65684683

Мектебы и медресе

Выкладываю с небольшими сокращениями статью уфимских историков П.Р. Габдуллина и Р.Р. Ибрагимова «Мектебе и медресе Бугульминского и Мензелинского уездов в конце Х1Х- начале ХХ веков».

Практически треть нынешней территории Татарстана занимают земли, входившие на рубеже Х1Х- начала ХХ веков в Состав Бугульминского уезда Самарской губернии и Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Между тем в исторической научной литературе, в частности о национальной школе, развитие просвещения среди татар Восточного Закамья практически не затрагивается.
По материалам переписи 1897 года в Бугульминском уезде из 295637 жителей 143805 человек относились к мусульманской конфессии (практически около половины населения) (1). Еще больше мусульман проживало в Мензелинском уезде. К 1911 г. их насчитывалось в уезде 275480 человек (57,25 % от общего числа населения) (2).

К 1894 г. только в Бугульминском уезде насчитывалось 28 медресе и 63 мужские и женские школы (3). В Мензелинском уезде еще к 1863 г. мусульманские школы существовали в деревнях Нижняя Уратьма, Красная Кадка, Мендеево, Якши-Каран, Беркета- ключ, Тойметкино и т.д. (4).

Интересно описание Бугульминского уезда в характеристике начальника Уфимского губернского жандармского управления за январь 1911 г. :

«… в Бугульминском уезде Самарской губернии из 270 тысяч населения более половины считаются мусульмане. Этот уезд с давних пор славится своими образцовыми мектебе и медресе. В настоящее время едва ли можно найти такой уезд, где насчитывают несколькими сотнями мусульманских учебных заведений.» (5).

В материалах Самарского губернского жандармского управления указано количество медресе и мектебе по Бугульминскому уезду на 1911 г.- 158 мектебе и 8 медресе (в деревнях Тумутук, Чалпы, Альметево, Тайсуганово, Нижние Чершилы, Байряки, Абдикеево, Уруссу) (6).

В эти же годы (на 1912- 1913 учебный год в Мензелинском узде работали 351 мектебе и 28 медресе (в деревнях Ново-Алимово, Якши- Карн, Кавзияк, Сарманово, Муртышбашево, Амикееево, Кубяково, Табанлыкуль, Бигишево, Старо- Курмашево, Ново- Курмашево, Мастеево, Сафарово, Биклян, Старый Багряш, Митряево, Старый Байляр, Кузембетево, Юски- Такирмень, Ямаково, Большой Чекмак, Нуркеево, Тлянчитамак, Сасыбурун, Татарский Азибей, Кузяково, Старый Кашир, Средний Кашир, Якшибаево, Верхний Такталачук, Шигаево (7).

Характеризуя мусульманские школы следует выделить периодический характер их существования. Так, в материалах за 1894 г. в дер. Бигашево Бугульминского уезда указано медресе, открытое в 1792 г. (8).

В списках же мусульманских школ за 1915 г. медресе в дер. Бигашево не указано, а указаны 2 мектебе, открытые в 1903 и 1905 годах (9). То же самое видно и по многим другим населенным пунктам уезда. Такое положение объясняется различнейшими причинами.

Это и репрессивные меры царского правительства по отношению к мусульманским учебным заведениям (среди закрытых «крамольных» татарских учебных заведений значатся школы в деревнях Альметево, Чупаево, Менлибаево, Чершилы Бугульминского уезда) (10). Это и нехватка денежных средств на содержание школ. Да и многое, видимо, зависело от самих настоятелей мечетей и школ.

Говоря о народном образовании среди мусульман нельзя не коснуться новометодной и старометодной школ. В одном из донесений помощника начальника Самарского губернского жандармского управления по Бугульминскому и Бугурусланскому уездам в 1913 г. говорится, что в этих 2 уездах «школ с преподаванием по старой методе 226 и по новой методе 14». Далее в том же донесении говорится:

«Все мектебе и медресе, где обучаются по новой методе пользуются среди населения большой популярностью, так как по новой методе они скорее изучают все предметы, чем по старой методе.» (11). В Мензелинском уезде в том 1912- 1913 учебном году из 379 мектебе и медресе более 240 составляли новометодные школы (12).

Мектебы и медресе

Во всех начальных мектебе обучение велось на татарском языке. В обоих уездах обучение в начальных мектебе было четырехгодичным. Предметы преподавания были следующие: родной язык, география, арифметика, краткий курс священной истории, история ислама, вероучение, природоведение, гигиена, Коран (13).

Наиболее известными медресе в Бугульминском уезде являлись байрякинские медресе «Гарабия» и «Гибадия», тайсугановское «соборное» медресе. Первым из них заведовал указной мулла Миннур Салахетдинов (при 1-ой соборной мечети), вторым- ахун Масягут (Мусагит) Габдулгалеевич Губайдуллин (при 3-ой соборной мечети) (14).

При медресе «Гарабия» был открыт русский класс, учителем в котором был чуваш Иван Васильев (15). Кроме того, русские классы в 1912 г. были открыты при Альметевском и Тумутуковском медресе. Часть расходов на содержание этих 3 русских классов взяло на себя уездное земство, а прочие хозяйственные расходы взяли на себя местные мусульманские общества (16).

В Бугульминском уезде медресе состояли из 9 классов. Первые 4 класса назывались «Рушдием» (среднее отделение), следующие 5 классов назывались «Игдадием» (отделение выше среднего). В первых 4 классах новометодных медресе преподавались следующие предметы: «Сарфи- араби» (этимология арабского языка), «Наху» (синтаксис арабского языка), «Гильмихал» (обязанности мусульманина), арифметика, «Тадясьуит» (правильное чтение Корана), Алькоран, священная история, география и чистописание, диктовка, чтение на татарском и арабском языках. По окончании всех классов «Рушди» ученики переходили в первый класс «Игдади», который являлся приготовительным курсом перед последней ступенью татарского высшего курса- «Галия».

В 5 последующих классах преподавались «Наху», «Маан- баян- бедис» (арабская словесность), «Мантык» (логика), арифметика и алгебра, география, всеобщая история, «Хадис» (изречения пророка), Алькоран, «Фикх- Шариат» (магометанский закон), «Ахлак» (нравоучение), «Фараиз» (законность наследства), «Калем» (догматика), «Гакаэд» (символ веры), история ислама, история Фатыха, Коран, история магометан, история России, «Тафсир» (толкование Корана) и чистописание (17).

В Мензелинском уезде кроме того, преподавались риторика, педагогика, начальные сведения по алгебре, физике, космографии и химии (18). По возможности, в обоих уездах обучались русскому языку. Ученики, окончившие полный курс «Рушди» и «Игдади» имели право стать мугаллимами в начальных мектебе.

Многие шакирды, обучившись в мектебе и медресе этих 2 уездов продолжали свое обучение в крупнейших мусульманских учебных заведениях России и за рубежом. Так, в уфимском медресе «Хакимия» в 1913 г. обучались Кабир и Фазыл Туйкины из дер. Зай- Каратай, Мухаметгади Фахретдинов, Кутдус Ашрапов (19). В русских учебных заведениях обучались Рахманкулов, учитель Тойметкинского 2- го медресе Сабирзян Ахматгареев (обучался в Казанской татарской учительской школе). Многие из учителей мектебе и медресе Бугульминского уезда обучались в Тайсугановском медресе. Среди них Мухаметвагиз Гильманович Юсупов (из дер. Старый Багряш- Елхово), Мухаметхатып Галлямов и Сарраз Галлямов (из дер. Нижнее Абдулово) (20). В Стамбуле обучался сын байрякинского муллы Муксина Губайдуллина. Мулла дер. Тумутук Миргазиян Ахметлатыпов также получил образование в Стамбуле (21).

Мектебы и медресе

Большим подспорьем для мусульманских школ стало открытое в 1906- 1907 годах мусульманское прогрессивное общество со штаб- квартирой в дер. Байряки. Общество охватывало в своей деятельности Бугульминский, Мензелинский и Белебеевский уезды. Председателем общества был избран имам 3-ей соборной мечети этой деревни Масягут (Мусагит) Губайдуллин. Общество занималось благотворительностью на ниве народного просвещения. Так, только за один год (в начале 1910-х годов) обществом на устройство летних курсов для подготовки мугаллимов было израсходовано 400 рублей (этот курс продолжался около 5 месяцев; обучалось на курсе 30 учащихся, которые после окончания курсов были направлены в деревенские мусульманские школы). В том же году 1000 рублей было ассигновано на открытие ремесленного училища для мусульман. Кроме того, на открытие женского медресе было отпущено 200 рублей (22).

В отличие от русских школ, татарские национальные мектебе и медресе практически полностью содержались за счет самого мусульманского населения. Ведь согласно различнейшим правилам и инструкциям мусульманские школы могли финансироваться лишь при условии открытия при них русских классов и подчинения их министерству народного просвещения. Мусульманское же население в основном настороженно относилось к русско- татарским школам. Здесь переплелись и боязнь крещения из- за русификаторской политики царского правительства, и агитация местных мулл, и вековое недоверие мусульман к русским властям как к своим колонизаторам. Потому, неудивительно то, что к концу Х1Х в. В Бугульминском уезде не имелось ни одной мусульманской татарской школы, подчиненной либо земству, либо министерству народного просвещения. Так, в 1890-х годах было принято решение об ассигновании 1200 рублей на устройство русско- татарской школы в дер. Альметево Бугульминского уезда, «от каковой население названной деревни отказалось»(23).

Большинство национальных школ были в бедственном положении. В заявлении гласного Бугульминского уездного земства Шакира Латыповича Хакимова 49-му очередному уездному земскому собранию говорится: «Наши дети учатся буквально «на подаяние», в котором принимают участие все решительно слои мусульманского общества: каждый несет свою вольную или невольную лепту. Прежде всего должны платить родители учеников, причем плата колеблется от 25 к. до 1 р. В год с каждого ученика; затем сами ученики, соблюдая невольно установившийся обычай, каждый четверг несут в школу кто 1 коп., кто 2, кто сколько может … сами учителя, если не совсем бесплатно преподают в наших школах, то довольствуются таким небольшим вознаграждением, которое равносильно пожертвованию: … есть школы, где годовая плата учителю 25 руб., есть школы, где преподают муллы совершенно бесплатно потому, что школе нечем платить» (24). Лишь с начала ХХ в. Положение стало изменяться, что было связано с преобразованиями в сфере мусульманского просвещения.

Требования времени, а также успехи и популярность новометодных школ заставляли многих мулл, отказывавшихся до того от земских субсидий, теперь уже самим обращаться к земствам за денежной помощью по содержанию своих школ и об открытии в этих школах русских классов. Так, только в одном 1907 г. было 26 таких прошений по Бугульминскому уезду (25). В прошении указных мулл дер. Минлибаево Бугульминского уезда Мухаметханифа Абдулгалимова и Асылгарея Сахипова говорится: «Желая просвещать детей- мусульман своего прихода русской грамоте, имеем честь покорнейше просить Бугульминскую уездную земскую управу, не найдет ли она возможным открыть при нашей мусульманской школе русский класс на земские средства, кроме школьного здания …» (26). Все эти бесчисленные прошения и заявления заставляли уездные земства обращать внимание на мусульманские школы. Так, в смету на 1908 г. Бугульминским уездным земством было внесено 1600 рублей «на поддержание магометанских школ»(27). В смету на 1914 г. уездная земская управа внесла уже 10000 рублей с условием «чтобы при каждой школе, желающей получить пособие, было избрано два попечителя от общества, в распоряжение которых и под их отчет выдать причитающее по разверстке пособие» (28). По Мензелинскому уезду денежные средства выделенные для татарских школ выглядят так: в 1910 г.- 10000 рублей; 1911 г.- 10000 рублей; 1912 г.- 11960 рублей (29).

Таким образом мектебе и медресе татар Бугульминского и Мензелинского уездов в конце Х1Х- начале ХХ веков в основном повторили тот же путь в своем развитии, что и все народное образование мусульман европейской части России.

Мектебы и медресе

Примечания:

1. Список населенных мест Самарской губернии. Самара, 1900, с.ХХ- ХХ1.
2. Сборник постановлений Мензелинского уездного земского собрания ХХХУ111-й очередной сессии. Мезелинск, 1913, с.586.
3. ГАСО, ф.171, оп.1, д.203, л.48- 51.
4. ЦГИА РБ, ф.295, оп.3, д.5617.
5. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1393, л.18; ЦГИА РБ, ф.187, оп.1, д.412, л.406.
6. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1394, л.387- 393об.
7. Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы (мектебе и медрессе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Мензелинск, 1913, с.2- 71.
8. ГАСО, ф.171, оп.1, д.203, л.48.
9. там же, ф.1, оп.1, д.5870, л.29об- 31.
10. Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период- Народное образование у татар в дооктябрьский период. Казань, 1992, с.23.
11. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1792.
12. Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы … с.2-71.
13. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1792; Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы … с.77.
14. там же, ф.1, оп.1, д.5870, л.18об- 20.
15. там же, ф.468, оп.1, д.1394, л.387.
16. Журналы с приложениями Бугульминского уездного земского собрания сессий: чрезвычайной- 16 мая, экстренной- 10 сентября и 49 очередной- с 23 октября по 1 ноября 1913 г. Бугульма, 1914, с.220, 222.
17. ГАСО, ф.468, оп.1,д.1792.
18. Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы … с.77.
19. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1709, л.40.
20. ЦГИА РБ, ф.187, оп.1, д.522, л.208, 211,212.
21. ГАСО, ф.468, оп.1, д.1393, л.65.
22. там же, л.23, 29об, 36.
23. Журналы с приложениями Бугульминского уездного земского собрания: сессий чрезвычайных на 28 апреля, 11 июля и 18 декабря и ХХХ очередной с 5 по 12 октября. Казань, 1895, с.65.
24. Журналы с приложениями Бугульминского уездного земского собрания. Бугульма, 1914, с.506.
25. Журналы с приложениями Бугульминского уездного земского собрания: сессий чрезвычайной на 6 марта и 43 очередной с 16 по 23 ноября 1907 года. Бугульма, 1908, с.646.
26. Журналы с приложениями … Бугульма, 1914, с.433.
27. Журналы с приложениями … Бугульма, 1908, с.662.
28. Журналы с приложениями … Бугульма, 1914, с.509.
29. Сборник постановлений Мензелинского уездного земского собрания … Мензелинск, 1913, с.588.

В смету 1907 г. на содержание мектебе и медресе Мензелинским уездным земским собранием было ассигновано 2880 руб. (Анцыферов С.И. Справочная книга по низшему образованию. Год четвертый. Ч.2. С.-Пб. С.441).
С 1880-х гг. Бугульминская земская управа выделяла ежегодно на высшие татарские школы- медресе в д.Нижние Чершылы, Байряки, Тумутуке, Тайсуганово по 200 руб. на каждую школу. Земская управа отмечала, что «хотя эти школы не имеют определенной программы, но в них преподается чтение и письмо татарское, счетоводство, а главное изучается шариат» (Доклады Бугульминской земской управы ХХ111 очередному Бугульминскому уездному земскому собранию. Бугульма, 1887).

Мектебы и медресе

Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоИсламБашкирия,Башкортостан,ислам в России,медресеМектебы и медресе Выкладываю с небольшими сокращениями статью уфимских историков П.Р. Габдуллина и Р.Р. Ибрагимова 'Мектебе и медресе Бугульминского и Мензелинского уездов в конце Х1Х- начале ХХ веков'.Практически треть нынешней территории Татарстана занимают земли, входившие на рубеже Х1Х- начала ХХ веков в Состав Бугульминского уезда Самарской губернии и Мензелинского уезда...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл