Салавату Юлаеву памятник

sh10417022 Салавату Юлаеву памятник БАШКИРИЯ История и краеведение

Памятник Салавату Юлаеву работы скульптора С.Д. Тавасиева. Фото Сергея Синенко

Салавату Юлаеву памятник, сподвижнику Емельяна Пугачева, установлен рядом с Черкалихиным оврагом над крутым обрывом и склоном уфимских холмов к р. Белой. Автор скульпторы Сосланбек Тавасиев, уроженец Северной Осетии, вспоминал, что с момента возникновения первого замысла и до окончания работы над памятником прошло почти тридцать лет. Первые рассказы о Салавате Тавасиев услышал еще в военные годы в башкирском селе Стерлибашево, куда приехал вместе с эвакуированными из Москвы. Тавасиев рассказывал, что старался прочесть доступную ему литературу о Салавате, народные сказания, некоторые архивные материалы.

Художественная концепция, композиционное решение памятника возникало постепенно. «Каким его изобразить? – задавал себе вопрос скульптор. – С самого начала я решил посадить его на коня. Значит, нужно выбрать самый активный период в жизни батыра. Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление царских войск, идущих на разгром Пугачева. Но Салават громогласно заявляет с кургана: «Я иду к Пугачеву» и обращается к воинам с призывом: «За мной!» Салават был поэтом-импровизатором. Он не только приказывал, но и горячо звал – говорил стихами, страстно. Разумеется, на скаку человек не может говорить стихами, может только кричать. Значит, Салават должен круто осадить коня на высокой круче, на ходу. Именно на круче».

Модель памятника в натуральную величину из гипса Тавасиев закончил к 1963 году. Салават был изображен невысоким юношей двадцати с небольшим лет, в соответствии с историческими данными. Модель обсуждалась московскими специалистами, ее официально приняла коллегия Министерства культуры СССР.

«Привез я модель в Уфу, выставил в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета, – вспоминал Тавасиев. – Все одобряли, хвалили. Я заметил, одна женщина-башкирка несколько раз обошла модель, потом тихо проговорила: «Хорошо, все хорошо. И сам хорош и конь хорош. Только вот Салават здесь мальчишка. А нужен большой настоящий батыр». Ее непосредственность и искренность заставили меня задуматься… Пришлось поработать над усовершенствованием памятника от начала до конца».

В результате скульптурный образ Салавата Юлаева хотя и ушел от исторической достоверности, но стал символом национальной героики, приобрел свойства широкого исторического обобщения. Памятник был отлит на Ленинградском заводе «Монументскульптура». В соответствии с замыслом скульптор выбрал самую высокую точку на уфимских холмах, именно там, где он стоит сегодня. Однако не все его поддержали: при таком расположении памятника горожанам приходится смотреть на него только со спины или сбоку, оптимальная же смотровая площадка, как говорили специалисты, должна находиться перед памятником, чуть сбоку и чуть ниже, то есть, фактически, в воздухе над Белой.

Читайте также:  Духовное женское училище - Уфа от А до Я

На страницах уфимской печати развернулась настоящая дискуссия. Предлагались еще несколько вариантов установки – на центральной площади Демского района, напротив горсовета (там, где сейчас стоит памятник Ленину), наконец, в центре Советской площади, лицом в сторону улицы Пушкина. Так, известный московский скульптор Е.В. Вучетич считал, что если памятник поставить на месте, предложенном автором, то всадник с конем должен быть в несколько раз больше, иначе издалека он будет казаться слишком мелким. К тому же, говорили другие, конь повернется к городу хвостом – не самой парадной своей частью. Тавасиев стоял на своем, ибо в любом другом случае нарушилась бы внутренняя динамика композиции – Салават осаживает коня. В конце концов доводы автора перевесили все остальные и в марте 1967 года 20-метровый монумент был торжественно открыт.

 

One thought on “Салавату Юлаеву памятник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 5 =

Next Post

ПЬЯНОБОРСКАЯ КУЛЬТУРА

Пн Ноя 26 , 2012
ПЬЯНОБОРСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии) железного века (II в. до н.э.– V в. н.э.), в Прикамье, на территории Татарстана и  Башкортостана. Название связано с первыми находками […]
ПЬЯНОБОРСКАЯ КУЛЬТУРА