Вознесенский монастырь в Табынском крае

img_26 Вознесенский монастырь в Табынском крае БАШКИРИЯ История и краеведение Православие

Вознесенский монастырь в Табынском крае

При соляных ключах и речке Усолке на Воскресенской (Белой) горе в девяти верстах от нынешнего старинного села Табынское иноками Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря была основана Вознесенская пустынь. Место отличается исключительной живописностью. Старинная дорога, называвшаяся раньше нагайской, входит в ущелье, едва умещаясь между отвесной скалой и руслом реки. Справа и слева поднимаются горы, покрытые сосняком, березой и дубом. Множество соленых ключей выбивает из под горы

Один из древнейших на Южном Урале Вознесенский монастырь (или Вознесенская пустынь) появился в начале 1580-х годов на значительном удалении от русских поселений.

В этом месте к тому времени уже существовал солеваренный заводик и крепость, построенная отрядом уфимских казаков (примерно в том месте, где сейчас расположен санаторий «Красноусольск»).

Строителем Вознесенской пустыни являлся черный поп Илларион. При царе Федоре Иоанновиче пустыни был пожалован земельный участок по речке Коренной около Солеварного городка.

Помимо пахотной земли и сенных покосов пустынь имела рыболовецкие участки по рекам Белой, Коренной и на Белом озере, где вылавливалась форель и стерлядь.

Этот промысел доставлял единственно дозволенную иноческим уставом мясную пищу. Дополнением к торговле рыбой на уфимском базаре стала продажа соли, добыча которой была организована монахами на речке Усолке.

Весной 1587 года, в царствование Федора Иоанновича, монастырь был сожжен ногайцами, а братия частью перебита, частью рассеяна. Лет пять пепелище пустовало, но затем, по поручению Патриаршего Приказа, старец Иона произвел ревизию остатков монастырского имущества и обитель была возобновлена под новым именем, как Пречистенский монастырь. (Полное название звучит очень длинно – «Пречистой Богородицы явления иконы Казанские и московских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы монастырь»).

Царской грамотой Федор Иоаннович даровал строителю монастыря Евфимию с братией землю в вотчину «из дикого поля по речке Чесноковке пятьдесят четвертей в поле… сенные покосы и угодья, да маленько по речке Усолке».

Кроме старца Евфимия, из других настоятелей известен иеромонах Илларион, основатель Вознесенской пустыни, уцелевший во время ее разгрома ногайцами, строитель Феодосий, проводивший очередную ревизию монастырского имущества в начале XVII века, а также иеромонах Захарий, на чье имя была выдана подтвердительная жалованная грамота царя Алексея Михайловича в 1657 году.

Данные о числе монашествующих отсутствуют, их было, видимо, не более двух десятков, учитывая статус обители как пустыни.

Собственных крепостных крестьян пустынь не имела, на земле работали сами монахи, что сближало пустынь с нестяжательскими обителями, причем, не исключено, что и основана она была именно нестяжателями, бежавшими в дальний уральский край от преследований.

Длительное время монастырь соседствовал с возникшем неподалеку Солеваренным городком. Во время башкирского восстания 1667 года он был разорен еще раз и уже больше не восстанавливался.

Нужно сказать, что Солеваренный городок иногда отождествляют с казачьим селом Табынским, называя датой основания поселения 1663 год.

Читайте также:  Жители Башкирии митингуют против энергетиков

Но, во-первых, найдены документы 1620-х годов, в которых упоминается «Соловарный острог», а во-вторых, судя по всему, городок находился не на месте сегодняшнего Табынска, а ближе к Усольским соляным ключам, там, где сегодня стоит Богородице-Табынский женский монастырь.

14256356 Вознесенский монастырь в Табынском крае БАШКИРИЯ История и краеведение Православие

Табынская икона Божьей Матери, главная святыня Уфимской епархии. Название получила по месту явления на соленом ключе во 2-ой половине XVII в. Впоследствии исчезла и была найдена башкирскими пастухами на том же месте во 2-ой половине XVIII в. Во время Гражданской войны была перенесена в Китай, утеряна, сохранились лишь копии. Иконографический тип иконы – «Одигитрия», список с Казанской иконы Божьей Матери. День празднования в IX пятницу по Пасхе

В «Описании Оренбургской губернии» В.М. Черемшанского имеются сведения о «соляных варницах» и о самом городке: «Усольские соляные ключи… при Богоявленском медеплавильном заводе – в пяти верстах от него, выбивающиеся из подошвы гор, по обе стороны речки Усолка расположенных; при этих ключах был некогда основан город и соляные варницы…

Вывариваемая соль отправлялась отсюда на судах по р. Белой в город Уфу, Бирск и далее.

При ключах этих и ныне заметны признаки бывшего устройства варниц. При одном из усольских ключей устроена деревянная часовня и бывает из села Табынска в девятую пятницу по пасхе крестный ход.

Вкус воды в Усольских ключах соленый и частью горький; запах несколько серный и вонючий; цвет воды прозрачный. Местные крестьяне, а также татары и башкирцы ближайших деревень гоняют на эти ключи скот и поят его там, или привозят воду на дом, от употребления которой скот замечательным образом здоровеет и тучнеет».

Солеваренный городок был уничтожен в начале башкирского восстания 1734 года, на его развалинах купцы и заводчики Осокины вместе с компаньоном И. Утятниковым и построили ставший впоследствии столь знаменитым Табынск, или Табынское.

В качестве дополнения к сказанному, размещаю малоизвестную публикацию уфимского историка и краеведа Руфа Игнатьева, опубликованную в газете Уфимские губернские ведомости, 1868, 5 октября.

Сергей Синенко

 

Два древних акта о бывшем Вознесенском монастыре в Стерлитамакском уезде

До 1667 года, в пределах нынешнего Стерлитамакского уезда, в 14 вер. от бывшего соляного или солеварного городка или села Табынского существовал мужеский монастырь, под именем «Вознесенской пустыни». Этот монастырь был, вероятно, основан при грозном, во времена первого заселения здешнего края русскими людьми и когда впервые основались: Уфа, Бирск и Мензелинск.

Читайте также:  Николо-Березовка и окрестности

Вознесенский монастырь находился при речке Коренной и соляных ключах, где теперь видны груды пепла, уголья и явное основание церкви и каких то построек, вероятно монашеских келий, и ограды. Близ этого места на камне явилась, по преданию, дьякону Вознесенского монастыря икона Божией матери, называемая Табынскою, и находящаяся в с. Табынском. Здесь же в древности прилегала от Уфы так называемая «Ногайская дорога».

В дополнение к народному преданию о бывшем монастыре представляем два акта, мною списанные с подлинников, хранившихся в архиве Уфимской Палаты Уголовного и Гражданского Суда, а ныне, кажется, отосланных, в числе многих столбцёв, книг и записей в Московский архив Министерства Юстиции. Первый, писанный на столбце, относится к XVI веку, а последний, тоже на столбце, – к XVII-му. У первого свитка недостаёт начала и потому заменяем, как это принято при издании древних рукописей, точками.

* * *

«А того ради Царь и Великий Князь Феодор Иоанновичь всея русии самодержец указал тебе старцу Ионе не мотшав (не медля) ехати в Уфимский уезд в Вознесенскую пустынь Ногайской дороги, что башкирами сожжена, а братия разсеяна, о чём великому Государю Царю и великому Князю Феодору Иоанновичу всея русии бил челом тоя Вознесенския пустыни с Уфимскаго уезда строитель чёрной поп Иларион, а того ради тебе старцу Ионе будучи в той пустыни Вознесенской всякое церковное имущество утварь какая если остались или разграблены башкирцами, а равно колокола все то переписать, а также какое есть строение келии и службы также переписати, а и где были тому монастырю земли нами великим Государем жалованы, а на те земли Вознесенской пустыни наши грамоты утеряны те земли переписати же со тщанием и нам о всём том великому Государю Царю и великому Князю Феодору Иоанновичу всея русии самодержцу сказку за твоим и строителя чёрнаго попа Илариона подписом подать на Москве в патриарш приказ».

* * *

Окончание частию сгнило, что здесь заменено точками, но вместе с тем заметно, что свиток был больше, так, что конец его как бы оторван. На обороте свитка подписано: «Дьяк Данило Протопопов, справил Мишка Кондарев».

Читайте также:  В Башкирии закрыт мусульманский приход, которым руководил экстремист

Вторый акт гласит следующее: «лета 7156 / 1657 года Июлия 20 день великий Государь Царь и великии Князь Алексий Михайлович всея Русии самодержец Уфимскому воеводе нашему стольнику Ивану Семёновичу Подгуледзеву.

А бил нам челом с Уфимскаго уезда, Вознесенской пустыни строитель, чорной поп Захарий с братиею, да и в том ево челобитье сказано, что де от давних лет владеют они чорный поп Захарий и братья той Вознесенской пустыни землёй в Уфимском уезде около солеварнаго городка по речке и выше речки Коренной, от того солеварнаго городка вверх по течению коренной и трёх ключей соляных, от камня, рекомаго коренным и до бора берёзовика и горы берёзовой и по той стороне бора и де они тоя Вознесенской пустыни строитель чорный поп Захарий и братия те земли пашут и сено косят, а на те земли были грамоты де блаженныя и вечнодостойныя памяти Государей, Царей и великих Князей Феодора Иоанновича и Михаила Феодоровича всея русии, а те де грамоты ими строителем с братиею не ведомы ибо утеряны до преждь при Игумне Мисаиле, а всего во владении же Вознесенския пустыни сорок десятин тридцатых.

И нам бы их строителя и братию Вознесенской пустыни велети пожаловати теми землями до впредь владети, пашни пахати и сено косить, а сего ради мы великий Государь Царь И великий Князь Алексей Михайлович всея русии велели есте того строителя чорнаго попа Захария с братию Уфимскаго уезда, Нагайской дороги Вознесенской пустыни пожаловати теми землями, пашнями и сенокосом владеть вечно.

А как к тебе воевода сия наша грамота придёт, то ты бы воевода послал дьяка а с ним от дворян или детей боярских людей добрым добрых и велел бы те земли, что от давних лет Ногайской дороги в Уфимском уезде, те строитель и братия Вознесенския пустыни от солеварнаго городка вверх по коренной и до бора пашут и сено косят, переписати и ту перепись тебе воевода подать нашему приказу Казанскаго двора, а с тоя по урочищам переписи выпись дати Уфимскаго уезда Вознесенской пустыни Нагайской дороги строителю чорному попу Захарию с братию и чтобы им по той выписи теми землями владети вечно».

На обороте подпись дьяка Стефана Дурова, справа – подъячего Васька Замыцкого. – Правописание подлинников обоих актов сохранено в точности.

Р. Игнатьев.

(Уфимские губернские ведомости. 1868. 5 октября)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × два =

Next Post

ВЦИОМ: доверяет ли общество полиции?

Пт Ноя 20 , 2015
Уровень доверия к полиции в последние несколько лет близок к 50%, качество ее работы большинство оценивает как среднее или хорошее… Всероссийский центр изучения общественного мнения […]
ВЦИОМ: доверяет ли общество полиции?