41141465

Петр Столыпин о влиянии Турции на мусульман России

31 декабря 1900 года, в последний день уходящего XIX столетия, министр внутренних дел Д.С. Сипягин направил в Министерство иностранных дел тревожный запрос. Он писал, что следует с особой бдительностью относиться к возникновению тайных антигосударственных организаций в среде российских мусульман.

Сипягин предлагал изучить механизмы, которые привели в движение значительные группы людей, и желал знать, не вдохновляется ли это движение из заграничного мусульманского центра, например, из Турции. Ответ на запрос Сипягина готовил тогдашний русский посол в Турции И.А. Зиновьев, считавшийся тонким любителем восточной поэзии. Он высказал сомнения в том, что мусульманское движение России черпает вдохновение из внешнего мусульманского центра и заявил, что его следует рассматривать как явление, обусловленное исключительно местными обстоятельствами.

Время показало, как глубоко он ошибался, — через десять лет той же самой проблемой вынуждены были заниматься уже высшие должностные лица страны, включая председателя Совета министров России Петра Аркадьевича Столыпина.

Столыпин в те годы, несомненно, ключевая фигура российской политики. Удивителен его взлет от статского советника до министра внутренних дел в апреле 1906 года и председателя Совета министров в июле того же года. Столыпина беспокоит все, что может нанести вред государству, нарушить его спокойствие. Задачу свою видел в том, чтобы устеречь Россию от кровавого революционного шквала. Его отношение к мусульманскому вопросу в России, и к мусульманству зарубежному крайне важно для понимания государственной политики того времени.

После тщательного исследования вопроса, Столыпин пришел к убеждению, что существует значительная внешняя угроза для безопасности государства. Особенно его беспокоит влияние, которое стремится распространить на российских мусульман ведущая держава исламского мира того времени – Османская империя, тем более, российские мусульмане исповедуют преобладающее в Турции суннитское толкование ислама, в их глазах турецкие султаны выступают как халифы, руководители мусульманского мира. Это понимание вопроса отражено в наиболее значимых записках П.А. Столыпина по вопросам российско-турецких отношений.

Приведу два документа за его подписью, которые позволяют лучше понять позицию правящей власти по отношению к процессам в мусульманской среде.

 

Предписание министра внутренних дел П.А. Столыпина губернаторам о необходимости принятия мер в связи с намерением Турции продвигать панисламистские идеи в России

7 октября 1910 г. № 9667

Совершенно секретно
Губернатору

По доставленным министерству сведениям, руководители младотурецкого движения… послали в Россию под видом купцов, возвращающихся из Мекки богомольцев, и т.п. лиц, ряд начитанных и преданных новым идеям ходжей для проповеди среди наших мусульман…

Посылаются эти, опасные для единства нашего государства, проповедники большею частью на Волгу, в местности со значительным татарским и вообще мусульманским населением. Ввиду чрезвычайной серьезности предпринятой из Турции меры, могущей растлевающе повлиять на наше магометанское население… считаю необходимым обратить на изложенное особое внимание.

Без сомнения, что всякое влияние на наших подданных мусульман со стороны политических деятелей культурно враждебного нам государства, каким является Турция, должно быть пресечено в корне. Поэтому, независимо от общих мер, которые ваше превосходительство имеете принять в зависимости от особенности местных условий, предлагаю Вам установить самое тщательное наблюдение за появлением означенного лица из Турции и при обнаружении их принимать безотлагательно решительные меры для выдворения их за пределы империи.

Об оказавшемся и об имеющих быть принятыми мерах вашему превосходительству надлежит незамедлительно доносить мне.

Министр внутренних дел,
статс-секретарь Столыпин

Данное предписание носило характер директивного циркуляра и было адресовано начальникам губерний Поволжья, Приуралья, областей Кавказа и Туркестана. Необходимо отметить, что Туркестан подчинялся Военному министерству, Кавказ управлялся наместничеством, подчиненным лично императору. Тем не менее, распоряжение Столыпина как председателя Совета министров было обязательно в рамках Российской империи и для администраторов.

И еще один документ, наглядно иллюстрирующий общеполитическую ситуацию.

Отношение министра внутренних дел П.А. Столыпина министру
иностранных дел С.Д. Сазонову о необходимости воздействовать на Турцию с целью прекращения издания журнала «Тааруфуль-Муслимин».
13 декабря 1910 г. № 11324

Совершенно доверительно
Его высокопревосходительству С.Д. Сазонову

Милостивый государь Сергей Дмитриевич!

В Константинополе издается получивший широкое распространение в России еженедельный журнал «Тааруфуль-Муслимин» («Взаимное ознакомление мусульман»), имеющий главною целью распространять среди русских мусульман идеи панисламизма и вызвать неприязнь к императорскому правительству…

Вместе с тем, в одном из номеров этого журнала за подписью «Русский подданный» было помещено обращение к русским мусульманам с приглашением жертвовать на усиление турецкого флота для увеличения могущества Турции.

Наиболее видная роль в издании указанного журнала принадлежит русскому выходцу, занимавшему ранее должность члена Оренбургского магометанского духовного собрания… Не подлежит сомнению, что распространение помянутого журнала в пределах империи представляется крайне вредным… Допущение издания, преследующего, исключительную цель – вызвать враждебное настроение мусульман – русских подданных к своей Родине и правительству, вряд ли соответствует достоинству соседней дружеской державы.

…Не сочтете ли Вы возможным поручить нашему дипломатическому представителю в Константинополе воздействовать на турецкое правительство в смысле прекращения издания помянутого журнала.

Примите, милостивый государь,
уверение в совершенном моем почтении и преданности.

П. Столыпин

 

Замечу, по этому письму дипломатические усилия были предприняты самые активные, но результатов они не дали. Между тем, до начала мировой войны оставалось не так уж и много. 29 октября 1914 года германо-турецкий флот напал на русские суда и обстрелял Севастополь, Феодосию и Новороссийск.

3 ноября Россия объявила Турции войну. Прошло всего семь дней и в стамбульской мечети шейх-уль-ислам перед зеленым знаменем Пророка объявил России джихад, заявив, что Россия, Англия и Франция враждебны исламскому халифату. Всех мусульман, подданных этих государств, он призвал объявить им священную войну.

Объявляя джихад, османский шейх-уль-ислам издал пять отдельных фетв с провозглашением войны. Эти фетвы были переведены на татарский язык и изданы многотысячным тиражом в форме листовок. Вскоре они появились в мечетях, на торговых дворах и вообще в людных местах Оренбурга, Казани и Уфы.

Alex ZarubinАнтитеррор / терроризмИсламИстория и краеведениеислам в России,Россия,ТурцияПетр Столыпин о влиянии Турции на мусульман России 31 декабря 1900 года, в последний день уходящего XIX столетия, министр внутренних дел Д.С. Сипягин направил в Министерство иностранных дел тревожный запрос. Он писал, что следует с особой бдительностью относиться к возникновению тайных антигосударственных организаций в среде российских мусульман. Сипягин предлагал изучить механизмы,...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл