может ли Концепция общественной безопасности России стать ее национальной идеей?

 

Когда у страны и общества нет основополагающей идеи, сложно осуществлять задачи второго, третьего и далее уровней. Среди правительственных документов, обнародованных в конце прошлого года, один, безусловно, – стратегически важный. Это «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации», утвержденная 20 ноября Президентом России Владимиром Путиным.

Концепция называет основные угрозы безопасности и определяет методы противодействия им. Важно, что документ признает – состояние общественной безопасности нестабильно. Реализация концепции будет проходить в два этапа: 2013-2016 и 2017-2020 годы. На первом этапе комплексные целевые программы по обеспечению общественной безопасности будут разработаны и апробированы, на втором начнется их выполнение в масштабах страны.

Что предлагается? Во-первых, принципиально изменить сам подход и оценивать проблемы, связанные с безопасностью, в комплексе, а не по отдельности (то есть то, что называют «системный подход»). Во-вторых, создать масштабную систему мониторинга состояния общественной безопасности – установить критерии оценки угроз, на их основании составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы, принимать решения. В-третьих, усовершенствовать законодательство, включая дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за правонарушения в сфере общественной безопасности (первые шаги уже видны – Госдумой принято законодательное решение о досудебном порядке блокировки экстремистских сайтов). В-четвертых, сформировать комплексные целевые программы обеспечения общественной безопасности, которые и станут главным ориентиром для органов власти. Такие программы должны включать внедрение в российскую действительность передового зарубежного опыта в области обеспечения общественной безопасности.

Документ долгожданный и правильный, по объему большой – проблем накопилось немало. Я выделю именно то, что мне показалось важным.

Среди основных угроз названа нелегальная миграция, которая создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. Впервые на уровне документа такого уровня к числу угроз отнесены и неблагоприятные тенденции во внутренней миграции – переезда жителей восточных республик в столичные и промышленные центры. В документе признается, что именно такая миграция способствуют увеличению количества этнических организованных преступных групп, возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни.

О чем еще говорится впервые? Среди мер по обеспечению безопасности в пункте 5.а предлагаются меры по пресечению «преступлений, связанных… с торговлей людьми». Вдумайтесь: торговля людьми уже констатируется как одна из опасных угроз, и не кем-то, а Президентом, гарантом Конституции. Значит, дело зашло далеко…

 

Выдержки из Концепция общественной безопасности в Российской Федерации:

«Основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности… являются: принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и развитию социальных и межнациональных конфликтов… противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет».

«Одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации…».

«Уровень террористической угрозы на территории Российской Федерации продолжает оставаться высоким, масштабы последствий террористических актов значительны. Террористы стремятся расширить географию своей деятельности, на территории страны отмечается активность международных террористических организаций, которые привлекают наемников и боевиков, состоящих в экстремистских организациях, и оказывают им финансовую помощь, поставляют оружие».

«Незаконные пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны… создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренней миграции, основным вектором которой остается переселение мигрантов с востока страны в центр, в результате чего… растет социальная напряжённость в обществе, способствующая возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличивается количество этнических организованных преступных групп».

 

…К моему удивлению, документ этот, своего рода Священное Писание для административных структур и всего общества на долгие годы, остался, фактически, без серьезных комментариев и откликов. То ли слишком масштабным он показался, то ли народ перенасытился разного рода «программами» и «концепциями», но глубокого анализа я, как не искал, так и не смог найти ни в печатных изданиях, ни на форумах в сети.

Мне бросилась в глаза такие особенности концепции. Во-первых, социальные и межнациональные конфликты идут в одном ряду, делается акцент на их профилактике.  Во-вторых, единым блоком представлены материальные и духовные ценности общества – это повторяется многократно и под разными ракурсами.

Под общественной безопасностью понимается «состояние защищенности… материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств», под угрозой общественной безопасности – «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба… материальным и духовным ценностям общества», целями обеспечения общественной безопасности названо «достижение и поддержание необходимого уровня защищенности… материальных и духовных ценностей общества», «превентивная защита материальных и духовных ценностей общества».

Духовные ценности общества… А о чем, собственно, идет речь? Конкретизации нет, а жаль…

Что меняет «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации»? Многое. Еще недавно сама констатация фактов в духе того, то в России самый высокий среди европейских стран уровень убийств на душу населения или несоизмеримо высокие на фоне, например, Израиля, гражданские потери от терактов, выглядели, как оппозиционная крамола. Теперь все эти аргументы звучат в рамках реализации концепции, подписанной Президентом и Главнокомандующим. Теперь тот, кто будет отвергать предлагаемые меры по повышению безопасности – уже не либерал и не защитник свобод, а, как минимум, человек, недопонимающий уровень существующей для общества опасности…

Исходя из сложившейся ситуации, вопросы общественной безопасности должны решаться оперативно. Сделать это вполне реально. Любые попытки имитации борьбы, будут оцениваться крайне отрицательно – народ чутко реагирует на все политические движения, как рентген видит любое «шевеление под одеялом».

Один из вопросов, который сразу же возникает, – можно ли осуществить концепцию общественной безопасности, не имея национальной идеи, концепции, объединяющей народы страны? И сам собой возникает второй вопрос – а может ли сама Концепция общественной безопасности России стать ее национальной идеей? Может быть, мы это поймет тогда, когда она начнет не на бумаге, а реально осуществляться?

Сергей Синенко

Сергей СиненкоАнализ - прогнозАнтитеррор / терроризмБлог писателя Сергея Синенкоанализ,антитеррор,прогноз,РоссияМожет ли Концепция общественной безопасности России стать ее национальной идеей?   Когда у страны и общества нет основополагающей идеи, сложно осуществлять задачи второго, третьего и далее уровней. Среди правительственных документов, обнародованных в конце прошлого года, один, безусловно, – стратегически важный. Это «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации», утвержденная 20 ноября Президентом...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл