Могильное поле (статья краеведа Р.Г. Игнатьева)

ufimskaja-gubernija-derevnja-foto Могильное поле (статья краеведа Р.Г. Игнатьева) БАШКИРИЯ История и краеведение

Публикуем статью краеведа, действительного члена Уфимского Статистического Комитета и члена-корреспондента Московского Археологического общества Р.Г. Игнатьева, опубликованную в Сборнике статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям, собранных и разработанных в течении 1866 и 67 гг. / под ред. Н.А. Гурвича. Уфа, 1868. Отдел II. С. 15–18.

 

Р.Г. Игнатьев

Могильное поле

Уфимского уезда, в 267 ½ в. от г. Уфы, в землях башкир Насибашевской волости, близ деревень Ишинбаевой и Мандишевой, лежит обширная равнина, называемая «убалирскою степью» иначе «могильное поле». Последнее название происходит от могильных курганов, разбросанных в разных направлениях по убалирской степи, так что так называемое могильное поле представляется действительно как бы кладбищем.

Кроме этого, могильное поле, замечательно ещё и тем, что здесь находятся небольшие два соляных озерка, не встречаемые, как уверяют, в других местностях Уфимской губернии, после отделения её от Оренбургской, на долю которой уже достались все соляные озёра края. Два соляных озерца – единственные воды в убалирской степи.

О могильном поле с его древними могильными насыпями между местных башкир, хотя считающих себя извечными обитателями этого места, нет никаких преданий, кроме того, что под курганами скрывается прах не их предков, а какого-то чуждого, неизвестного народа, когда-то здесь жившего. Подобное предание о курганах почти, за немногими исключениями, можно назвать общим в Уфимской и Оренбургской губерниях.

Курганы в убалирской степи имеют общую форму всех курганов здешнего края –кольцеобразную, на вершине насыпи всегда почти встречается углубление, от чего самые курганы и слывут в народе под именем «чудских ям». Курганы, по словам Ишинбаевских и Мандишевских башкир, никем раскапываемы не были и что в них заключается, они не знают, да и не предполагают даже, чтобы в курганах что нибудь и заключалось, кроме костей здесь погребённых; вообще у башкир, надо заметить, не в обычае раскапывать места могильные, хотя бы это были и могилы не правоверных, каковыми признаются курганы; от курганов башкиры единогласно отрекаются, и в своих преданиях прямо называют их могилами не мусульман.

Должно заметить ещё о курганах Уфимской и Оренбургской губерний, как вообще о древнейших здешних кладбищах, что они принадлежат Югорским племенам, когда то жившим по обе стороны Уральского хребта. Но кто бы ни были эти люди, погребённые в курганах, покуда наука узнает о них, обитавших когда-то в Уфимской губернии, неизвестный и даже извечным её обитателям, чуждый народ, для мест погребения избирал всегда места близ дорог, но главное вблизи воды; были ли то реки, озёра или просто ручей или проток – и курганы непременно насыпались при самых водах или близ вод.

Читайте также:  Земской управы здание - Уфа от А до Я

Происходит ли это от того, что умерших погребали в тех же местах, где происходило кочевье, а для мест кочевьев без воды невозможно, или уже в следствие обычая и даже может быть религиозного поверья – неизвестно. Насыпь курганов делалась из земли, в местах же каменистых – с примесью камня, тут же добываемого или даже из одного камня; таких курганов много близ Уральских гор; в насыпях же других курганов виден мелкий речной камень, который вероятно народ доставал в реке или озере, непременно находящихся близко. Грунт убалирской степи чернозём и частию суглинистый, из чего и состоит насыпь всех курганов; курганы обросли травою и мелким березником; в насыпи некоторых из них виден мелкий камень, вероятно взятый близ тех же озёр, о которых мы говорили, или солончаков.

Что касается убалирской степи, то, принимая во внимание отсутствие пресной воды, необходимой для мест кочёвок, эта степь едва-ли не служила исключительно местом кладбища давно исчезнувшего, неизвестного народа, может быть даже и не кочевого, а оседлого, жившего близ убалирской степи? Деревни Ишинбаева и Мандишева, лежащие в ½ и 1 версте от убалирской степи, находятся при ключе Малом Бердяше; здесь уже при этих деревнях начинается гористая местность, собственно отроги Уральского хребта, называемые башкирами: «Капай», «Услутау», «Сарлашла» и «Арамашлы». Нет основания отвергать, чтобы места двух поименованных нами деревень, не были когда либо обитаемы тем неизвестным народом, которому принадлежат курганы в убалирской степи.

Вотчинные земли башкир Насибашевской волости принадлежат к нагорной части Уфимского уезда, примыкая к дачам горных заводов Симского и Катав-Ивановского. Убалирская степь есть равнина, идущая от гористой местности или отрогов урала на С.З. и С.В. от деревень Ишинбаевой и Мандишевой и эта степь распространяется далеко, а могильное поле и два соляных озерка находятся близ этих деревень.

Озерка не имеют ни какого особого прозвища; одно из них, примерно от дер. Ишинбаевой по направлению на С. в разстоянии одной версты, а другое на С.В. от него в 200 или 300 саж. Между озёрами или вообще близ этих озёр на пространстве ½ вер. или даже может быть и более, в разных направлениях разбросано сорок кольцеобразных курганов, разной величины.

Из числа курганов, 11 могут назваться по величине самыми большими в сравнении с прочими; они имеют вышину от 2½ до 5 саж., окружность от 16 до 24, диаметр от 8 до 12¾; 5 из них имеют на вершинах насыпей ямы, глубиною от ½ до 1½ арш.; на прочих вероятно эти ямы уничтожались временем; за тем в сравнение с этими курганами следует 24, могущих назваться средними по величине; вышина этих 24 насыпей от 1½ до 3 сажен; от 12 до 18 в окружности и от 6 до 8¼ саж. в диаметре; из них на 17 есть на вершинах насыпей ямы глубиною от 1 до 1¾ арш.; остальные за тем 6 курганов вышины от 2 арш. до 1¼ саж., окружности от 8 до 11½, а в диаметре от 4 до 9 саж.; на вершинах всех этих насыпей ямы глубиною ½ и 1¾ арш.; все эти насыпи поросли мелким березником. Измерение насыпей делано мною обыкновенною саженью, мимо курганов идут дороги в степь от дер. Ишинбаевой и Мандишевой, для которых могильное поле служит частию пастбищем для скота, а частию сенокосом.

Читайте также:  Неторопливые прогулки по Уфе

Чертёж местности, с объяснением расположения по ней этих 40 курганов, разстояния их между собою и разстояния от жилых мест, вод и дорог, величину и т. д. как это требуется при археологических описаниях, всего бы лучше дал понятие об убалирской степи или могильном поле. При невозможности представить при настоящей статье чертёж, на котором каждый курган мог бы быть обозначен особым №, с обозначением величины каждого кургана, я ограничиваюсь здесь лишь перечислением их, разделяя по величине на три категории.

Присовокупляю к этому, что на могильном поле и близ него, кроме двух безъимянных солончаков, нет ни урочищ, ни вод, носящих какое либо особое название. Разстояние курганов от дорог, идущих в убалирскую степь от башкирских деревень Ишинбаевой и Мандишевой различны – от 78¾ до 327¼ саж. по измерению, как выше говорено, простою саженью.

Убалирская степь представляет нам два вопроса: археологический – необходимость раскопки курганов, и чисто экономический – изследование соляных озёр, существование которых покуда не предполагалось в Уфимской губернии. Окружность одного из озёр простирается почти на 170 саж., а другого 82; вкус воды солёный, а рыба не водится в этих озёрах. Изследование местности первоначально предпринято было мною осенью настоящего 1866 года с целию только археологическою, и в это время озёра высыхают, по этому ничего нельзя сказать о глубине самых озёр, нечаянно открытых во время описания курганов убалирской степи; желательно, чтобы на изследование содержания озёр было обращено внимание специалистов этого дела.

Возвращаюсь к вопросу археологическому.

Все вообще курганы в разных местностях Уфимской губернии имеют один вид, одну форму, следственно принадлежат, может быть, одному народу, и раскопка курганов с учёною целию и каждая из находок послужат и признаком времени насыпки курганов и указателем – какому они принадлежат народу. В истории народов был вероятно курганный период, времена курганов; исследование этого периода составляет ещё мало затронутый, но слишком важный, исторический вопрос.

Читайте также:  Градо-Уфимской Богородской церкви историко-архитектурный ансамбль

Но в самом деле – кому же принадлежат эти курганы в Уфимской губернии? Уфимская губерния представляет такое обилие памятников древностей, между которыми есть не мало, приписываемых уже не неизвестному народу, а прямо Нагайским татарам, которые когда-то, покорив здешних коренных и извечных обитателей башкир, основали здесь несколько отдельных маленьких ханств, независимых одно от другого, но, по преданию башкир, признававших над собою то власть золотой орды, то царства Казанского.

Городище под г. Уфою, остатки древних каменных зданий в Уфимском уезде, городище близ г. Бирска, вал под именем «нагайского» в 34 вер. от г. Златоуста и некоторые курганы, прямо по преданию принадлежат Нагаям. Кому же принадлежат курганы в убалирской степи? Подлинно ли Нагаям, или же в самом деле югорским племенам, чуди, по словам древних писателей жившим в приуральских странах, по обе стороны хребта Уральского, или в древности «каменного пояса» т. е. в пределах нынешних Европейской и Азиатской России? всё это касательно древностей Уфимской губернии, конечно, разрешится в последствии, когда обстоятельно будут описаны все памятники древности, разбросанные по пространству Уфимской губернии, когда правильные раскопки поведут к желаемому научному результату.

На здешние памятники древностей обращено особое внимание Уфимского Губернского Статистического Комитета. – Московское Археологическое Общество, состоящее под покровительством Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, поручило мне описание древностей Уфимской губернии. Осенью прошедшего 1865 года, близ г. Златоуста, в дачах Миасского завода, произведена была раскопка курганов и при этом найдены многие вещи, об этих курганах и находках в них буду говорить в следующей статье; а как курганы были той же формы, как и в убалирской степи, то едва ли и находки в курганах, сделанные в Миасских дачах не имеют общего с курганами могильного поля, т. е. касательно принадлежности самых курганов одному и томуже племени.

Уфимская губерния относительно своих памятников древности, может назваться новою богатою, научно неузнанною, страною; это новь, как выражаются агрономы; новь, ожидающая доброго плуга и многих работников. Многим работникам здесь будет ещё много и много дела.

(Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям, собранных и разработанных в течении 1866 и 67 гг. / под ред. Н.А. Гурвича. Уфа, 1868. Отдел II. С. 15–18).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 20 =

Next Post

Дальневосточный федеральный округ (ДФО)

Сб Ноя 11 , 2023
  Дальневосточный федеральный округ (ДФО) занимает территорию Дальнего Востока и Восточной Сибири. Образован Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. Самый крупный по размерам […]
Дальневосточный федеральный округ (ДФО)