52525151 ОХОТА В БАШКИРИИ Башкирия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Народознание и этнография

ОХОТА В БАШКИРИИ

Стрельба из лука и из ружья. Охота при помощи прирученных животных. Снаряжение охотника. Артельное начало и территория охоты

Сегодня публикую продолжение книги Сергея Руденко «Башкиры», выпущенной в 1925 году. Отрывок посвящен традиционным формам охоты.

Простой лук из березового или вязового дерева, сложный склеивался из двух половинок березовой и еловой и обклеивался снаружи берестой. Тетива (крыш) делалась или из крепкой конопляной бечевки, или из шелка, или, наконец, сухожильная. Вообще башкирские луки были небольшие (до 1,5 метров длины) и сильно выгнутые. Охотничьи стрелы (ук) бывали довольно разнообразны. Среди них мы встречаем простые деревянные с слегка расширенным и уплощенным острием, так называемые тамары, с утолщенными головками (ук башок), которые снабжались костяными наконечниками; тамары употреблялись яа пушного зверя, преимущественно на белку.

Встречаются среди башкирских стрел и такие, головки которых снабжены острыми роговыми наконечниками. Из стрел с железными наконечниками для охоты (на птиц) чаще всего употреблялись, невидимому, с наконечниками вильчатой формы, на зверя же, вероятно, употреблялись также наконечники лавровидной и ромбической формы. Задний конец стрелы всегда снабжался четырьмя перьями и имел глубокий вырез для тетивы лука.

767563336 ОХОТА В БАШКИРИИ Башкирия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Народознание и этнография

Иногда для прочности стрелы задний конец делался роговой (мугыз), Что касается ружей, то несомненно, что в старину башкиры имели кремневые ружья, в настоящее же время у них встречаются только покупные пистонные или берданки, не представляющие ничего оригинального.

Некоторою своеобразностью отличаются только ружейные принадлежности. На ремне, одевающемся через плечо, у башкира охотника всегда бывает привязана пороховница (кутукса) из козьего или коровьего рога, кожаный мешочек или роговой сосудец для дроби (тукса, дроб hалгыз), роговой или кожаный футлярчик для пистонов (фистон, hаут или фистон hалгыз), костяная мерка (джау) для пороха и дроби, особый кожаный мешочек для пуль (ядра hалгыз) или матерчатый для пыжей (сюбак улься). Тут же иногда бывает прилажена проволочка для прочистки пистонника и железный стерженек в рукоятке для забивания пуль в дуло.

Из ружей башкиры стреляют весной и осенью рябчиков на пищик, глухарей и тетеревов, белок, весной тетеревов на току из балаганов, скрадывают токующих глухарей, выслеживают на лыжах зимой пушного зверя и лосей, но есть и специальные охоты; из них наиболее интересны охоты на медведя с лабаза и на берлоге с рогатиной.

По словам Палласа (72, 24) башкиры «стараются при начале ночи стеречь медведей на деревьях, либо возле стад, где они на скот нападают, либо при падалине». И действительно, в горах южного Урала, повсеместно там, где водятся медведи и нападают на скот, башкиры устраивают лабазы (тазгак), возле задранных медведем животных. Для этого вырубают несколько деревцов и привязывают их по два или по три в наклонном положении к двум, рядом со стервятиной растущим, деревьям.

По этим то наклонно поставленным жердям с, длинными сучками и взбираются на лабаз. На деревянных подпорках (баскыс) между обоими деревьями кладутся две довольно толстые жерди (жирда). На жердях у обоих деревьев настилается ряд расколотых палок (hайгау), на которых садятся охотники.

Медведя стреляют ночью на стервятине, а на случай, если бы медведь раненный полез на лабаз, каждый из охотников имеет с собой топор. Разумеется, чтобы не вытоптать траву и не отпугнуть от стервятины чуткого зверя, охотники, как при устройстве лабаза, так и вечером, приезжают на место охоты верхом на лошадях. Другой весьма распространенный у башкир способ охоты на медведя—охота на берлоге (ынг). Выследив залегшего на зиму медведя или случайно наткнувшись на берлогу, которая хорошо заметна по инею, покрывающему деревья над ней, башкиры идут добывать зверя.

Зверовые собаки у башкир весьма редки, поэтому они поднимают зверя из берлоги заостренным шестом и вышедшего из нее зверя принимают на рогатину (аюдыт hынку) и стреляют. Рогатины башкиры делают сами; их наконечники бывают весьма солидны (до 50 см. длиной), втулка всегда имеет отверстие для гвоздя, которым наконечник прикрепляется к древку: Лезвие рогатины имеют форму ивового листа.

Под именем рогатины на медведя нам пришлось приобрести у башкир железное четырехгранное копье. Судя по форме этого копья надо полагать, что применение его для охоты на медведя чисто случайное, раньше же подобными копьями было вооружено башкирское войско (см. рис. 15).

При некоторых охотах башкиры пользуются услугами животных и в первую очередь лошади.

С помощью лошади башкиры охотятся на тетеревов: с подъезда и на чучела. Охота на чучела (сюрят) производится поздней осенью, когда тетерева собьются в стаи, главным образом в области лесостепи. На особенно приметном месте, на большом дереве помещаются два—три чучела тетеревов, а под деревом устраивается шалаш, в котором садится охотник с ружьем. Два или три других охотника верхом на лошадях отыскивают стаи тетеревов и гонят их по направлению к дереву с чучелами, куда они и садятся.

Охота на тетеревов с подъезда производится зимой, для чего лошадь запрягается в специальные легонькие на высоких копылах санки (кур шянасы). Сидящие на деревьях тетерева близко подпускают сани, запряженные лошадью, охотник кладет ружье на специальную сошку (кур агасы), укрепленную на санях, и стреляет птицу.

Выше отмеченные способы охоты имеют только местный интерес и практикуются главным образом по восточному склону Урала. Несравненно распространеннее и характернее для башкир гоньба на лошадях зверей по первой пороше. Преследование зверей на лошадях возможно только в безлесной местности, поэтому мы и встречаемся с этим видом охоты главным образом в зауральской степи, на юге и на юго-западе страны, населенной башкирами, в северной же и горной Башкирии зверей на лошадях не гоняют.

По словам Лепехина (62, 5), башкиры отправлялись для этой охоты даже в киргизскую степь. Гоняют башкиры на лошадях без собак главным образом волков, с собаками же зайцев и лисиц Выехав артелью в степь по первой пороше, охотники отыскивают след, по которому определяют, где должен скрываться зверь. Затем, отыскав его или случайно наткнувшись на него, преследуют. При этом охотники так увлекаются, что нередко запаливают лучших лошадей.

Загнанного зверя (волка) они или берут живьем или убивают ударами нагайки по норке (носу). Зайцев и лисиц, на которых они охотятся с собаками, ловят эти последние. Башкирская охотничья собака особой породы, на длинных и тонких ногах с острой и длинной мордой, легким туловищем; она больше всего похожа на густопсовую борзую.

6858833 ОХОТА В БАШКИРИИ Башкирия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Народознание и этнография

Бывали, по-видимому, у башкир зверовые собаки и других пород, с которыми они охотились на зверя в лесах. По словам Палласа (72, 25), в его время вся Башкирия изобиловала куницами, в ловле которых башкиры — «одним только поступают образом: по первой пороше изыскивают прилежно следы сих зверей и следуют за ними на лыжах, и либо на дереве застреливают, либо дерево срубают, чтобы приученные к тому собаки их поймали». По утверждению того же исследователя имелись у башкир также собаки, с которыми они ходили на медведей— «зимой, собравшись обществами, ходят башкиры по их следам, травят собаками и убивают копьями». В настоящее время у башкир весьма редко встречаются собаки, с которыми они ходят на медведя.

Наиболее редкий и интересный вид охоты и по ныне еще кое-где сохранившийся—это охота с ловчими птицами. Путешественники позапрошлого столетия, которым мы обязаны массой весьма важных сведений о былом быте башкир, уделяют серьезное внимание соколиной охоте. Лепехин полагал, что башкиры «как в разборе, так и в содержании сих (ловчих) птиц никакому обученному помытчику не уступят» (62, 39). По замечанию того же автора, башкиры, отправляясь летом на кочевку, кур и гусей покидали в своих зимовках «невидимому для приманки хищных птиц, как то ястребов, орлов и соколов, к которым они великую имеют склонность… Орлы им потребны для стрел, на которые они употребляют крылья и хвостовые перья, выключая беркутов (Falco falv. Lin.), которых башкирцы для ловления зверей, как-то лисиц, зайцев и волков употребляют».

Башкиры, охотники с ловчими птицами, добывают чаще всего гнездарей, хотя ловят и слетков. Прекрасное описание добычи гнездарей находим мы у Лепехина (62, 60—61). «Башкирцы будучи с природы великие охотники до хищных птиц, стараются всегда доставать молодых соколов из гнезд и дома их рачительно воспитывают; а великий крик подымали для того, чтобы узнать ту печурку, где сокол свое гнездо имеет; ибо такой крик наносит им страх и принуждает их оставлять свои гнезда.

Наши птицеловы утром обыскали три гнезда, и с великою радостью приуготовлялись получить из них свою добычу. Добыча сия не без труда им достается, ибо соколы выбирают себе печурки посреди утесов, куда сажен тридцать, а иногда и более с верху спускаться должно. Наши сокольные промышленники, собрав все свои арканы и связав их, опускали с горы до тех пор, пока конец оных, на котором навязана палка, стал напротив соколиного гнезда, по которому башкирец, спустясь, выбирал из гнезд молодых соколят, с которыми должно было его спускать до самой подошвы горы, что около семидесяти сажен составляло».

О ловле слетков с тенетами упоминает Паллас (72, 94): «Кречетов или ловчих соколов… ловят для двора по большей части тенетами, коих спускные веревки, обвешанные птичьими крыльями и перьями расставляют промеж деревьев, а на земле сажают на движущихся перекладках, с тем, чтобы порхал, для приманки живого голубя».

В настоящее время башкиры охотятся только с соколами и ястребами, беркутов они, хотя и ловят, но сами с ними теперь уже не охотятся и продают их казак-киргизам. Обучение ловчей птицы, будь то сокол или ястреб, состоит в том, что приучают птицу садиться на руку охотника. Ее сначала морят голодом, не давая ей в течение нескольких суток ни пищи, ни воды. Изнурив таким образом птицу, охотник садит ее на руку и дает ей из рук понемногу мяса, насвистывая при этом на особый лад.

Эта операция производится до тех пор, пока птица вполне не освоится. Затем охотник заставляет птицу прилетать на руку, сначала на близкое расстояние, потом на довольно значительное, причем в руке он держит кусок мяса, заменяющийся впоследствии вабилом. В первые дни обучения сокола его не спускают с руки целыми сутками, стараясь его утомить, не давая ему ни на минуту покоя.

Когда птица будет настолько приручена, что будет по первому призыву бросаться на руку охотника, с ней начинают охотиться. На ноги ловчей птицы навязываются коротенькие ремешки—ногавки (каиш, тышау), в которые продевается длинный ремень (аркан). Клобуков, насколько нам известно, у башкир вовсе нет и не было.

 

880777 ОХОТА В БАШКИРИИ Башкирия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Народознание и этнография

Процесс охоты с ловчими птицами не сложен. Несколько человек верхом на лошадях, рано утром или под вечер перед закатом солнца, с соколами на руке выезжают в степь с озерками и болотцами. Заметив на каком-нибудь из них стаю уток или гусей, спускают двух—трех соколов, а сами мчатся к озерку с криками и ударами кнутов.

Нередко охотников сопровождают собаки, которые спугивают уток. Вдогонку поднявшейся стаи пускается еще сокол, который, стелясь по земле, подбивает стайку все выше и выше. Раньше выпущенные сокола зорко следят за стайкой, взвиваются над ней и, камнем падая на уток, бьют их приемными когтями. Убив одну, две утки, сокол спускается на свою жертву и проклевывает ей череп, добывая мозг.

Соколы (Falco Peregrinus), с которыми охотятся башкиры, как и кречеты, обыкновенно бьют добычу, падая на нее сверху, ястребы же утятники ловят уток в угон. Нередко приходится башкирам добывать с соколами и гусей, особенно во время вечерних охот, когда водоплавающая птица летит с озер и рек на хлеба; иногда им попадаются и журавли.

Столь характерная для западной и центральной Азии соколиная охота, среди башкир доживает свои последние дни. Еще не так давно она существовала во всей степной Башкирии, как уфимской, так и оренбургской, особенно за Уралом. В последнее время остатки ее можно встретить -в виде 2—3 соколятников у кара-барын-табынцев, тамьян-тангаурцев и у бурзян за Уральским хребтом, по одному-два сокола у кого-нибудь из юрматынцев в уфимских степях.

Чтобы закончить обзор башкирских охот, нам остается сказать еще несколько слов о снаряжении башкира охотника (сунарсы), артельном начале и о территории охоты.

Специального охотничьего костюма у башкир нет, если не считать специальную обувь пашумну-кандирак и себата, надеваемую охотником в северной полосе, с которой мы подробнее познакомимся в дальнейшем. Эта обувь особенно удобна для ходьбы на лыжах. Помимо ружья со всеми принадлежностями, у северо-западных башкир — охотников имеется за плечами особое приспособление (элып, алып) для носки провизии и убитой добычи. Кроме того, у каждого башкира-охотника за поясом имеется нож в ножнах, которые бывают весьма разнообразны (см. главу об одежде).

Выше уже было отмечено, что некоторые охоты у башкир групповые; таков промысел зверя по пороше, гоньба его на лошадях и соколиная охота: «Как скоро наступит зима», пишет Лепехин (62, 4), «башкирцы оставляют свои дома и отъезжают в леса далеко в своих дачах. Они разделяются на разные артели, и семейством ходят за мелкими зверьками, как то белками и летягами». За крупными зверями, как например, за оленями или лосями, которые в их лесах нередки, башкиры охотились, да и теперь еще иногда охотятся, большими артелями и преследуют их иногда целую неделю. Убив большое животное, делят его на равные части между участниками охоты.

Территория охоты определяется границами распространения родовой единицы—башкирской дачей. Как мы знаем, башкирские роды и подроды издавна строго территориально обособлены, и каждый сородич имеет право промысла зверя только в пределах своей родовой группы. Особенно серьезное значение придавалось праву владения охотничьими угодьями в старину, когда звероловство играло крупную экономическую роль.

Даже еще в середине прошлого столетия, по словам Черемшанского (11, 458), башкиры-охотники нередко, не удовлетворяясь пространством собственных дач, нанимали чужие, т. е. приобретали право производства охоты в чужих дачах с уплатой известной доли от добычи или деньгами.

При обзоре охоты уже неоднократно упоминалось о различном оружии башкир, но на нем следует остановиться подробнее.

Наиболее древним и типичным для башкир оружием следует считать лук со стрелами. Кроме лука в XVII и XVIII веках, в эпоху восстаний против русской власти и борьбы со своими соседями, башкиры вооружались пиками, кремневыми пистолетами, саблями и ружьями. Некоторые из них одевали на себя в походах железные кольчуги (тимир кульмяк). Башкирский боевой лук (адрина) несколько отличается от охотничьего (иа).

Он всегда склеивался из двух пластин разнородного дерева, с внутренней стороны для прочности и упругости в нем бывали подклеены по всей длине роговые пластины, а снаружи для предохранения от сырости он оклеивался берестой. Лук этот небольшой, метр длины, довольно сильно изогнут, с отогнутыми концами, очень эластичен. Тетива (крыш) боевого лука чаще всего шелковая. Хранился лук и возился в поход в кожаном налучнике — саадаке (йа hадак, садок), всегда украшенном тисненным орнаментом и железными бляхами (каш), покрытыми серебряным чеканным узором.

Боевые башкирские стрелы (ук) от охотничьих отличались главным образом формой своих наконечников. Они имели или удлиненную четырехгранную форму или плоскую лавровидную, значительно варьирующую. Иногда, как боевые, употреблялись, по-видимому, стрелы с головкой, слегка утолщенной и оканчивающейся коническим роговым острием, сантиметра в три длиною. Помещались стрелы в колчанах (ук hадак) по 16—25 штук в каждом.

По форме башкирские колчаны, как и луки, общеазиатского типа, с деревянным остовом, обшитым кожей; кожаными перегородками или переплетом из обшитых суконных тяжей (веревок) они разделяются на несколько отделений. Стрелы вставляются в колчан всегда острием вниз. В некоторых колчанах, чтобы не заламывались перья, устраивался каркас из тонких прутьев. Подобно налучникам колчаны часто украшались железными пластинами и бляхами, покрытыми серебряной чеканкой.

С башкирской пикой мы уже имели случай познакомиться выше. Башкирские сабли точно такие же, как и русские казачьи, пистолеты и ружья также не представляют собой ничего оригинального, почему мы на них и не будем останавливаться. Упомянем еще только об одном оружии— о кистене. Кистень в виде железной булавы, прикрепленной на цепи к концу довольно длинной палки, можно нередко встретить в башкирском доме, и на вопрос, для чего служит это оружие, неизменно отвечают—»на случай».

На всякий случай его возят и в ночную дорогу. Нет ничего невероятного в том, что • этот кистень раньше употреблялся и как боевое оружие. Любопытно упоминание Черемшанского (11, 458) о «железных цепах, вроде молотил», которыми башкиры бьют зверя. Возможно, что он имеет в виду нечто подобное выше упомянутому кистеню.

Оставляя в стороне некоторые специальные или очень редкие приемы охоты и сравнивая башкирские охоты и их орудия с таковыми соседних народностей, принимая вместе с тем во внимание географическое их распространение, мы можем разбить приемы и орудия башкирской охоты на несколько групп. К охотам, известным теперь только у азиатских кочевников и встречающимся у башкир, относится прежде всего охота с ловчими птицами, преимущественно соколами.

В Башкирии, как мы знаем, она встречается в южной и особенно в восточной степи. Ко второй группе охот, общих не только башкирам и степным кочевникам Азии, но и живущим среди башкир татарам, мещерякам и тептярям, относятся охоты на зверей, заключающиеся в преследовании их верхом на лошадях, самостоятельно или с собаками. Эти групповые охоты известны не только в степной, но и в лесостепной Башкирии: их нет только в горах южного Урала и в северной Башкирии.

Третья, наиболее многочисленная группа состоит из приемов и орудий охоты, общих не только башкирам с татарами, мещеряками и тептярями, но и живущим по соседству с ними вотякам, черемисам» и чувашам, а отчасти зырянам и обским остякам и вогулам.

Сюда относится прежде всего преследование на лыжах по глубокому снегу или насту крупных зверей; ловля зверей ударными капканами и ловушками, из которых атма (сибирский черкан) хорошо известна не только по западную сторону Урала, но и далеко в глубь Сибири, равно как и саут; так же широко распространена и тапэ. Сюда же следует отнести охоту на медведя с лабаза или зимою на берлоге с рогатиной. Охоты этой группы более всего характерны для горной и северной лесной области Башкирии.

К четвертой категории следует отнести башкирские охоты и снаряды общеизвестные и мало для них характерные. Сюда относится ловля зверей и птиц петлями, зверей железными капканами и ружейные; охоты. К этой же группе можно, пожалуй, отнести мало употребительные у башкир, редкие в Сибири и хорошо известные в Европейской России охоты, такие, как ловля птиц в западни на хлебах, покрывание их шатрами, загон зайцев в сети с трещотками (облавная охота), охота на тетеревов с подъезда и на чучела.

Охоты последней группы, как мы знаем, спорадически встречаются в Башкирии повсеместно. Что касается охотничьего снаряжения башкир, то оно весьма мало отличается от снаряжения их северных соседей, исконных звероловов (вотяков, пермяков, зырян, черемис, вогулов и остяков).

Такого же, как у башкир, типа мы встречаем у соседних им финнов лыжи, такое же как у башкир приспособление (элып) для носки провизии и дичи; ту же охотничью обувь мы находим у вотяков, пермяков, вогулов и др. Если сравнить ружейные принадлежности (пороховница, дробовница и проч.) к пистонному ружью башкира, черемиса, зырянина или остяка, то трудно будет найти какое-нибудь различие. Только башкирский лук с налучником и колчан со стрелами иного происхождения.

Башкирский лук от северно-русского и сибирского отличается большей изогнутостью и меньшей длиной; по типу — это хорошо известный лук азиатских кочевников. То же самое следует сказать о налучнике и колчане. Что касается башкирских стрел, то среди них мы встречаем тамары, стрелы с вильчатыми наконечниками, и другие типичные охотничьи стрелы их северных и северо-восточных соседей, а вместе с тем стрелы с железными наконечниками, весьма характерными для казак-киргизов и других кочевников степной Азии.

ОХОТА В БАШКИРИИ

Начало смотрите — «Преследование беззащитных животных. Охота с приспособлениями в отсутствие человека: петли, капканы, сети»).

printfriendly-pdf-email-button-notext ОХОТА В БАШКИРИИ Башкирия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Народознание и этнография
Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоИстория и краеведениеНародознание и этнографияБашкирия,история,краеведение,Уфимская губерния,этнографияОХОТА В БАШКИРИИ Стрельба из лука и из ружья. Охота при помощи прирученных животных. Снаряжение охотника. Артельное начало и территория охоты Сегодня публикую продолжение книги Сергея Руденко 'Башкиры', выпущенной в 1925 году. Отрывок посвящен традиционным формам охоты.Простой лук из березового или вязового дерева, сложный склеивался из двух половинок березовой и еловой...cropped-skrin-1-jpg ОХОТА В БАШКИРИИ Башкирия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Народознание и этнография