5432422351 МУСУЛЬМАНСКИЕ АРХИВЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Блог писателя Сергея Синенко Ислам История и краеведение

МУСУЛЬМАНСКИЕ АРХИВЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Сергей Синенко

Заметил как-то – в архивных помещениях пахнет не пылью, не старой бумагой, а свежей побелкой. Архивы, архивы… Почему бы, кстати, не пройтись по архивам? Действительно, не погулять ли нам по коридорам вдоль стеллажей?!

Итак, сегодня займемся архивом Министерства внутренних дел, двумя его департаментами. Исследуем архивы Департамента полиции и Департамента иностранных исповеданий. Особое внимание – материалам, которые связаны с Уфимской губернией, с Южным Уралом и Поволжьем. Под рубрикой «Мусульманское движение» здесь собраны многотомные дела с названиями: «Мусульманские съезды», «Мусульманские общества и организации различных областей России», «Мусульманские школы», «Мусульманская литература и печать», «Деятельность панисламистов на местах», «Панисламизм заграницей. Печать».

 

 

…Верховная власть в России начала XX века чутка к любым колебаниям, напряжена. Нет тяжеловесности, но нет и устойчивости. В атмосфере, насыщенной электричеством, любое резкое движение вызывает треск разрядов. Уж слишком очевидна сложность и острота вопроса. Правительство стремится найти решение. В столице империи мусульманским вопросом занимаются два подразделения Министерства внутренних дел – Департамент духовных дел иностранных исповеданий и Департамент полиции, которые свою работу согласовывают и между собой, и с министерствами финансов, иностранных дел, народного просвещения, военным министерством и Святейшим Синодом. Задача – сохранить незыблемость устоев и, в то же время, соблюдение начал веротерпимости, действующих со времен Екатерины II, – поддержка «принципа полной терпимости, насколько такая терпимость может согласовываться с интересами государственного порядка».

Департамент иностранных исповеданий в Министерстве внутренних дел — один из самых малочисленных, всего тридцать-сорок человек. Большинство имеют востоковедческое образование, полученное на курсах восточных языков Министерства иностранных дел или вИмператорском обществе востоковедения. Вопросы и дела, которыми занимается департамент, объединены под названиями «Мусульманская печать», «Мусульманские секты», «Антиправительственная деятельность мусульманских организаций» и другие… Одно из самых объемных дел за 1906-1911 годы – «О панисламизме и пантюркизме».

Духовное собрание в Уфе и Таврический муфтиат в Крыму напрямую подчиняются Департаменту иностранных исповеданий. Религиозной жизнью мусульман Закавказья руководят отдельные Духовные правления суннитов и шиитов, подведомственные администрации Кавказа. Неопределенность в управлении остается лишь в отношении Степного края, или, как некоторые стали говорить, Кахахстана, неоднократно в правительстве обсуждался вопрос о создании отдельного духовного управления для мусульман казахских степей, но конкретных решение все не было и вопросы религиозной жизни в степи определяли местные власти, подведомственные военному министерству.

Значительно большие возможностями по сбору сведений имеет Департамент полиции, имеющий разветвленную сеть губернских полицейских органов и жандармских подразделений. Ведущую роль в нем играет Особый (политический) отдел. Его сотрудники ведут наблюдение за политическими партиями и общественными движениями, руководят действиями местных розыскных органов, сбором агентурных сведений, подготовкой разного рода анализов и рекомендаций.

Документы двух департаментов, полицейского и религиозного, хранятся рядом. Сначала осмотрим стеллажи Департамента полиции. Круг вопросов обширен, но обозрим. Отдельный длинный стеллаж занимают проекты мусульманских съездов и организаций, их уставы, экземпляры мусульманских газет и журналов. Несколько полок занимает газета «Терджиман», выпускавшаяся Исмаилом Гаспринским. Соседний стеллаж, немаленький, заполнен содержимым так называемого «черного кабинета» – здесь хранятся материалы перлюстрации писем. В те годы вскрывали и читали письма и леворадикально настроенных интеллигентов, и высокопоставленных консерваторов, и представителей светской элиты…

Особым вид документа – донесения и отчеты осведомителей. Здесь есть совершенно безграмотные бумажки, а есть – написанные прекрасным литературным слогом. Дела рядовых агентов перемешаны с папками, на которых стоят имена незаурядных людей.

Один из наиболее ярких из них, несомненно, – Магомет Хаджет-Лаше. Журналист, редактор-издатель выходившего в Париже на русском языке журнала «Мусульманин» и еженедельной петербургской газеты «В мире мусульманства». В 1909 году Хаджет-Лаше был завербован директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий А. Н. Харузиным, а как агент содержался на деньги Особого отдела Департамента полиции.

По заданию Харузина в конце 1909 – начале 1910 года Хаджет-Лаше для сбора информации о настроениях российских мусульман совершил поездку по ряду губерний Урало-Поволжья. В «Путевых заметках» об этой поездке Хаджет-Лаше в частности, рассказывает о впечатлениях о поездке по Уфимской губернии. Он пишет: «Под личиной наружной преданности и полной лояльности к русскому правительству местная мусульманская интеллигенция энергично работает над осуществлением идей панисламизма и агитирует среди мирного и верного мусульманского населения… Печальнее всего то, что настоящие вредные люди занимают хорошее общественное положение и в силу этого легко могут вредить, а единомышленники, верные русской государственности, затерты и влачат существование на краю света без пользы для дела»

Во время Первой мировой войны Хаджет-Лаше составил проект организации «мировой антинемецкой и антитурецкой пропаганды» и намеревался возглавить эту деятельность. Под именем Хаджет-Лаше скрывался кабардинский писатель Кази-Бек, иначе – Юрий Ахметуков, который добровольно пошел на сотрудничество сначала с политической полицией, затем с императорской военной контрразведкой, а позже работал на советские специальные службы. Потрясающе его способность мимикрировать и приспосабливаться к меняющимся условиям бытия…

У другого агента – иная судьба. Некто Борис Иванович Зорин, перешедший из мусульманства в православие. В письме на имя шефа уфимских жандармов Зорин писал об идейном неприятии«происходящего среди уфимских мусульман революционного брожения«, которое не позволяет ему оставаться в кругу мусульманской общественности. Свои донесения писал, основываясь, преимущественно, на публикациях легальной тюркоязычной печати. Кроме того, в 1914-1915 годах публиковал многочисленные статьи в журнале «Вестник Оренбургского учебного округа». В одной из них он приводит большую цитату из статьи «Вопрос о панисламизме» редактора уфимской тюркоязычной газеты «Тормыш» – «Жизнь» Закира Кадыри. В ней мусульманский публицист, в частности, пишет, что консерваторы-кадимисты из среды мусульманского духовенства «стали доносить правительству на сторонников религиозных реформаторов как на панисламистов, желающих отделить мусульман от России… В последние годы, – отмечает Кадыри, – этот способ отмщения до того развился, что стали писать доносы мулла на муллу, или купец на купца, мугаллим на мугаллима и даже мужик на мужика. Доносы, жалобы и прошения до того увеличились, что в полиции стали подозревать джадидистов в государственной измене…»

Отдельно в архиве размещена секретная переписка чинов имперской администрации по мусульманской проблеме. О чем пишут друг другу чиновники? Приведу выдержки из письма начальника районного охранного отделения военному губернатору Сыр-Дарьинской области генералу А.С. Галкину, датируемое 1912 годом: «В настоящее время… рассылаются печатные прокламации на турецком языке, направленные против России и призывающие мусульман объединиться и кровью защитить ислам… Придавая особое значение этим воззваниям, стремящимся взволновать населяющие Туркестанский край мусульманские народности, прошу распоряжения о принятии подведомственными Вам административными лицами самых действенных мер к воспрепятствованию распространения подобных воззваний… В случаях обнаружения воззваний, а также при малейших признаках брожения среди мусульман прошу не отказать предписать чинам полиции немедленно поставлять меня в известность, по возможности телеграммами».

Приведем и документ, датируемый июлем 1916 года. Это справка Департамента полиции о движении панисламизма в России. «Идея панисламизма впервые зародилась в Африке в восьмидесятых годах прошлого столетия, явившись следствием захвата европейцами африканской территории. Главным принципом, который… составляет душу его, – это объединение всего мусульманского мира под эгидой Турции, т.е. панисламизма, с конечной целью в будущем образования всетюркской республики. Другие принципы, как, например, поднятие религиозно-нравственного уровня мусульманской народной массы, распространение образования, достижение вероисповедной и политической свободы и прочие суть принципы второстепенные и имеют цену настолько, насколько они служат целям панисламизма.

…Увлеченные идеей создания религиозного единства, вдохновленные проповедники ислама горячо стали пропагандировать панисламизм, а выдающиеся турецкие и русские мусульманские публицисты со своей стороны занялись изысканием племен, принадлежащих к одной с ними расе, в целях присоединения их к общей мусульманской федерации. Признавая школу одним из могучих средств распространения среди мусульманского населения идей панисламизма, последователи этого учения обратили все свое внимание на начальные училища («мектебы») и высшие школы («медресе»), стремясь создать из них национальные учебные заведения без преподавания в таковых русского языка, где воспитанникам прививаются учителями («мугаллимами») идеи панисламизма, подготовляя кадры будущих проповедников.
С возникновением войны между Россией и Австрией и Германией турецкое правительство… командировало турецких эмиссаров для пропаганды среди мусульманского населения идей панисламизма и священной войны с неверными. Под влиянием этой пропаганды среди некоторой части мусульман Кавказа и Туркестана стало замечаться стремление к оказанию в той или иной форме активной помощи Турции, в виде денежной помощи на военные нужды, а среди сартовского населения Туркестана образовались тайные комитеты («моджахеддины»), занявшиеся агитацией за восстание против России и вошедшие в сношения с афганским правительством, подстрекая последнее к выступлению против России и обещая в случае объявления войны свою помощь. Остальная часть мусульманского населения, хотя и сохранила внешнюю лояльность, тем не менее сочувственно относится к туркам и немцам и с интересом следит за действиями турецких и германских войск».

printfriendly-pdf-email-button-notext МУСУЛЬМАНСКИЕ АРХИВЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Блог писателя Сергея Синенко Ислам История и краеведение
Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоИсламИстория и краеведениеархивы,ислам,ислам в России,мусульманство,РоссияМУСУЛЬМАНСКИЕ АРХИВЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Сергей Синенко Заметил как-то – в архивных помещениях пахнет не пылью, не старой бумагой, а свежей побелкой. Архивы, архивы… Почему бы, кстати, не пройтись по архивам? Действительно, не погулять ли нам по коридорам вдоль стеллажей?!Итак, сегодня займемся архивом Министерства внутренних дел, двумя его департаментами. Исследуем архивы...cropped-skrin-1-jpg МУСУЛЬМАНСКИЕ АРХИВЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Блог писателя Сергея Синенко Ислам История и краеведение