СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

655 СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА История и краеведение Народознание Православие

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

русская культура, опирающаяся на религиозные традиции допетровской Руси. Старообрядчеством принято называть совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в., сохранивших дореформенные культурные традиции.

Сторонники старообрядчества до 1906 преследовались царским правительством, чем и объясняется их бегство в труднодоступные области. Они бежали на Русский Север, в Сибирь, на Урал в поисках мест, где можно было бы укрыться от преследований церковных и светских властей.

На территории Уфимского края их расселение связано с возникновением в Южном Зауралье Далматова монастыря, ставшего очагом старообрядчества, с основанием в Табынской крепости раскольничьего скита купцом Н. Утятниковым.

С другой стороны, развитие горного дела на Урале само по себе вызвало приток беглого русского населения, значительную часть которого составляли старообрядцы.

Ценность этой культуры для сегодняшнего дня заключается, прежде всего, в том, что в ней сохранились древние русские обряды, традиции унисонного хорового пения и др. Старообрядцы были хранителями древних старопечатных и рукописных книг, древнерусской иконописи «до Никона». Число старообрядцев в Уфимской губернии к сер. XIX в. составляло около 17 тыс. чел. 

785 СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА История и краеведение Народознание Православие

В настоящее время старообрядчество не едино, а включает несколько церковных организаций, согласий и групп не только в России, но и за её пределами. Исторически разделилось на множество различных ответвлений – согласий.

Произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка.

Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленых священников, получили название беспоповцев. Старообрядцы, которые принимали беглых попов, а позднее и создали свои церковные иерархии, получили название поповцев.

Читайте также:  Музеи городские - Уфа от А до Я

В силу изоляционистских традиций старообрядцы сохранили многие архаичные черты традиционной культуры. Неслучайно старообрядчество, сохранившее книжность и яркие самобытные черты традиционной культуры, всегда привлекало пристальное внимание исследователей – археографов, этнографов, лингвистов, фольклористов, историков.

Действуют общины старообрядцев в пос. Раевском, в пос. Алылеевском, с. Усень-Ивановка Белебеевского, д. Покровка Иглинского р-нов РБ и др.

По данным 1994, в республике было не менее 250–300 православных, справляющих службу по уставу «до Никона». В настоящее время их значительно число сократилось, мало поддается учету. Со старообрядческой тематикой связывают свои творческие поиски некоторые представители творческой интеллигенции, но к верованиям это отношения не имеет.

Лит.:

Данилко Е.С. Старообрядчество Южного Урала: историографический аспект проблемы // Культурное наследие славянских народов Башкортостана. – Уфа, 1996;

Сергеев Ю.Н. Старообрядчество и христианское сектантство в Башкирии к. XIX – нач. XX вв. //Башкирский край. – Вып. 3. – Уфа, 1993. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1–2. Л., 1987–1989.

Старообрядчество: Словарь. М., 1996. Старообрядчество – Святой Руси хранитель. «Круглый стол» // Завтра. 1998. № 12 (225).

Серединов Т. Краденый звон // Завтра. 1999. № 24 (289).

Голышев В. Крест Господень. Покров. Матушка-пятница. Мне дано // Завтра. 1999. № 39, 41, 45, 47.

Болотов В. В. История Церкви. Т. II. Смирнов П. С., протоиерей. История русского раскола старообрядчества. СПб., 1895.

Димитрий Ростовский, святитель. Розыск о брынской раскольнической вере. М., 1854.

Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе с второй пол. XVII в. до конца XVIII в. М., 1891.

Читайте также:  Село Сосновка (Башкирия, Белорецкий район)

Данилушкин М. Б. и др. История Русской Православной Церкви: Новый Патриарший период. Т. I. 1917–1970. СПб.: Воскресение, 1997.

Российское законодательство Х–ХХ вв.: В 9 т. М., 1985. Т. 2. Мельников-Печерский П. И. Полн. собр. соч. СПб.; М., 1898. т. 13–14.

Тайные общества и секты: Справочник. Минск, 1996.

Кутузов Б. П. Церковная реформа XVII в., ее истинные причины и цели. Предисл. председателя Центр. совета «Древлеправославной Поморской церкви Латвии» Ивана Миролюбова. Ч. I–II. Рига: Изд. отдел ДПЦ, 1992.

Даль В. И. Пословицы русского народа: В 2 т. М., 1984. Т 1. С. 30 (раздел «Изуверство – раскол»).

Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1991.

Дзюбенко М. Старообрядчество и церковное обновление // Материалы Международной богословской конференции «Живое предание». Москва, октябрь 1997 г. М.: Изд-во Свято-Филаретовской высшей православно-христианской школы, 1999.

Яковлев Н. Н. Последняя война старой России. М., 1994.

Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. 1922–1946. М., 1996.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − два =

Next Post

Село Суук-Чишма (Башкирия)

Вс Ноя 25 , 2012
Сергей Синенко Село Суук-Чишма (Башкирия) Разомнем ноги, познакомимся с чувашским селом, где национальный колорит достаточно ощутим. Сделать это несложно – достаточно на автомобильной развязке в […]
Село Суук-Чишма (Башкирия)