Идеи превратить Уфу в мусульманский Рим

2_22 Идеи превратить Уфу в мусульманский Рим БАШКИРИЯ Ислам

Преподаватель-мударрис медресе г. Троицка. Фото 1906 г.

Начало XX века – эпоха брожения мусульманства. Революция в Иране, в Турции, вообще — всеобщее  шатание в мусульманских странах, сравнить которое можно только с нынешним раздраем…

Российское мусульманство поддается общему бурлению – обсуждаются новые проекты, планы, теории, а рядом со словом «реформа» все чаще звучит «революция». Это-то в среде духовенства, сферы традиционно консервативной!

Естественна озабоченность российских властей. Специальное вневедомственное совещание, посвященное деятельности исламского духовенства России, созвано в 1905 году Комитетом Министров под председательством А.П. Игнатьева .

На совещании обсуждали разного рода вопросы, в том числе о порядке назначения должностных лиц магометанского духовенства, приходского и высшего; об освобождении от призыва на действительную службу из запаса некоторых лиц магометанского духовенства; об учреждении особых духовных управлений для киргизов Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Тургайской областей, а также для магометанских общин на Северном Кавказе, в Ставропольской губернии, Туркестанском крае, Закаспийской области…

По поручению этого совещания сенатор В.П. Череванский, специально занимающийся вопросами российского мусульманства, подготовил записку «По делам веры мусульман-суннитов». Именно на этой записке мы и сосредоточимся. Главное внимание в ней – Духовному собранию в Уфе, которое, по мнению Череванского, имея «слишком огромный округ действия и чрезмерную централизацию», может стать, фактически, государством в государстве.

Насколько справедлива такая постановка вопроса? Что реально представлял собой в то время округ Мусульманского Духовного собрания?

Компетенция уфимского муфтиата действительно была обширна, она распространялась на 84 губернии, 5 областей и 6 градоначальств Центральной России, Урало-Поволжья и Сибири. Действительно, огромная территория.

Но еще важнее влияние на умонастроения российских мусульман, которое оказывает или может оказать потенциально Духовное собрание. Все чаще в правительстве говорят об одном и том же – как ускорить интеграцию мусульманского населения в общероссийскую жизнь, приобщить к общегосударственным ценностям, поднять уровень образования и медицинских знаний, внедрить новые агропромышленные знания и технологии.

Может ли мусульманское духовенство этому способствовать или, наоборот, на этом пути возникает непонимание и противодействие?

Все эти вопросы тем более важно прояснить, так как в кодексе российских законов служебные обязанности и права служителей ислама обозначены весьма контурно.

Так, должности членов Духовного собрания и председателей правления, муфтиев, были пожизненной. Лишь срок полномочий помощников муфтия составлял три года, но обычно он по несколько раз продлевался.

И муфтии, и казыи получали казенное содержание. До 1889 года в округе уфимского муфтиата три судьи-казыя избирались представителями мусульман Казанской губернии, а затем, по рекомендации муфтия, назначались министром внутренних дел.

Читайте также:  РОССИЯ И МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

02-30 Идеи превратить Уфу в мусульманский Рим БАШКИРИЯ Ислам

Делегаты 1-го мусульманского съезда 1905 года в Нижнем Новгороде

Среднее звено мусульманского духовенства составляли ахуны, уездные казыи и члены губернских собраний-меджлисов. До учреждения в 1789 году должности муфтия и открытия Духовного собрания именно выборные ахуны являлись высшими религиозными лицами (на ступень ниже в духовной иерархии стояли мухтасибы).

Нужно сказать, и после учреждения муфтиата ахуны долгое время оставались старшими духовными лицами больших регионов (обычно нескольких волостей губернии) и обладали значительно большими правами при решении религиозных и бытовых вопросов, чем обычные муллы. Помимо этого, ахуны выступали посредниками между Духовным собранием, как высшим религиозным учреждением, и низшим приходским духовенством. Именно через ахунов уфимский муфтиат решал текущие вопросы в отношении приходских мулл и муэдзинов.

В конце XIX века статус ахунов существенно понизился — сначала до уровня казыев, а с 1880-х годов – до уровня простых мулл. Ключевые вопросы, которыми ахуны ранее занимались, – контроль над муллами и муэдзинами, строительство новых мечетей, посредничество между властями и мусульманским обществом, – перешли в руки муфтия и казыев, ахуны же превратились в их простых помощников.

Постепенно и сама должность ахуна стала в различных российских губерниях ликвидироваться, а с этим, естественно, исчезли должности старшего ахуна и помощника ахуна. То есть звание ахуна в конце XIX- начале XX веков стало как бы почетным титулом, которое Духовное собрание присуждало духовным лицам за особые заслуги (но юридически это никак не оформлялось, что ставило ахунов в неопределенное положение…).

Должность уездных и местных судей-кадиев была схожа с должностью ахунов, но разъяснена чуть более детально. Кроме разбора семейных дел и дел, относившихся к частному и уголовному праву, судьи осуществляли контроль над духовенством мечетей.

Низшую ступень среди мусульманского духовенства занимали хатыбы, имамы, муллы и муэдзины, их помощники. По российским законам во внутренних губерниях империи при каждой соборной мечети разрешалось иметь по одному хатыбу и мулле, различие между которыми состояло лишь в том, что хатыб являлся старшим по чину.

Хатыб обладал правом на пятничных и праздничных молитвах произносить перед их началом или по окончании проповедь-хутбу. Так как юридически точно это положение прописано не было, оно часто порождало недоразумения среди мулл и прихожан.

Например, в начале XX века в практику богослужения вводится чтение проповеди-хутбы не на арабском, а на татарском языке. Так как юридически это никак не было прописано, на страницах национальной печати по этому поводу разгорелись споры между традиционалистами и «обновленцами». Появились труды Г. Буби и З. Камали, обосновавшие необходимость чтения проповеди на понятном для прихожан языке.

Читайте также:  Исламские террористы в Волгоградской области

02-13 Идеи превратить Уфу в мусульманский Рим БАШКИРИЯ Ислам

Молодой имам одной из мечетей Сеитовского посада, или Каргалы. Фото начала XX в.

Обычно в небольших приходах хатыб исполнял и обязанности муллы. В то же время в больших соборных мечетях могли служить сразу до пяти мулл.

Обязанности мулл регулировались и российским гражданским правом, и шариатом. Хатыбы и имамы должны были систематически посещать мечети и предстоять во время молитвы, а хатыбы произносить проповеди, следить за порядком, освящать важнейшие события жизни – рождение, совершеннолетие, свадьбу и смерть, решать семейные и наследственные споры… Прямым их долгом являлось обучение детей основам ислама. Кроме того, они вели записи актов в метрических книгах и регулярно отчитывались перед Духовным собранием.

Должности исламских священнослужителей в армейских частях были ликвидированы по инициативе муфтия М. Султанова еще в 1896 году. Упразднение этой малочисленной группы штатных мулл имело цель добиться назначения не штатного, а общественного муллы в каждую воинскую часть независимо от численности солдат–мусульман. Но инициатива эта не была доведена до конца и осознав свой промах, муфтий в 1904 году возбудил ходатайство о возрождении должности штатных имамов, а начало русско–японской войны показало, что делать это следует в срочном порядке. Весной 1904 года командование разрешило назначить при каждом военном госпитале двух солдат-мусульман для исполнения духовных треб у раненых и участия в похоронах.

В годы русско-японской войны при штабах Второй и Третьей Маньчжурской армии действовали военные муллы, а позднее были утверждены штаты мусульманских духовных лиц в нескольких военных округах – Виленском, Варшавском, Киевском, Приамурском и Московском. Довольствие и денежные выплаты военным муллам были установлены такие же, как у христианских священнослужителей.

Сложилась следующая практика проведения мусульманского богослужения в войсках: в некоторых армейских частях из нижних чинов или из гражданских лиц, знающих обряды ислама и шариат, избирались общественные муллы, а иногда лица из нижних чинов привлекались для исполнения обязанностей мулл в разовом порядке.

При необходимости для исполнения духовных треб приглашались гражданские муллы, проживающие поблизости, а порой для исполнения религиозных нужд Духовное собрание временно командировало приходских духовных лиц в малочисленные городские общины, включающие в себя и военных местного гарнизона. Наконец, для совершения праздничного богослужения по случаю годовых праздников нижние чины под руководством старших по званию могли направляться в ближайшие мечети.

Читайте также:  Имущество российских мусульман в Мекке

SH104152_22 Идеи превратить Уфу в мусульманский Рим БАШКИРИЯ Ислам

Газета «»Мосолман донъясы» — Мусульманский мир», Уфа, №1 за 1906 г.

…Но вернемся к вопросам, обсуждаемым на совещании под председательством А.П. Игнатьева. Сенатор В.П. Череванский в специальной записке «По делам веры мусульман-суннитов» писал: «Едва ли полезно создавать в Уфе мусульманский Рим».

Для того, чтобы снизить централизацию уфимского муфтиата, он предложил расчленить его округ по территориям и по народностям, создав семь окружных правлений – Петербургское, Крымское, Кавказское, Сибирское, Оренбургское, Степное, а на Южном Урале — отдельное Башкирское Духовное управление.

По вопросу замещения духовных должностей сенатор считал необходимым установить правила, по которым низшее духовенство должно избираться мусульманской общиной без учета образовательного уровня, лица же высшего духовенства должны избираться с учетом воли мусульман округа и только после сдачи необходимых экзаменов, а утверждаться в должности правительством.

63636737457 Идеи превратить Уфу в мусульманский Рим БАШКИРИЯ Ислам

Делегаты Второго всероссийского мусульманского съезда 15-22 января 1906 г. в Санкт-Петербурге

Профессиональный востоковед, знаток Корана и шариата, Череванский акцентировал внимание на том, насколько действующий порядок избрания духовенства соответствует Корану. Он подчеркивал, что мусульмане совсем не имеют духовной иерархии, что на духовные должности избирают обычных членов общины, а в Средней Азии часто служители веры продолжают по своей основной профессии оставаться молочниками или ремесленниками.

С позиций Корана и шариата Череванский критиковал основные принципы устройства Духовного собрания, утверждая, что «выделение служителей веры из гражданского уровня сородичей не соответствует шариату». Не имеет оснований в Коране и практика экзаменов для определения в духовной должности.

По мусульманскому обычаю, утверждал Череванский, специальных программ также не существует, а вместо экзаменов происходит лишь обмен мыслями по вопросам веры.

Совещание согласилось с заключениями Череванского относительно Туркестанского края и киргизского населения, а также с идеей децентрализациии округа Духовного собрания в Уфе. Особое мнение по поводу «Записки» выразил представитель Министерства народного просвещения А.С. Будилович, который указал на безусловную необходимость знания русского языка, как государственного, всеми без исключения духовными лицами. Он также настаивал на учреждении новых муфтиатов не по национальному, а по областному принципу.

В 1906 году произошли изменения всего порядка рассмотрения законопроектов, и материалы этого совещания законодательного оформления не получили, а были переданы в Совет министров для изучения. Расчленение округа Духовного собрания не произошло, но именно на совещании 1905 года эти соображения впервые были озвучены и аргументированы. Сами эти идеи не были забыты и напомнили о себе впоследствии…

Автор: Сергей Синенко

Источник: Мусульманское духовное собрание. Уфа, 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × четыре =

Next Post

"Древние напевы удмуртов" в Пермском крае

Ср Июн 15 , 2016
В Пермском крае пройдет фольклорный фестиваль «Древние напевы удмуртов Чакара» Как сообщает «Национальный акцент», межрегиональный фольклорный фестиваль «Древние напевы удмуртов Чакара» — 2016 пройдет в […]
"Древние напевы удмуртов" в Пермском крае