posredi.ru ???? ???????? ?????? ??????? ????????? ?? ?????. ???? ??????????. ???? ?????? ???????

Белая река

Отрывок из путеводителя по реке Белой издания 1956 года

Половодье на Белой. Село Охлебинино. Фото Сергея Синенко

…Давно скрылись из вида буровато-красные камские горы, заросшие хвойным лесом. Эти горы издали, от горизонта сопровождали пароход по левому берегу до самого устья Белой, а затем Кама увела их на север. Мимо проходят низкие пойменные берега, покрытые непролазными зарослями ивняка, черемухи, краснотала, переплетенными диким хмелем. Сквозь зеленое береговое кружево нет-нет, да блеснет зеркало прозрачного озерка. Попадается много заливов, стариц. Замечательные места для охоты.

В лесах правого берега встречаются волки, лисы, белки, изредка попадаются и медведи. Известны случаи, когда осенью волки выходили к самому берегу Белой.

В устье Белой – Казачий перекат. Вдали видна возвышенность – Казачья гора – остаток порубежной черты XVII века.

Народная память относит эти валы ко времени Пугачева. За Казачей горой слева Сенная пристань, далее Ямалы – пристань Заготзерно. Пройдя Барсуковскую воложку, пароход подходит к первой Бельский пристани – Азякуль. Хлебная и лесная пристань Азякуль обслуживает богатый Актанышский район, центр которого, Актаныш, находится в стороне от Белой. За Азякулем мы входим в пределы Башкирской АССР.

В 47 км выше Азякуля на обрывистом яру – Груздевка, пристань Заготзерно. В 10 км выше – небольшая пристань Андреевка. Это первая остановка судна на территории Башкирии, хотя Башкирская земля – Краснокамский район – от самого слияния рек тянется по левому борту парохода. Андреевка отправляет зерно, кожевенное сырье, ивовое корье, сюда приводят из запани с Быстрого Таныпа большие плоты, которые буксируют затем на Волгу.

Речные пейзажи перед Андреевкой и за ней светлеют: береговые кустарники все реже заслоняют горизонт, чаще встречаются плесы с покатыми полями, взгорьями и холмами по берегам.

Выше Андреевки в Белую впадают сразу два довольно больших притока – с юга степная река База, протекающая по территории трех районов Башкирии и собирающая воды более 30 небольших речушек; с северо-востока – Быстрый Танып. Ранее Танып для транспортных целей не использовался, сейчас русло реки прочищено. и на ней курсируют катера, буксируя древесину, сплавляемую с верховьев реки и лесистых притоков молем.

В Нижнебельско-Таныпском районе находится почти половина лесной площади Северной Башкирии. По пятилетнему плану в этом районе строятся узкоколейные лесовозные железные дороги и лесосплавные пункты. Это повысит экономическую значимость Таныпа.

В местах впадения в Белую базы и Таныпа можно наблюдать широкий разлив реки с замысловато вьющимися различными боковыми и встречными течениями.

Это самые рыбные пункты на Белой, поэтому здесь по берегам в солнечный день всегда сушатся сети рыболовецких бригад. Выше Юсуповского переката расположено одно из живописнейших мест на Белой – Селивановская дача.

Миновав Ангасякский перевоз, пароход подходит к небольшой пристани Измайлово, потерявшей сейчас свое транспортное значение. Сюда лишь изредка заходят грузовые теплоходы и заводятся баржи, чтобы забрать накопившиеся грузы. В настоящее время Измайлово расположено в стороне от ходового фарватера. Оно теперь стоит на зарастающей осокой и тростником старице.

До 1950 года Белая здесь делала весьма опасную для плавания, с тремя перекатами, 26 километровую петлю.

В районе Ангасякского веялочного завода концы этой петли отстояли один от другого всего на 1 км, а по перешейку протекал маленький ручей Туба. В этот крошечный ручей во время весеннего половодья устремились потоки полой воды. Разъярившаяся река бурлила и пенилась, огромные льдины вырывали с корнями деревья, подминали под себя ивняк, уносили целые кучи кореньев и вывороченной земли.

Так было образовано новое русло, которое, однако, не годилось для судоходства. И тут на помощь пришли речники Бельского технического участка пути. Они расширили и углубили новое русло, применив взрывчатку; укрепили новые берега.

В 1950 году по спрямленному пути прошли первые суда.

Опасная Измайловская петля, которой боялись даже опытные капитаны, вместе с пристанью осталась в стороне. Вторую такую же петлю Белая делает выше Бирска, у деревни Питяково.

Выше устья Тубы – Золотовский перекат. Благодаря проведенным выправительным работам, перекат сейчас уже не служит препятствием для судоходства.

Далее на крутом левом берегу Белой – сельскохозяйственный районный центр, крупная хлебная пристань Дюртюли. По обилию сельскохозяйственных продуктов, рыбы, ягод и фруктов, по дешевизне цен Дюртюли занимают в бассейне одно из первых мест. В Дюртюлях и районе развиты молочно-сыроваренное производство и деревообрабатывающая промышленность.

Окрестности Дюртюлей, особенно выше по реке, живописны. Имеются кумысные станции. Много лесной и водоплавающей дичи.

Пройдя Дюртюли, пароход входит в воложку Гусиное горло – узкую протоку между правым холмистым берегом, покрытым густым лесом, и Гусиным островом. В нижней части воложки водятся белые лебеди. В солнечный день с парохода их можно видеть плавающими парами. Немного выше – лебяжья воложка. Далее живописно расположенные деревни Верхний (в стороне от Белой) и Нижний (на берегу) Кангыж, против него Кангыжский перекат.

Одним из важных транспортных пунктов северной Башкирии является пристань Казанцево, находящаяся в 69 км выше Дюртюлей. Пристань связана трактовой дорогой с центром района – селом Бураево, которое в свою очередь стоит на довольно оживленной дороге Уфа – Бирск – Янаул.

В Казанцеве имеются причалы для отгрузки зерна. Отсюда также транспортируется кожевенное сырье, деревянная клепка и другие грузы.

Следующая пристань Бирск – старинный город, расположенный на правом, слегка возвышенном берегу белой, вблизи впадения в нее реки Бирь.

Пристань, склады и вокзал Бирска находятся на каменистой прибрежной полосе. Пароход стоит здесь полчаса.

В помещении вокзала касса, парикмахерская, справочное бюро, буфет, номера длительного отдыха, переговорный пункт городской телефонной станции, радиоузел.

Из Бирска регулярно курсируют автобусы и грузовики Башкирского управления автомобильного транспорта по линиям Бирск – Благовещенск- Черниковск – Уфа, Бирск – Караидель, Бирск – Бураево – Янаул. Через Бирск проходит старинная дорога Уфа – Янаул, которая в прошлом называлась Вятским трактом.

Бирск основан в 1663 году как одна из русских крепостей на востоке, на месте села Архангельское. В городе тогда были, судя по сохранившейся до наших дней описи, «крепостной вал, ров, частокол, дом стрелецкого головы, деревянная тюрьма, деревянные дозорные башни с набатными колоколами, пороховой погреб, церковь, несколько десятков домов дворян, подьячих, стрельцов, пушкарей и дворовых крестьян».

По описи в Бирском городке жителей было всего 1260 душ.


Переселенным в Бирск стрельцам и пушкарям «за службу и в придачу к денежному жалованью» давали земли, расположенные в окрестностях города.

Сто лет спустя на берег Белой перебросилось пламя пугачевского восстания, Бирск был сожжен почти дотла. Потом он вновь отстроился, войдя вначале в состав Оренбургской губернии, а потом Уфимской в качестве уездного городка.

За годы советской власти Бирск разросся и превратился в один из экономически развитых и благоустроенных городов Башкирии. Сейчас здесь имеется свыше десятка различных предприятий, в том числе лесопильный, кирпичный, рыбный, овощесушильный и плодоварочный заводы, швейная и трикотажная фабрики. На окраине города отстроился целый поселок нефтеразведчиков.

Бирск – старинный центр башкирского садоводства. Кругом большие плодовые сады. Если весной подняться с Белой на городской горный берег, то откроется замечательная панорама: за рекой раскинулись луга, видны колхозные села, возле которых застыли белые облака цветущих яблоневых садов.

Близ Бирска – бирский перекат, за ним Верхне-Камышинский.

Здесь горы правого берега своими очертаниями отчасти напоминают крымские. Немного выше, у деревни Питяково, сосновый бор. В живописном уголке на берегу Белой расположено несколько дач, домов отдыха. Здесь Белая делает большую излучину: от Питякова до Соловьиной воложки прямым путем – пять километров, а по Белой – свыше пятнадцати.

Далее следуют Березовка (левый берег), село Печенкино, а за ними одна из крупных пристаней – Кушнаренково – районный центр Башкирии. С Уфой Кушнаренково связано автобусной линией. В селе педагогическое училище, сельскохозяйственный техникум.

В километре от пристани, на склонах горы, раскинулся обширный сад Башкирской опытной плодово-ягодной станции. В нем много мичуринских сортов яблонь, обладающих выдающейся зимостойкостью. Заложены плантации винограда. Здание станции – белокаменное, с колоннами – стоит в центре сада, на самой вершине горы, напоминая сказочный дворец.

От Кушнаренково до пристани Дуваней тянутся редкие по живописности места.

Высокий правый берег реки могучим уступом нависает над водой, в расселинах его скал буйно цветущими оазисами разрослась черемуха, дикий хмель, шиповник, а на круче нет-нет. да промелькнет то дуб, то ясень, то медноствольная сосна, стоящие на вершинах, как вечные стражи красоты здешних мест. Противоположный берег темными песчаными косами врезается в Белую, а за ним до самого горизонта тянутся луга, с раскиданными в беспорядке кустарниками, овражками, озерками.

Нередко на рассвете здесь можно увидеть достойную кисти художника картину: из прибрежного соснового бора вышла стройная лосиха с детенышем и встала над водой, будто изваяние. Лосенок как бы подталкивает мать мордочкой, тянется губами к воде. Но вот издали донесся свисток приближающегося парохода и… лоси мгновенно скрываются из лесу или переплывают на другую сторону и пропадают в луговом туманном мареве.

Немного не доходя до Дуваней – одно из живописнейших мест на Белой – узкое плесо реки, известное под названием Соловьиной воложки. Соловьиная воложка настолько узка, что встречным пароходам в ней разойтись нельзя. Пароход идет здесь по узкому протоку, имея с одной стороны правый горный берег, а с другой – двухкилометровый, покрытый лесом и кустарником Соловьиный остров. Соловьи каждое лето поселяются на зеленом островке и в правобережных лесах. В утренние часы с палубы парохода можно слышать чудесные рулады лесных певцов.

Пристань Дуваней – старинное село, основанное в XVII столетии.

В 42 километрах выше последняя пристань перед Уфой – Благовещенск (правый берег) – один из молодых городов Башкирии. Сама пристань маленькая, на ней имеется всего лишь небольшой дебаркадер, но город Благовещенск растет и постепенно приобретает в экономике республики все большее значение, что обеспечит в дальнейшем и расширение пристани.

В настоящее время Благовещенск – значительный промышленный центр Башкирии.

Чем ближе к Уфе, тем берега Белой становятся живописнее. До Уфы внимание туриста обращают на себя Благовещенский остров, Соленая гора, Красноярский перекат у села Красный Яр, основанного в первой половине XVII века дворцовыми крестьянами. Здесь в дни гражданской войны переправлялись войска М.В. Фрунзе и В.И. Чапаева, чтобы обходным маневром завладеть Уфой и сбить противника с выгодного рубежа.

Почти от самого Красного Яра до Уфы раскинулись кварталы и предприятия нового крупного промышленного центра Башкирии – Черниковска. Это новый город машиностроителей, выросший из рабочего поселка моторного завода и лесофанерного комбината.

Последняя излучина перед Уфой…

С левого борта возникают горные напластования все более поднимающегося берега. По берегу раскинулись густые зеленые дубравы. Вот и «вислый камень» — одиноко вздыбившаяся над водным потоком скала, под которой иногда останавливаются на ночлег уфимские рыбаки, привлекаемые сюда хорошим уловом.
Вдоль Белой совсем близко проходит линия железной дороги. Отсюда уже видна Уфа.

У устья Белой пристань Дербешки с затоном и судоремонтными мастерскими. О приближении к Белой свидетельствует полоса светлой воды, которая резко выделяется на фоне темной камской воды.Белая, пожалуй, единственная по своеобразности своего ландшафта река Волжского бассейна. В нижнем течении Белая очень извилиста, образует много проток, берега ее низкие, долина реки широкая. Селений не видно. Разливы не позволяют селиться на самих берегах. На реке масса птицы, встречаются и лебеди.

На левом берегу интересна пристань Кушнаренково. знаменитая своей плодово-ягодной опытной станцией, выращивающей хорошие сорта яблони, смородины, малины, вишни, земляники и даже абрикоса. Здесь выведен свой сорт винограда.

Не доезжая селения Дуваней, пароход проходит узкой воложкой — Соловьиным Горлом — местом гнездования соловьев. С одной стороны здесь горный берег, с другой—длинный остров. В летний вечер можно наслаждаться соловьиными трелями.

И наконец, Уфа—столица Башкирской АССР, быстро растущий промышленный центр с развитым крупным машиностроением, предприятиями легкой и пищевой промышленности.

Более 300 лет (год основания 1574) она была маленьким, пыльным, мало чем примечательным городком и только в наши дни превратилась в крупный промышленный и культурный город. Здесь имеется филиал Академии наук СССР с 6 научно-исследовательскими институтами, 5 высших, 17 средних специальных учебных заведений, 3 театра, музеи, библиотеки.Город газифицирован, многие улицы его заасфальтированы и озеленены. Много красивых парков. В одном из них воздвигнут памятник В. И. Ленину.

Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоИстория и краеведениеистория,краеведение,река,экономикаБелая река Отрывок из путеводителя по реке Белой издания 1956 года Половодье на Белой. Село Охлебинино. Фото Сергея Синенко...Давно скрылись из вида буровато-красные камские горы, заросшие хвойным лесом. Эти горы издали, от горизонта сопровождали пароход по левому берегу до самого устья Белой, а затем Кама увела их на север. Мимо проходят...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл