Как хоронят православных епископов?

e02a-001_23 Как хоронят православных епископов? История и краеведение Православие СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Публикую необычный документ — «Церемониал о погребении преосвященного Варлаама архиепископа Тобольского, 15 января 1805 года, в г. Тобольске» и письмо уфимского краеведа Р.Г. Игнатьева, который нашел его в числе рукописей в библиотеке Уфимского губернского статистического комитета, а затем направил для публикации в редакцию «Тобольских губернских ведомостей».

 

Церемониал о погребении преосвященного Варлаама архиепископа Тобольского, 15 января 1805 года, в г. Тобольске (письмо Р.Г. Игнатьева). Письмо в редакцию Тобольских губернских ведомостей.

В числе рукописей в библиотеке уфимского губернского статистического комитета я нашёл «церемониал о погребении преосвященного Варлаама архиепископа тобольского и сибирского, 15 января 1805 года, в г. Тобольске», которую здесь представляю…

Преосвященный Варлаам, архиепископ тобольский и сибирский, – лицо не чуждое оренбургскому краю: значительная часть нынешней оренбургской губернии до 1799 года принадлежала тобольской епархии и преосвященный Варлаам был здесь епископальным архиереем.

До этих пор в некоторых церквах троицкого, челябинского и верхнеуральского уездов оренбургской губернии ещё сохранились св. антиминсы, освящённые тобольскими архиереями и также грамоты за их собственноручными подписами на построение и освящение новых церквей. Но всего более сохранилось в оренбургской губернии св. антиминсов и благословенных грамот на построение и освящение новых церквей, подписанных преосвященным Варлаамом и в особенности после пугачёвского бунта, когда многие церкви края были раззорены или сожжены мятежниками.

Памятниками духовной зависимости более половины нынешней оренбургской губернии от Тобольска, наконец, остались в церквах копии с тобольской иконы Знамения Божией Матери, называемой «Абалацкой», и, должно заметить, эти копии встречаем там, где в оренбургской губернии до 1799 года считалась тобольская епархия.

Читайте также:  По храмам Уфимской епархии от Семено-Петровского до Мелеуза

Преосвященный Варлаам вступил на тобольскую кафедру в 1768 году, в сане епископа, из архимандритов новоторжских, когда последний из митрополитов тобольских и сибирских Павел был уволен, по обещанию своему на покой в Киево-Печерскую лавру.

В 1792 году Екатерина II пожаловала преосвященному Варлааму сан архиепископа, а чрез 7 лет после того отделена от его паствы оренбургская губерния; итак, этот преосвященный был здесь последним из архиереев тобольских.

Жизнь преосвященного Варлаама была описана в журнале «Странник», не помним которого года, и автором описания был покойный Абрамов, учёные заслуги которого для Сибири, по нашему мнению, не ниже, если не более, чем в XVIII столетии историка Сибири академика Миллера.

Покойный Абрамов составил между прочим биографии тобольских архиереев; настоящая же найденная нами рукопись служит дополнением к биографии преосвященного Варлаама, тридцать шесть лет правившего тобольской паствой, чему не было примера среди его предшественников и преемников: о преосв. Варлааме вспоминают и теперь.

За тем обращаюсь покорнейшей просьбой к редакции тобольских губернских ведомостей о напечатании прилагаемой здесь рукописи.

Р. Игнатьев

 

456127858 Как хоронят православных епископов? История и краеведение Православие СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Церемониал о погребении преосвященного Варлаама архиепископа Тобольского, 15 января 1805 года, в г. Тобольске

В день погребения преосвященнаго Варлаама долженствует благовест в соборе начаться в 9 часов утра и продолжаться час.

Духовенство в продолжении благовеста должно собраться в домовую церковь и одеться в ризы, дияконы и причетники в стихарь.

В 10 часов начаться выносу тела из домовой церкви следующим образом: Наперёд идти двум учителям греческому и инфимическом, обоим вряд без стихарей. заними отвсех классов семинарии ученикам, из каждаго особо по два вряд.

Читайте также:  Уфимская тюрьма - Уфа от А до Я

За ними учителя синтаксический и граматический по два вряд за ними крышку гроба нести четырём дьяконам: Сальникову, Райкову, Попову и Лапину.

По сторонам крыши с большими зажжёными свечами идти причетникам в стихарях – Капустину и Кузнецову.

За крышею нести хорухви дияконам Пономарёву и Иконникову, а за ними нести напрестольный крест, диякону Билезереву, за крестом идти священникам по 2 в ряд именно: Агафонову с Инфантьевым, Пантелееву с кладбищенским, Марковитину с Кремлёвским Покровским с зажжёными свечами, за священниками идти протопопу Исидору с зажжёной свечёй за протопопом певчи коим петь святы Боже,

За ними нести орден на подушке протопопу и ключарю Софийским за орденом нести митру, панагию и крест на блюде соборным священникам Василию и Дмитрию за митрою несть клабук преосвященнаго с бриллиантовым крестом и чётками на блюде эконому Иеромонаху Иосифу в мантии, за клабуком нести амофор и мантии на блюдах дьяконам Кузнецову и Лимареву вряд.

За ними нести трикирии и дикирии, обвитые чёрной материею, незажжёнными, держа их за поддон, – дияконам Сампанову и Юшкову. за трикириями нести большие две свечи зажжёными пономарям Овчинникову и Агафонову, обоим вряд, в стихарях; за ними протодиякон с кадилом, за ним с кадиламиж идти дияконам Дюкову и Некрасову, обоим с ряд.

За ними нести посох, обвитый чёрною материею ризничему, дьякону Катаеву; запосохом пред гробом идти духовнику Его Преосвященства, игумену Мельхеседеку, в мантии, с большою зажжёною свечёю за ним нести гроб 8 священникам:

Читайте также:  Новая книга по истории Урала

Матвею Махрушеву,

Дмитрию Еремееву,

Андрею Сальникову,

Алексею Петрову,

Дмитрию Софонову,

Захарию Лузыну,

Михаилу Арефьеву и

Иосифу Попову.

Над гробом нести две рипиды, обвитые чёрною материеи дьяконам отцу Филлипу и Иоанну Рещикову.

Подле углов гроба нести четыре подсвечника, с зажжёными свечами, обвитые чёрной материи, дьячкам в стихарях, – Сосунову, Ефтифееву, Черкасову и Полякову; по сторонам

гроба идти в мантиях, с зажжёными белыми свечами1 4 иеромонахам. Досифею, Нафану, Аркадию и Венедикту; за гробом идти двум архимандритам – отцу ректору и отцу Маргериту с посохами, обвитыми чёрной материеи; по сторонам их быть дьяконам с кадилами: Исмаилу и Вениамину.

В продолжение несения гроба к соборной церкви звон на соборной колокольне вперебор, по приходеж в церковь звон во вся как в соборе так и привсех градских церквах.

По входе в церковь гроб поставить на амвоне, покрытом чёрной материей, около гроба быть столичькам, покрытым чёрноюж материею для положения знаков, разставя оныя –

два по правую идва по левую сторону – в ноги гроба, подле углов гроба стоять 4 подсвечникам с зажжёными свечами.

Крышу положить на правой стороне гроба, настоле, покрытом чёрной материеи. В продолжении отпевания делать перебор в колокола, с принесением же к могиле звонить во вся как в соборе так и во всех городских церквах, до тех пор пока гроб поставится в могилу и отпоётся лития.

(Тобольские губернские ведомости. 1871. 20 марта)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =

Next Post

Как салафиты - ваххабиты проникают в Башкирию?

Вт Янв 14 , 2014
Как салафиты — ваххабиты проникают в Башкирию? Мнения имамов и мусульман республики Шквал откликов от имамов и мусульман Башкирии поступил в нашу редакцию после публикации […]
Как салафиты - ваххабиты проникают в Башкирию?