ОРНАМЕНТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ (от лат. ornamentum – «украшение»), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, для украшения одежды, предметов и т.п. Башкирский народный орнамент в основном полихромный. В яркой цветовой гамме преобладают красный, желтый, зеленый цвета, реже синий, голубой, лиловый, алый. Чередование цветов всегда контрастное. Светотени почти не встречаются. Особенностью колорита является активность фона, который играет едва ли не основную роль в цветовом оформлении. На излюбленном красном фоне узоры выполняются обычно желтым и зеленым цветом, на черном – красным и желтым.
В музейном уголке. Фото Наиля Галеева (Уфа)
Для башкирского орнамента характерны как криволинейно-растительные, так и геометрические узоры. Причем криволинейные узоры связаны с техникой аппликации, свободных вышивок, тиснения по коже, способами орнаментации металла. Геометрические мотивы обычно выполнены тканьем, счетными швами или вязанием. Резьба по дереву использует узоры всех типов. В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяются 6 основных орнаментальных комплексов, связанных с приемами исполнения. 1 Простые геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и етырехугольников, зигзагов, крестов ×, ромбов, кругов Ο, вихревых розеток — входят в состав сложных орнаментальных узоров в форме бордюра или розетки. 2 Узоры из спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн ≈ , пальметок, треугольники — изображаются на амулетах. 3 Узоры растительного происхождения — используются в орнаменте тамбурной вышивки для одежды. 4 Сложные многоугольники, восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы, многоугольники с отростками, парные роговидные завитки — используются для соединения в сложные розетки или сетки. 5 Геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур. 6 Квадраты, ромбы, стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры — используются в ткачестве, счетной и строчевой вышивке.
Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются (консервируются) наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между древними племенами и современными народами. Смысловое значение, древняя семантика узоров орнамента в основном забыта. Современным человеком он воспринимается как украшение, узор.
Лит.: Авижанская С. О народе и его искусстве // Народное искусство башкир. — М., 1968. Древовидные фигуры шитого башкирского орнамента. Орнамент аппликаций.