03-71_22 Мечети, муллы и медресе Блог писателя Сергея Синенко Ислам История и краеведение Посреди России

Мечети, муллы и медресе

Чекмагушевский край

Сельские муллы. Это архивное фото сделано не в наших краях, непосредственного отношения к Чекмагушу не имеет, но аналогичных местных фото у меня пока нет. Буду благодарен за местные фотоматериалы на эту тематику с указанием где и когда сделан снимок (тогда смогу заменить иллюстрацию)

Одна из распространенных ошибок в понимании жизни и быта мусульман заключается в механическом перенесении понятий и терминов, принятых в европейской культуре, на людей, иных по обычаям и вере. Часто это выражается в представлениях: мечеть – «магометанская церковь», мулла – «магометанский батюшка» и т.п. Мышление по аналогии. Встречается сплошь и рядом. Надо маленько дифференцировать.

Замечу, в исламе изначально не было особого духовного сословия и теоретически любой совершеннолетний мусульманин, обладающий некоторыми знаниями и авторитетом, с согласия верующих мог руководить религиозной жизнью общины без специальной процедуры посвящения в сан. Повторяю, руководить жизнью мусульманской общины мог почти любой член общины-уммы, но только теретически.

На деле все обстояло иначе — мулла должен был выполнять довольно сложные функции, а для этого необходимы были специальные знания. Как писал путешественник и географ Николай Петрович Рычков, деревенский мулла «учит словесным наукам, татарскому и арабскому языку, потом показывает им правила закона и толкует правила священного Алкорана». Но помимо учительских и священнических обязанностей, мусульманское духовенство выступало в роли судей-кадиев, ведущих судопроизводство на основе шариата. Академик Иван Лепехин, побывавший в Приуралье и на Южном Урале в составе Академической экспедиции, писал по этому поводу следующее: «Духовенство их разбирает и всякие свары между мирянами, разводит недовольных браком и имеет власть наказывать преступников. Суд свой производят по Алкорану и смотря по вине наказывают плетьми и палками».

Кроме этого, для того, чтобы получить сан муллы, непременно нужно было знать арабский язык, чтобы уметь читать Коран. Знания кандидат в муллы получал обычно в медресе Средней Азии или в Казани. Для того, чтобы получить сан ахуна, мулла обязан был сдать специальный экзамен по богословию комиссии из числа известных богословов. В приговорах мусульманских общин об избрании духовных наставников всегда обговаривалось, как община собирается обеспечить мулл средствами к существованию. Для низшего духовенства это были закят – милостыня или налог, и гушр, десятина, налог с продуктов, которые дает земля.

В зависимости от уровня знаний и рода деятельности – богослужение, образование или богословие – служители ислама именовались мухтасибами — контролирующее соблюдение норм исламской морали в личной и общественной жизни; ахунами – «наставниками», старшими духовными лицами; хатыбами – ораторами, проповедниками, читающими в мечети в дни пятничных и праздничных молитв проповель-хутбу; имамами или муллами – руководителями общей молитвы в мечети и главами мусульманской общины; муэдзинами или азанчи – служителями мечети, призывающими с минарета на молитву, читающими азан. Т.е., имам — мулла, возглавляющий мечеть, руководящий богослужением, имам-хатып — настоятель мечети, имам-зямиг — помощник хатыпа. Мударис — заведующий медресе, учитель взрослых, а сабиян — учитель малолетних (от слов «сабый жан»). Мугаллим — помощник мудариса, имел право преподавать, но не имел права заведовать медресе.

Опираясь на данные, собранные уфимским историком И.Р. Габдуллиным, попытаемся представить, как выглядело дореволюционное мусульманское духовенство одной из западных частей Уфимской губернии, территории Чекмагушевской и Резяповской волостей, а ныне Чекмагушевского района Башкирии. Данные приводятся по мечетям, муллам и медресе до 1917 года.

1461-4145141 Мечети, муллы и медресе Блог писателя Сергея Синенко Ислам История и краеведение Посреди России

Свидетельство муллы, 1897

Аблаево

К 1917 г. в деревне действовало 5 мечетей. Соборная и пятивременная (мечеть, в которой можно было проводить пять богослужений в день) мечети действовали до конца 1850-х гг., когда вместо пятивременной мечети была выстроена соборная (мечеть, в которой можно было проводить, кроме обычных богослужений, и пятничные торжественные богослужения; по указам Сената 1835-1836 гг., разрешалось возводить соборные мечети при наличии в приходе 300 душ мужского пола, а пятивременные- при наличии 200 душ; при соборной мечети могли служить не более 3-х, а при пятивременной- не более 2-х духовных служителей.). К 1869 г. при 1-ой соборной мечети действовало 1 медресе с 50 учениками. В 1913 г. при 4-й соборной мечети действовало медресе, учителем в которой был Исянбердин Ахкамутдин. Обучалось в ней 54 ученика. Такие же медресе существовали при 2-й и 5-й соборных мечетях. Мударисом, медресе при 5-й мечети был Юлдашев Мухаметназиф. Обучалось в этом медресе 50 учащихся. Мударисом при медресе 2-й мечети был Фазуллин Габбас. В этом медресе обучалось 37 учеников.                                                

Абдулфаттахов Абдулхалик, муэдзин 1-й соборной мечети (утвержден по указу Уфимского духовного собрания в 08.04.1877 г.).
Ахмеров Гайнельбашир (1784-1852), указной имам и учитель.
Ахмеров Фазлулла (1776-), указной мухтасип и мударис.
Ахметхафизов Ахметша (умер ок.1913 г.), муэдзин (утвержден 14.12.1898 г.).
Ахметхафизов Габбас, имам 2-й соборной мечети (утвержден 07.08.1889 г.).
Вахитов Хасан Хусаинович (1887 г.р.), имам-хатып 4-й соборной мечети.
Габбасов Габдулла (1784-1852), указной имам-хатып и учитель.
Габдулвалеев Габдрафик (1829 г.р.), указной мулла.
Габдуллин Малик (1829 г.р.), муэдзин 1-й соборной мечети (утвержден 23.08.1849 г.).
Гайнельбаширов Садритдин (умер ок.1900 г.), имам- хатып 2-й соборной мечети (утвержден 16.05.1862 г.).
Ибрагимов Ахметлатиф (1877 г.р.), имам-хатып 1-й соборной мечети (утвержден 11.03.1902 г.).
Исмагилов Гайса, имам 3-й соборной мечети (утвержден 12.06.1887 г.).
Исянбердин Ахкамутдин Сабитович (1882 г.р.), имам. Репресирован в 1930 г.
Исянбердин Сабит Аюпович (1852 г.р.), имам 1-й соборной мечети (утвержден 25.02.1887 г.).
Ихсанов Идрис (1811-1852), указной мулла.
Марванов Аюп (умер ок.1908 г.), муэдзин 3-й соборной мечети (утвержден 25.04.1887 г.).
Марванов Имамутдин Аюпович, муэдзин 3-й соборной мечети (утвержден 17.07.1908 г.).
Мусагитов Ахметзян, имам- зямиг, хатып и мугаллим (утвержден 1841 г.).
Мухамедияров Ахметвафа (1825 г.р.), имам и мугаллим 2-й соборной мечети (утвержден 12.07.1857 г.).
Садретдинов Гаязетдин (1884 г.р.), муэдзин 2-й соборной мечети (утвержден 16.11.1913 г.).
Файзуллин Ахметхафиз (1819 г.р.), муэдзин 2-й соборной мечети (утвержден 21.07.1853 г.).
Фазуллин Габбас (1865 г.р.), имам до 1920-х гг.
Хамзин Сиразетдин, имам-хатып 3-й соборной мечети (утвержден 17.12.1871 г.).
Хамзин Хамидулла, имам- зямиг 1-й соборной мечети (утвержден 20.12.1855 г.).
Юлдашев Закир Габдулхаликович (1882 г.р.), муэдзин. В 1930 г. репрессирован.
Юлдашев Мухаметназиф Габдулхаликович (1880 г.р.), имам-хатып 5-й соборной мечети. В 1937 г. репрессирован.
Юнусов Сагман (1871 г.р.), имам-хатып 2-й соборной мечети (утвержден 22.12.1900 г.).
Якупов Абунагим (1872 г.р.), муэдзин в годы гражданской войны.

Ахметово

Пятивременная мечеть. К 1867 г. при мечети работало 1 медресе.
Ардуванов Низамутдин (1805 г.р.), муэдзин (утвержден 10. 12. 1831 г.).
Ахмадиев Мухаметхафиз (1835 г.р.), имам.
Бахтияров Музафар, имам (утвержден 30.12.1831 г.).
Забиров Ардуван (1776-1832), указной муэдзин.
Касимов Харис Гарифович (1891 г.р.), мулла.
Низамутдинов Харис Мухаметьянович (1878 г.р.), муэдзин.

 

Байбулатово

Соборная мечеть. К 1869 г. при соборной мечети действовало 1 мектебе с 60 учениками.
Бадретдинов Хаммат, имам-хатып в начале ХХ века.
Мусагитов Галиулла (1809 г.р.), имам- хатып (утвержден 03.04.1835 г.).
Мухамедияров Давлетша, имам- хатып и мугаллим (утвержден 27. 08. 1864).
Хусаинов Мухаметзян, муэдзин и мугаллим (утвержден 15.03.1867 г.).
Шамсутдинов Ахмеди (1802 г.р.,уроженец дер.Караново), муэдзин (утвержден 09.08.1841 г.).

 

Байкеево

Соборная мечеть. В приход этой деревни относились мусульмане дер.Байгильдино. К 1867 г. при мечети работало 1 медресе. 21 мая 1893 г. было открыто новое здание соборной мечети.
Габдулкаюмов Габдулнасыр, имам и мугаллим (утвержден в духовном звании 12.03.1835 г.).
Габдулхабиров Мухаметзагит (1864 г.р.), муэдзин до 1920-х гг.
Курбангалиев Нуриахмет (1871 г.р.), имам-хатып (утвержден в должности 21.07.1900 г.).
Рахматуллин Хисматулла (1802 г.р.), указной муэдзин.

 

Бикметово

До 1860-х гг. в деревне действовала пятивременная мечеть.
Абдулгалимов Нурлыгаян (1864 г.р.), имам до 1920-х гг.
Муллаянов Билал (1867 г.р.), муэдзин до 1920-х гг.
Салимов Ханиф (1877 г.р.), имам-хатып в начале ХХ века.
Сеитов Ахмет (1791 г.р.), муэдзин (утвержден в 1813 г.).

 

Верхне-Аташево

Соборная мечеть. К 1867 г. при мечети действовало 1 медресе.
Абдулмуратов Васфетдин, муэдзин (утвержден в 1865 г.).
Габдулхаиров Юсуф (1862 г.р.), муэдзин 2-й соборной мечети (утвержден в должности 16.10.1891 г.).
Галиев Сальман (умер ок.1904 г.), имам 2-й соборной мечети (утвержден в должности 03.09.1894 г.).
Галиев Хисамутдин (1775 г.р.), указной муэдзин.
Галиев Хуснутдин (1779 г.р.), имам и мухтасиб (в духовном звании с 1816 г.).
Зелялетдинов Кашафутдин (1882 г.р.), имам 1-й соборной мечети (утвержден в должности 28.05.1911 г.).
Исламгалеев Фатхелислам (1868 г.р.), имам-хатып 1-й соборной мечети в конце ХIХ-начале ХХ веков (утвержден в должности 23.04.1891 г.).
Мухамедияров Казыхан (1872 г.р.), муэдзин 1-й соборной мечети (утвержден в должности 17.09.1897 г.).
Мухаметлатыпов Зинатулла (1864 г.р.), имам-хатып 2-й соборной мечети (утвержден в должности 09.07.1891 г.).
Салимевгеров Шигабутдин (1797 г.р.), указной мулла.
Файзелхаков Фатхельбаян (1877 г.р.), имам до 1920-х гг.
Хисамутдинов Тазитдин (1798 г.р.), указной муэдзин.
Хуснутдинов Лукман, имам-хатып (утвержден 01.04.1842 г.).
Хуснутдинов Шайхетдин, с 1841 г. имам, с 1853 г. ахун (утвержден 28.02.1841 г.).
Шайхетдинов Зелялетдин, имам 1-й соборной мечети (утвержден в должности 31.03.1878 г.).
Юсупов Зиатдин Хисамутдинович, имам 2-й соборной мечети (утвержден в должности 16.03.1904 г.).

 

Верхние Карьявды

В начале ХХ века в селении имелось 2 соборные мечети.
Абдулкаримов Шагиахмет, муэдзин (утвержден в духовном звании 06.02.1824 г.).
Абдулнафиков Зиазетдин (1867 г.р.), муэдзин до 1920-х гг.
Ахметзянов Загретдин (1859 г.р.), муэдзин до 1920-х гг.
Ахметзянов Садрильвара (1882 г.р.), имам-хатып 1-й соборной мечети в начале ХХ века.
Габбасов Габдулнафик (1820 г.р.), имам- зямиг, хатып и мударис (утвержден 28.06.1851 г.).
Галлямутдинов Абунагим (1867 г.р.), имам до 1920-х гг.
Сулейманов Ахнаф (1877 г.р.), имам-хатып 2-й соборной мечети.
Хасанов Ахметзян (уроженец д. Караново), имам-зямиг, хатып и мударис (утвержден 24.06.1853 г.).

 

Земеево

До постройки мечети селение относилось в приход дер.Имянлекулево. Соборная мечеть была построена в конце ХIХ века.
Галлямутдинов Салигаскар (1867 г.р.), муэдзин в 1920 гг.
Юсупов Гумер, имам-хатып в начале ХХ века.

 

Имянлекулево

Пятивременная мечеть действовала в деревне до 1860-х гг. когда вместо нее была открыта соборная.
Азметов Нурлыгаян Сиразилвагазов, имам-хатып в начале ХХ века.
Габулхаиров Габдулманнан (1785 г.р.), указной муэдзин.
Губайдуллин Гайнулла, имам- зямиг (утвержден 30.11.1858 г.).
Гумеров Сайфулла, муэдзин, мугалим- сабиян (утвержден 06.03.1853 г.).
Мухаметшарипов Мухамади, имам- хатып (утвержден в 1864 г.).
Назаргулов Идрис (1750 г.р.), указной мулла.
Салаватов Хисамутдин (1766 г.р.), указной муэдзин.
Салаватов Шафей (1774 г.р.), указной мулла.

По данным уфимского историка И.Р. Габдуллина.

См. продолжение публикации

printfriendly-pdf-email-button-notext Мечети, муллы и медресе Блог писателя Сергея Синенко Ислам История и краеведение Посреди России
Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоИсламИстория и краеведениеПосреди Россииислам в России,история,краеведение,медресе,мусульманское духовенствоМечети, муллы и медресе Чекмагушевский край Сельские муллы. Это архивное фото сделано не в наших краях, непосредственного отношения к Чекмагушу не имеет, но аналогичных местных фото у меня пока нет. Буду благодарен за местные фотоматериалы на эту тематику с указанием где и когда сделан снимок (тогда смогу заменить иллюстрацию)Одна...cropped-skrin-1-jpg Мечети, муллы и медресе Блог писателя Сергея Синенко Ислам История и краеведение Посреди России