42525252-1 Избрание Патриарха и восстановление Уфимской епархии Башкирия Блог писателя Сергея Синенко Православие

Избрание Патриарха и восстановление Уфимской епархии

Продолжаю серию публикаций о Русской Православной Церкви 1930-1940-х гг. Предыдущий пост рассказывал об изменениях в государственной политике по отношению к православию в 1941-1942 гг. Хронологически слеует следующее.

…8 сентября 1943 года колокольный звон оповестил жителей Москвы об избрании митрополита Сергия Страгородского Патриархом всея Руси. Тем же Собором был избран Священный Синод. В слове, сказанном перед интронизацией в московском Богоявленском соборе, первый советский Патриарх признался: «В звании патриаршего местоблюстителя я чувствовал себя временным и не так сильно опасался за возможные ошибки. Будет, думал я, избран Патриарх, он и исправит все допущенные ошибки».

В первый же день своего полновластия Сергий предложил семнадцати избравшим его епископам подписать церковное проклятие тем православным людям, которые «встречают немцев как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства». Были там и такие слова – «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным». Документ был принят, газета «Известия» известила об этом заголовком «Осуждение изменников вере и Отечеству».

Вскоре после провозглашения Сергия Патриархом состояние его здоровья резко ухудшилось. От службы в храмах пришлось отказаться. Сохранилось предание, что однажды, прогуливаясь во дворе патриаршей резиденции, Сергий оглянулся и увидел страшную картину: за ним пристроилась длинная очередь из архиереев с черными лицами. Ему привиделись черные эфиопы, некоторые – совсем карлики. Шествие напоминало многокилометровую змею. Об этом видении Сергий рассказал в кругу приближенных. Умер он 15 мая 1944 года через восемь месяцев после провозглашения Патриархом.

0-03012_22-1 Избрание Патриарха и восстановление Уфимской епархии Башкирия Блог писателя Сергея Синенко Православие

Патриарх Московский и всея Руси Сергий

В 1942 году Уфимская епархия была восстановлена. Архиерейскую кафедру ненадолго занял возвращенный из ссылки архиепископ Алексий (Сергеев). Несмотря на то, что во всех источниках, и церковных, и светских, время руководства Алексием епархией обозначено неопределенно, 1942 – сентябрь 1942 года, его называют первым уфимским архипастырем 1940-х годов.

Тут необходима оговорка. Между некоторыми из имеющихся документов военного периода нет стыковки. Сомнения вызывает многое, и неясность фигуры самого Алексия, и обстоятельства назначения на Уфимскую кафедру, наконец, воспоминания регента уфимской Покровской церкви монахини Гавриилы об архиерее, которого все ждали, а который все не ехал.

То, что известно, характеризовало Алексия достаточно негативно. Такой, например, его поступок. В начале 1933 года он подал в правоохранительные органы сведения о том, что при московском храме преподобного Сергия нелегально созданы монастырь и духовная академия, а во время следствия выступил свидетелем обвинения против братии и прихожан Сергиевского храма. Всего по этому делу было арестовано двадцать четыре человека – священнослужители и миряне, в том числе и преподобномученик Феодор (Богоявленский). Нужно ли это комментировать?

Далее. В 1939 году Алексий, будучи Ивановским епископом, был запрещен в священнослужении. Оказывается, годом раньше, после того как епископ Алексий увидел в советских газетах имя Патриаршего Местоблюстителя Сергия среди «шпионов и диверсантов», он поспешил объявить о разрыве с митрополитом и провозгласил в Иванове «автокефалию». За это он был смещен с кафедры с преданием суду архиереев. Позже был прощен, в декабре 1940 года принят в общение с Церковью, назначен на Тульскую кафедру, после чего ему было поручено временное управление Кишиневской епархией. В мае 1941 года стал архиепископом Кишиневским и Бессарабским. После отступления Красной армией из Молдавии архиепископ Алексий спешно покинул свою епархию и был назначен на Орловскую и Курскую кафедру. Когда же в октябре 1941 года неприятель занял Орел, ему был присвоен титул архиепископа Тамбовского…

 

Биографическая справка

Алексий (Сергеев), 1942

1899, 15 января Рождение Алексия (Виктора Михайловича Сергеева) в Московской губернии. Окончил общеобразовательное отделение Школы живописи, ваяния и зодчества, а в 1919 году – архитектурное отделение Школы зодчества.

1923 Поступил послушником в Смоленско-Зосимову пустынь Владимирской епархии, возведен в сан дьякона, переведен в Высокопетровский монастырь в Москве.

1925 (1927?) Пострижен в монашество.

1927 Возведен в сан иеромонаха.

1932 Возведен в сан архимандрита.

1933 По донесениям Алексия (Сергеева) в правоохранительные органы организован политический процесс. Архимандрит выступил главным свидетелем обвинения.

1935, 20 мая  Хиротонисан во епископа Каширского, викария Московской епархии.

1936 Назначен епископом Серпуховским.

1937, 5 августа Назначен епископом Вологодским, но в епархию не поехал. 16 августа назначен епископом Егорьевским, викарием Московской епархии. 1 сентября назначен епископом Ивановским.

1938 Отошел от Митрополита Сергия.

1939 Запрещен в священнослужении.

1940, декабрь Назначен епископом Тульским, временно управлял Кишиневской епархией.

1941 С возведением в сан архиепископа назначен архиепископом Кишиневским и Бессарабским.

1942 Назначен архиепископом Уфимским.

1942, сентябрь Назначен архиепископом Рязанским.

1943, 11 июля Назначен управляющим Калужской и Тульской епархией.

1943, 8 сентября  Участник Собора для избрания митрополита Сергия в Патриархи.

1944, май Назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.

1945-1946 Направлялся патриархией в зарубежные поездки для переговоров о возобновлении канонической связи с Московской Патриархией.

1947, 13 января Назначен архиепископом Курским и Белгородским.

1948, 3 июня Назначен архиепископом Челябинским и Златоустовским.

1950, 17 марта Назначен архиепископом Калининским и Кашинским.

1951, 20 июля Назначен временно управляющим Великолуцкой епархией.

1954, 29 июля Согласно прошению, уволен на покой.

1957, 14 марта Назначен архиепископом Алма-Атинским.

1958, 20 февраля Уволен на покой.

1968, 6 апреля Скончался, погребен на Калитниковском кладбище в Москве.

 

Первые епископские хиротонии в годы Великой Отечественной войны состоялась в декабре 1941 года в Куйбышеве. Был подписан указ о переводе Куйбышевского архиепископа Андрея (Комарова) на Саратовскую кафедру. Приблизительно в это время архиепископ Можайский Сергий получил назначение на Горьковскую и Арзамасскую кафедру. Освобождение Калуги сопровождалось назначением на Калужскую кафедру в начале 1942 года переведенного из Куйбышева вскоре после своей хиротонии епископа Питирима, а архиепископом Куйбышевским стал Алексий (Палицын).

Замещена была и кафедра в Уфе, куда эвакуировали Коминтерн и где исторически находилось Центральное духовное управление мусульман. Уже в феврале 1942 года архиепископом Уфимским значится Алексий (Сергеев). Однако в Уфу он так и не приехал.

Некоторые предположения можно высказать. Вероятно, это было связано с планами использовать Церковь в пропагандистских целях. С середины февраля 1942 года митрополит Николай, архиепископ Сергий, а также еще три иерарха – архиепископы Куйбышевский Алексий (Палицын) и Уфимский Алексий (Сергеев), а также епископ Калужский Питирим (Свиридов) находились в Москве. Лаврентий Берия почти в то же самое время обращался к Сталину с просьбой о разрешении «НКВД принять необходимые меры к обеспечению издания Московской Патриархией книги-альбома «Правда о религии в СССР» (при выпуске книги название скорректировали – «Правда о религии в России»). Книга должна была стать свидетельством того, что религиозных гонений в стране. Подготовкой этого издания весной-летом и занимались почти все находившиеся в Москве архиереи, включая Алексия (Сергеева).

В начале лета архиепископ Алексий был назначен на Рязанскую кафедру, а 13 июля 1942 года правящим архиереем в Уфу решено было определить «ожидающего назначения» епископа Стефана (Проценко), осенью того же года возведенного в сан архиепископа. Приведем два редких документа того времени.

 

Определение

Патриаршего Местоблюстителя, Главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского

г. Ульяновск, от 13 июля 1942 г.

Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя о целесообразности назначить Преосвященного архиепископа Уфимского Алексия (Сергеева), до сих пор не смогшего прибыть в Уфу, на какую-нибудь другую кафедру, а Уфимскую предоставить Преосвященному бывшему Черниговскому Стефану (Проценко), ожидающему назначения и изъявляющему готовность принять оное.

По бывшим суждениям определили. Преосвященному архиепископу Уфимскому Алексию (Сергееву) быть архиепископом Рязанским с обязательством иметь постоянное жительство в г. Рязани или в другом из городов Рязанской епархии. Преосвященному бывшему Черниговскому Стефану (Проценко) быть епископом Уфимским с пребыванием в г. Уфе. О чем и послать названным Преосвященным архипастырям к исполнению указы.

Патриарший Местоблюститель Сергий, митрополит Московский, Николай, митрополит Киевский, Иоанн, архиепископ Ульяновский,

Алексий, архиепископ Уфимский, Андрей, архиепископ Саратовский.

 

Определение

Патриаршего Местоблюстителя, Главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского

г. Ульяновск, от 10 октября 1942 г.

Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя следующего содержания: «Ввиду более чем 16-летнего состояния Преосвященного Уфимского Стефана (Проценко) в сане архиерея считаю справедливым возвести названного Преосвященного во архиепископа».

Определили. По содержанию предложения дать Преосвященному Уфимскому Стефану (Проценку) к исполнению указ.

Патриарший Местоблюститель Сергий, митрополит Московский, Алексий, архиепископ Куйбышевский, Стефан, епископ Уфимский, Андрей, архиепископ Казанский.

 

…Вскоре после восстановления епархии в Уфу стали возвращаться, чтобы продолжить свое служение, оставшиеся в живых священники. В единственной действующей уфимской церкви, Сергиевской, стали служить священник Димитрий Логачевский – в предвоенные годы он сидел в Уфим­ских лагерях, и иеромонах Ксинофонт (Синютин), также бывший заклю­ченный. В 1943 году в Уфе была открыта вторая церковь, Крестовоздвиженская. В Сергиевскую церковь был назначен постоянный настоятель, в епархию прислан архиерей Стефан (Проценко).

e03-a-206_23 Избрание Патриарха и восстановление Уфимской епархии Башкирия Блог писателя Сергея Синенко Православие

Архиепископ Стефан (Проценко) возглавлял Уфимскую епархию в 1942-1944 гг.

В восстанавливающейся Уфимской епархии проходили сборы для фронта и помощи семьям военнослужащих, в храмах звучали молебны о победе над врагом, проповеди антифашистского характера. Так, ко дню проведения праздника Пасхи в 1944 году архиепископ Стефан в Сергиевской церкви произнес речь «Гитлер – враг христианства и всего человечества».

 

e03-a-206_22 Избрание Патриарха и восстановление Уфимской епархии Башкирия Блог писателя Сергея Синенко Православие

Биографическая справка

Стефан (Проценко), 1942 – 25 августа 1944

1889, 2 августа Рождение Стефана (Стефана Максимовича Проценко) в с. Палеевка Сумской области. Окончил агрономический институт, работал преподавателем.

1918 Окончил три курса Киевской духовной академии.

1922 Окончил Нежинский историко-филологический институт. 5 марта того же года рукоположен во священника, назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Носовки Черниговской области. Пострижен в монашество и 24 ноября 1922 года возведен в сан архимандрита.

1926, 26 августа Хиротонисан во епископа Козелецкого, викария Черниговской епархии.

1932, 28 октября Назначен епископом Черниговским и Козельским.

1936-1942 Епархией не управлял.

1942 Назначен епископом Уфимским. 10 ноября возведен в сан архиепископа.

1944, 25 августа Назначен архиепископом Полтавским и Кремнчугским.

1945 Награжден правом ношения креста на клобуке. 2 июня назначен архиепископом Харьковским и Богодуховским.

1959, 25 февраля Возведен в сан митрополита Харьковского и Богодуховского.

1960, 6 октября Скончался в г. Харькове.

 

По книге: Сергей Синенко УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ. художественно-документальное повествование. Уфа, 2009.

Читайте также:

Уфимская епархия в 1930-е годы... Уфимская епархия в 1930-е годы В 1930-е годы Южный Урал становится одним из центров катакомбного православия. Именно здесь, благодаря усилиям еписк...
Тастуба, Ярославка, Метели Тастуба, Ярославка, Метели Успенская церковь с. Ярославка Дуванского района после пожара 1996 г. восстановлена на старом фундаменте в 1998 г. Пр...
Уфимский епископ Иосиф Богословский... Уфимский епископ Иосиф Богословский Сегодня публикую в сокращенном варианте свой очерк об одном из местных архиереев из числа известных и ярких для...
Анкета диакона Иванова Анкета диакона Иванова ("Вредной скорби не имеет") Удалось как-то, будучи в Челябинске, ознакомится с документами Уфимской консистории начала XIX ...
Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоПравославиеБашкирия,время СССР,православие на Южном Урале,Уфимская епархияИзбрание Патриарха и восстановление Уфимской епархии Продолжаю серию публикаций о Русской Православной Церкви 1930-1940-х гг. Предыдущий пост рассказывал об изменениях в государственной политике по отношению к православию в 1941-1942 гг. Хронологически слеует следующее. ...8 сентября 1943 года колокольный звон оповестил жителей Москвы об избрании митрополита Сергия Страгородского Патриархом всея Руси. Тем...cropped-skrin-1-jpg Избрание Патриарха и восстановление Уфимской епархии Башкирия Блог писателя Сергея Синенко Православие