Всенощное бдение в Нижнем Новгороде 

s-rahmaninov Всенощное бдение в Нижнем Новгороде  Люди, факты, мнения НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Православие

Сергей Рахманинов. В Нижнем Новгороде сохранили рояль, на котором играл великий композитор

Всенощное бдение в Нижнем Новгороде

Во время богослужения в Спасо-Преображенской церкви впервые в истории Нижнего Новгорода полностью прозвучало сложнейшее из музыкальных произведений XX века — «Всенощная» Сергея Рахманинова. Исполнил ее муниципальный камерный хор «Нижний Новгород».

Камерный хор «Нижний Новгород» создан 45 лет назад народным артистом России, дирижером, композитором Львом Сивухиным. Сегодня художественным руководителем хора является его ученик — заслуженный артист России Борис Мокеев, главным дирижером — Иван Стольников.

«Всенощная» Сергея Рахманинова появилась в годы Первой мировой войны, события которой травмировала многих деятелей искусства не только в России, но и во всем мире. Россию в это время захватила неистовая патриотическая пропаганда и акцентированная ненависть ко всему немецкому. Для Рахманинова закрылась возможность зарубежных гастролей. Некоторую отдушину он находит в серии благотворительных концертов, доход от которых перечисляет в пользу раненных на фронте.

Рахманиновская «Всенощная» вырастает из его боли, беспокойства; это ответ на острые вопросы времени, индивидуальный поиск духовно-нравственной основы для творчества. Произведение создается не по заказу, без всякого формального повода.

Рахманинов написал огромное сочинение очень быстро — за две недели. Он посвятил партитуру памяти Степана Смоленского — знатока древнего церковного пения, идеолога «нового направления» в церковной музыке рубежа XIX–XX веков (речь о нем впереди). Премьеру готовил московский Синодальный хор (хор Успенского кафедрального собора в Кремле) под управлением Николая Данилина.

Рахманинов вспоминал: «Во “Всенощной” я больше всего любил один кусок —из пятого гимна “Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром”. В конце там есть место, которое поют басы, — гамма, спускающаяся вниз до нижнего си-бемоль в медленном пианиссимо (очень тихое исполнение). Когда я сыграл это место, Данилин сказал: “Где на свете вы отыщете такие басы? Они встречаются так же редко, как спаржа на Рождество”».

С момента премьеры произведения проблемой поиска глубоких басов озадачены все хоровые коллективы, дерзающие исполнить рахманиновскую «Всенощную». Но если бы то было единственной преградой…

Читайте также:  Короленко улица - Уфа от А до Я

Как во времена Рахманинова, так и сейчас отношение к его «Всенощной» двоякое. Одни считают его вершиной русской духовной музыки, другие — сугубо концертным сочинением.

Всенощное бдение — православное богослужение, которое совершается накануне воскресных дней, двунадесятых и некоторых других церковных праздников. На Руси всенощное бдение появилось в ХI веке. Сначала это были одноголосные (знаменные, демественные, путевые) распевы, на смену которым в XVI веке пришло многоголосие.

— Во «Всенощной» Рахманинов исходил из канонических традиций и опирался на вошедшие в церковный обиход знаменные мелодии. Но он не ограничивался их гармонизацией, а создал свои собственные оригинальные темы. В его сочинении заложены древние интонации нашей певческой культуры: знаменный распев, греческий, киевский. Он обобщил в одном произведении историю и преподнес ее в новом прочтении, — раскрывает особенности и вместе с тем сложность «Всенощной» Рахманинова Иван Стольников.

Рахманинов был человеком верующим и очень любил церковное пение. Нередко по утрам нанимал извозчика и ехал на богослужение, чаще всего в Андроньев монастырь на Таганке. Неудивительно, что религиозность композитора на долгие советские годы стала причиной редкого исполнения его «Всенощной».

875 Всенощное бдение в Нижнем Новгороде  Люди, факты, мнения НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Православие

Семь лет потребовалось в 60-е годы прошлого века Государственному русскому хору под управлением Александра Свешникова для записи этого произведения. 12 лет разрешения на публичное исполнение «Всенощной» добивался оперный певец Иван Козловский. Только раз в год с 1960-х годов на протяжении 30 лет в СССР можно было услышать «Всенощную» благодаря хору под управлением Николая Матвеева — в московском храме Всех скорбящих Радость на Ордынке…

— Отдельные фрагменты «Всенощной» Сергея Рахманинова наверняка звучали и в Нижнем Новгороде. Но как цельное произведение во время богослужения «Всенощная» исполнена впервые, — подтвердил уникальность события пресс-секретарь Нижегородской епархии иерей Алексей Пестрецов. — Ее исполнение в Спасо-Преображенской (Карповской) церкви стало подарком храму, который в 2017 году отметил двухсотлетие. Идею одобрил и благословил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Читайте также:  Православное краеведение в Нижегородской области

— Пение «Всенощной» Рахманинова в храме находит отклик в сердцах и верующих, и исполнителей. В богослужении все становится на свои места: хор (часть службы) и все, что он поет, обретает смысл. Свою роль играют храмовая акустика, лики святых, — рассуждает главный дирижер хора.

К слову, для «Нижнего Новгорода» исполнение «Всенощной» в Карповской церкви стало уже третьим в творческой биографии хора. Дебют состоялся два года назад в рамках духовного хорового фестиваля имени Александра Архангельского «Гласом моим ко Господу воззвах», организованного Пензенской епархией.

— Спеть «Всенощную» Рахманинова! В храме! Я понимал, что это за сочинение. Огромная ответственность и одновременно большой шаг вперед в профессиональной деятельности, — вспоминает волнительные дни Иван Стольников.

Среди гостей фестиваля была известный музыкальный деятель, композитор, регент хора Свято-Елисаветенского женского монастыря (Минск, Республика Беларусь) монахиня Иулиания (Денисова), мнение которой высоко ценят в профессиональном сообществе. Потрясенная выступлением нижегородцев, она пригласила «Нижний Новгород» выступить с сольной программой в храме монастыря на фестивале «Державный глас» (осень 2017-го). Кроме того, нижегородцам доверили петь на литургии. Завершился же белорусский визит хора выступлением в самом сердце Минска — концертном зале «Старый город». Послушать нижегородцев пришла и профессура Минской академии музыки. Многие минские музыканты сравнивали нижегородцев и с хором Минина, и с хором Полянского, и с лучшими хорами Санкт-Петербурга.

Под впечатлением от всенощного бдения с участием «Нижнего Новгорода» остались и все, кто пришел в Спасо-Преображенскую церковь 31 марта.

По мнению настоятеля храма протоиерея Михаила Сторонкина, присутствующие ощутили скромную церковь большим кафедральным собором. В Нижегородской епархии не исключают, что подобный опыт будет продолжен.

У тех же, кто пропустил знаковое событие, возможность послушать фрагменты «Всенощной» Рахманинова в исполнении камерного хора «Нижний Новгород» совместно с хором Нижегородского музыкального училища имени Балакирева есть 20 апреля — их выступление состоится в актовом зале Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского на Большой Покровской.

Читайте также:  Онкокластер в Нижнем Новгороде

Кстати, в финале «Ныне отпущаеши раба своего, Владыко, с миром» «Всенощной» у басов есть уникальный для всей мировой хоровой литературы спуск нескольких вокалистов к очень низкой ноте — соль контроктавы, что под силу только басам-октавистам (глубоким басам, басам-профундо). Это редкие голоса, которые не типичны для хоровой культуры Европы. И даже прославленный Федор Шаляпин не принадлежал к их числу. Но в хоре «Нижний Новгород» один такой бас есть.

Монахиня Иулиания (Денисова), регент хора Свято-Елисаветинского женского монастыря (Минск, Республика Беларусь):

— Исполнять «Всенощную» Рахманинова способен далеко не каждый профессиональный хор: можно спеть правильно все ноты, но о чем будет это пение? Тем более в храме, где произведение композитора должно войти составной частью в структуру большого богослужения. Надо уметь не спрятаться за мощью голосов, не уйти в концертность, не увязнуть в паузах и соответствовать общему темпоритму службы.

С другой стороны, обычным церковным хорам, как правило, качественное исполнение этого сочинения не по плечу. Хотя отдельные песнопения из «Всенощной» («Богородице Дево, радуйся», «Ангельский собор» и другие) звучат постоянно и повсеместно. Никогда не слышала «Всенощное бдение» в концертном зале, только в записях. Впервые мне довелось услышать его в храме на богослужении в Пензе — пел хор из Нижнего Новгорода.

Ничего не зная о хоре, я, честно говоря, настроилась потерпеть — для церковного сознания концертные произведения в храме неприемлемы. Но то, что я услышала, с первых же тактов приковало мое внимание: пели идеально чисто, слаженно, без крика во второй октаве, без надрывного вибрато, но главное — молитвенно. Для светских хоров это редкое качество. Культура звука и абсолютно церковные трактовки песнопений — вот что меня восхитило.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × один =

Next Post

В Ижевске открыли новый храм

Сб Апр 7 , 2018
В Ижевске открыли храм в честь иконы Божией Матери «Державная» В Ижевске открыли большой православный храм, освещенный в праздник Сретения митрополитом Ижевским и Удмуртским Викторином […]
В Ижевске открыли новый храм