Откуда на Южном Урале казаки взялись?

66626252 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Показательное выступление казаков

Откуда на Южном Урале казаки взялись?

Сегодня материал для kazak-99 и других, интересующихся историей местного казачества. Попробую ответить на вопрос — откуда на Южном Урале казаки взялись? 

Известно, казаки из Центральной России вместе с крестьянами, поверстанными в казачью службу, прибыли в край еще при основании Уфимского острога. Этим было положено начало местному служилому казачеству (впоследствии  на войсковом знаке Оренбургского казачьего войска значилась именно дата строительства острога – 1574 год). Однако главные казачьи станицы края возникли не в междуречье Уфы и Белой Воложки, а на Яике, ныне реке Урал.

За год до того, как в 1581 году Ермак с дружиной по найму и на средства богатых торговых и промышленных людей Строгановых разрушил татарский город Сибирь, небольшой отряд вольных казаков успел уже завоевать и сжечь некогда страшную для Руси татарскую столицу Сарайчик. Взятием этого города казаками с  Волги  и  Дона занято было с тылу все побережье Яика, никем до той поры не занятое и русским людям совершенно неизвестное.

76747533 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

«Спецназ» Русской армии

6660555 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Казаки эти, только успев сюда переселится, проведав про богатую торговую Хиву, пробовали было ходить на нее с атаманами Нечаем и Шамаем. Как сначала показалось, удачно — набрали богатую добычу. Но по дороге домой запировали. Этим воспользовался хивинский хан, напал на казаков атамана Нечая и перебил их всех, а казаки, ходившие с Шамаем, были захвачены в плен еще в степи и Хиву так и не увидели.

Читайте также:  Депутат Татарстана оскорбил русскоязычных

Итак: двигаться дальше за реку опасно! На реке же оказалось полное приволье в рыбе и богатых травяных степях. Казаки стали здесь укрепляться, тем более, что власть и Москва, что было одним и тем же, находились далеко, а, значит, жизнь можно было строить по своим собственным порядкам. Казачьи общины зажили на Яике по законам казачьего круга, который вы­ручал в опасностях при набегах, где каждому предостав­лялось право иметь совещательный голос и свободно высказать свое мнение.

Круг был основой казачьего самоуправ­ления, общественным судом, грозным, справедливым и неподкупным.

76795643 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Походный войсковой атаман со своими помощниками, двумя или тремя наказными атаманами и есаулами, не представляя собой неограниченной власти, являлись лишь исполнителями постановлений круга и хранителями его коренных обычаев. Они выбирались казачьим кругом на мирской сходке на один год. Атаман с помощниками собирали и охраняли войсковые деньги, ежегодно отдавая в них отчет кругу, раздавали жалованье деньгами и хлебом. Их во всякое время могли сменить, а возможные растраты непременно взыскивались. Никаких личных прав и преимуществ войсковые должности не давали. То есть, были они у войска временными исполнителями, а главным хозяином оставался все-таки круг.

Смотрите: Территория Оренбургского казачьего войска. Карта 1902 г.

(http://karta.tjur.ru/territorija-orenburgskogo-kazachego-vojska-karta-1902-g)

Когда по звону колокола Казанской, или Белой церкви, самой древней на Яике и в осо­бенности почитаемой, собирался казачий круг, есаулы, выходя из войсковой избы впе­реди старшин, клали перед народом свои жезлы, а ата­ман, шедший сзади, преклонял булаву. Затем все снимали шапки и кланялись кругу в пояс. Сам же казачий круг снимал шапки только в то время, когда читались царские указы!

Читайте также:  Село Киргиз-Мияки и гора Нарыстау (Башкирия)

906854753 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Атаман спрашивал разрешения держать речь, и когда толпа смолкала, начинал говорить либо о сроках, когда начинать косьбу сена или багренье рыбы, либо о выборах новых старшин и атаманов, или о цене за наемку охотников на службу в поход.

«Любо ли вам, молодцы?» – спрашивал войсковой атаман мнение круга по каждому вопросу. «Любо!» – отвечал круг, если речь атамана оказывалась справедливою и согласовалась с определенным заранее мнением круга.

«Не любо!» – говорил казачий круг в случаях, когда, например, хотел выбора новых атаманов и старшин, которые затем становились такими же простыми казаками и кричали в следующие разы на сходке, наравне со всеми «любо» или «не любо».

875585 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Так жили яицкие казаки до тех пор, пока о них не прознала Москва. Казаки сами дали о себе знать тем, что стали разбивать торговые кара­ваны, выходя на Каспий, нападать на прибрежные персидские горо­да, чем, в конце концов, вынудили шаха направить московскому царю жалобу. Услышала тогда Москва и о казачьем своеволии, и о том, что за Урал уезжали из центральной Руси утесненные и вольные люди, увеличивая не только число казаков, но и число не­довольных правительством.

Так же как основная часть Уфимского уезда, уральские казаки в то время входили в ведомство Казанской метрополии. Но казачья вольница подчинялась казанскому митрополиту только номинально. Главным для них по-прежнему, оставался закон казачьего круга, который они охраняли с особенной береж­ливостью, ибо это отвечало их заветному общинному праву, основанному на круговой поруке.

Читайте также:  НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ УФИМСКОГО УЕЗДА

9690650875875 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Многие из уральских казаков примыкали к шайкам лихих и беглых людей, ходили грабить и опустошать Волгу, принимали участие в завладении южным берегом Каспийского моря

Не угомонились уральские казаки и после казни Степана Разина, продолжая набеги на приморские персидские земли, путая этим всю российскую политику. Затихли они лишь на короткое время, когда через их земли стали прорываться киргизские орды и потребовались усиленные и чрезмерные заботы о безопасности собственных станиц.

Первая ревизия, имевшая одним из своих результатов увеличение числа побегов с мест жи­тельства по всей России, уральским казакам была ненавистна по тому религиозному убеждению, что сам бог в лице царя Давида, воспретил исчисление людей. Боязнь потерять с поступлением в солдатский строй бороду, казачью одежду и казачью свободу усилила недовольство. Особенно, когда и внутреннее управление казачьей общины стало подчиняться чуждой казакам военной коллегии. Вольные казаки возмутились до такой степени, что уральские станицы едва не запустели совсем…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + девять =

Next Post

Александровская часовня

Сб Фев 16 , 2013
Александровская часовня Уничтоженные памятники истории и культуры Уфы Александро-Невская, или Александровская часовня, на Верхнеторговой площади перед Гостиным Двором, одна из достопримечательностей центральной части города. Заложена в 1886 г. в честь 300-летия основания Уфы (отсчет велся со времени получения городского статуса), а также в память императора Александра II. Строилась три года, была освящена 17 октября 1889 г. Ежегодно в этот день из Воскресенского кафедрального собора в часовню совершался крестный ход. Есть проекты восстановления храма как части исторического ансамбля площади и Большой Казанской улицы.