Чем дальше уходит в историю советская эпоха, тем чаще возвращаются к ней воспоминаниями люди, успевшие в ней пожить. У каждого находятся свои мотивы: кто-топомнит вкусные и дешёвые пирожки из школьного буфета, кто-то – трамвайные билеты за три копейки. Нижегородские художники стараются превратить память о советском прошлом в арт-объекты, сделав из них символические знаки времени.

На главной пешеходной улице Нижнего Новгорода, начинающейся почти от самого Кремля, перемешались времена и эпохи. Есть там и незаметный переулок с аркой под вывеской «Кладовка». Это место хорошо знакомо всем нижегородцам – любителям «подышать» ароматом советской эпохи, увидеть предметы того времени в новом художественном осмыслении.
 
7(40) Нижегородские художники воссоздают советскую уличную среду Народознание

Ёлка, автомат и телефон

Во дворе галереи сразу попадаешь в своеобразный мир советского быта. Слева тут же натыкаешься на автомат для газированной воды. В таких раньше всегда стояли гранёные стаканы. Их почему-то никто не крал, только иногда одалживали на время любители сообразить «на троих». Эти стаканы споласкивались тут же, в автомате, и в них подавалась либо простая шипучка за одну копейку, либо с вишнёвым или грушевым сиропом – за три копейки. Помнится, никто не заболевал после такого напитка: наоборот, дети часто выпрашивали у родителей денег на вкусную «газировку».

1(117) Нижегородские художники воссоздают советскую уличную среду Народознание

Справа пристроилась телефонная будка, которую уже не встретишь на улицах города. В ней пока нет телефонного аппарата, что не удивительно: время от времени их выдирали с корнем так, что торчали одни провода. Плохов рассказал, что настоящий телефонный аппарат того времени обязательно найдёт, и по нему будет можно разговаривать. Ещё он планирует поставить в будке куклу пионера, который держит в руках телефонную трубку. Пока на его месте красуется ёлка, уцелевшая после новогодних праздников.

2(114) Нижегородские художники воссоздают советскую уличную среду Народознание

Ещё одна, украшенная красной фанерной звездой на макушке и множеством предметов, которые непривычно видеть в качестве ёлочных игрушек, стоит в глубине двора уже всю зиму. Странная ёлка смотрится здесь гармонично и даже, по признанию одного из посетителей, пробуждает желание на следующий год нарядить дома своё новогоднее дерево как-то по-особенному.

Читайте также:  Ведущие тенденции русской политики с точки зрения Запада

Павел Плохов – основатель и бессменный художественный руководитель арт-галереи «Кладовка» объясняет: «Мы создали некое музейно-выставочное пространство, в котором собраны, как в настоящей кладовке, предметы быта, скульптуры, графика, плакаты, картины, артефакты. Наша галерея – ещё центр притяжения творческих сил Нижнего Новгорода и всех, кому интересны предметы ушедших эпох».

Прямо на кирпичной стене противоположного здания висят красные громокоговорители-«колокола». Такое впечатление, что сейчас из них польётся бодрый «Марш энтузиастов» со словами «Нам ли стоять на месте?! В своих дерзаниях всегда мы правы».

6(37) Нижегородские художники воссоздают советскую уличную среду Народознание

Адаптировать под советскую среду

На стеллажах стоят и висят старые кофейники, кружки, кувшины, чашки, из которых пили чай и молоко наши бабушки и мамы. Отдельно красуется целая выставка самодельно расписанных чайников. Если кто помнит, раньше они были преимущественно скучных зелёных или голубых расцветок. Художники решили сделать утилитарные предметы веселей и подарили им пёструю расцветку.

5-2 Нижегородские художники воссоздают советскую уличную среду Народознание

Плохов объясняет: «В своё время существовал такой проект «Театр советского чайника». Там выставлялись не только эти чайники, но и другие артефакты, а также арт-объекты, адаптированные под советскую среду: расписанные мясорубки, газовые плиты и колонки, телевизоры, раскладушки, из которые создавались художественные инсталяции».

4(56) Нижегородские художники воссоздают советскую уличную среду Народознание

Купи слона

Сейчас руководитель арт-галереи возвращается к идее воссоздания советской уличной среды. «Наш двор – это начало нового проекта, который будет называться «Музей городской среды», – поясняет он. – Во дворе галереи появятся водная колонка и старый светофор в рабочем состоянии. Всё это будет адаптировано с помощью художественных средств, но своё назначение, функциональность и аромат эпохи предметы не потеряют».

Одно время Плохов мечтал приобрести для двора галереи старую статую слона из серии парковой скульптуры, которая была популярна в советскую эпоху. Но не успел, её разобрали на части и куда-то вывезли. «Сейчас присматриваюсь к статуе читающего мальчика, отдалённо напоминающего юного Володю Ульянова, – смеётся Плохов. – Во дворе «Кладовки» он смотрелся бы очень органично».

Все выставки, проходящие в галерее, в той или иной мере связаны с советским периодом. Многие арт-объекты созданы на основе настоящих бытовых предметов того времени: в «Мастерской творческих услуг» Павел Плохов и Ольга Дружкова из предметов советского периода создают настоящие художественные инсталляции. Например, на выставке, посвящённой встрече китайского Нового года, «Вся правда о змее подколодной» можно увидеть «змейку Рубика» по мотивам очень популярной у советских детей (и не только) игрушки венгерского изобретателя – кубика Рубика. Но большинство представленных предметов попали сюда именно из нашего советского прошлого.
 
16(3) Нижегородские художники воссоздают советскую уличную среду Народознание

Неизменную улыбку вызывает мини-диарама по мотивам фильма Леонида Гайдая «Самогонщики»: под плакатами, изображающими персонажей любимой многими комедии разместился… настоящий самогонный аппарат с сопутствующими аксессуарами.

Читайте также:  Чиновничий «Собор русских Башкортостана»

В музыкально-литературном зале можно увидеть редкие по нынешним временам экспонаты, которым уже по нескольку десятков лет.

11(21) Нижегородские художники воссоздают советскую уличную среду Народознание

«К сожалению, у нас украли радиоприёмник, один их самых первых, которые создавались на Ленинградском радиозаводе, – сокрушается Плохов. – Нам его подарили сотрудники конструкторской лаборатории Ростислава Алексеева, он был выпущен примерно в 1927 году. Мы люди доверчивые, думали, что нашим гражданам можно всё показывать».

«Яуза-5» бело-голубой окраски

Но много аппаратуры галерее просто дарят. Ту, что в нерабочем состоянии, Плохов сотоварищи восстанавливают: патефоны, магнитофоны, радиоприёмники, телевизоры. Среди них есть аппараты, прототипы которых участвовали в съёмках художественных фильмов. Следующая выставка как раз будет посвящена бытовым предметам, которые встречаются в любимом советском кино. В ней зрители увидят бытовую технику, начиная с патефона и заканчивая кассетными магнитофонами типа «Романтик».

«Мы собираем аппаратуру, аналоги которой присутствовали в фильмах Гайдая, – рассказывает Павел Плохов, – а также «Курьер», «Влюблен по собственному желанию», «Самая обаятельная и привлекательная» и многих других».
Художники стараются подобрать аналоги один в один, хотя могут быть модификации по цвету. Например, в фильме «Бриллиантовая рука» у героини Светланы Светличной в знаменитой сцене соблазнения Семёна Семёныча был катушечный магнитофон «Яуза-5»бело-голубой окраски. Точно такой же найти не смогли, аналог, который будет представлен в «Кладовке», – бело-бежевый. В фильме «Конец операции „Резидент“», действие которого частично происходило в Горьком, «снимался» радиоприёмник Spidola Рижского радиозавода. В галерее представлен его аналог, который в точности копирует своего киношного собрата.
19(3) Нижегородские художники воссоздают советскую уличную среду Народознание

Практически каждая вещь не просто выставлена на обозрение, но наполнена особым, понятным людям из того времени смыслом. Ностальгические воспоминания о временах битломании появляются у стеллажа с портретами и куклами Джона Леннона и Йоко Оно. Радиоприёмник «Альпинист» нашёл удачное соседство с портретом Владимира Высоцкого, вызывая в памяти строки из его песен о горах. Добрая улыбка появляется на лицах посетителей при виде олимпийского медвежонка и модных в то время пейджеров.

Читайте также:  История села Богородское

«Аппаратура, которой тогда пользовались счастливчики, была не для всех доступной, – вспоминает Павел. – Например: японская «вертушка» с колонками стоила 2–3 зарплаты советского человека со средним доходом 120 рублей в месяц. Да и отечественные аппараты были далеко не у всех».

12(15) Нижегородские художники воссоздают советскую уличную среду Народознание

Самые старые аппараты коллекции – два патефона 20–30-х годов и примерно 200 пластинок к ним. Кроме этого, в галерее собрано около двух тысяч виниловых пластинок, популярных в советскую эпоху.

Среди бытовой аудиотехники иногда попадаются очень причудливые вещи. Со старой дачи в галерею привезли однокассетный мономагнитофон «Легенда». Сотрудники галереи долго не могли понять, зачем в него была вставлена кассета с колёсиком. «Оказалось, что это радиокассета, а колёсико нужно, чтобы радиоволны ловить, – улыбается Павел. – Магнитофон с такой кассетой мог работать как радиоприёмник. Очевидно, его владелец увлекался прослушиванием „вражеских радиоголосов“».

Автор: Эльфия Гарипова