Руф Игнатьев о Спасской церкви в Уфе

63636674747474 Руф Игнатьев о Спасской церкви в Уфе БАШКИРИЯ Православие

Руф Игнатьев о Спасской церкви в Уфе

Размещаю на posredi.ru статью Р.Г. Игнатьева «Церковь св. Спаса на Казанской улице, в г. Уфе» из «Уфимских губернских ведомостей» (1869. 6, 13, 20 декабря).

Третий год царствования Императрицы Екатерины II-й ознаменован важными реформами в церковной администрации; то, о чём ещё только помышляли люди передовые Государства Московского, на что нерешался сам Пётр I, то довершила Екатерина II. В 1764 году вышел известный закон «о духовных штатах», по которому отобраны крестьяне у архиерейских домов и монастырей, а в замен того даны земли и назначено штатное жалованье. Тогда же везде почти по епархиям уничтожено много мужских и женских монастырей, в том числе – и Уфимский Успенский мужеский монастырь, возобновлённый уже в последствии при Императоре Павле I, в 1799 году.

Самые епархии изменили своё прежнее географическое положение, так например Оренбург, Уфа и Бирск, принадлежавшие до того по духовным делам к Казанской епархии, по указу о духовных штатах, причислены к Вятской. Мензелинск же с его округом остался по прежнему за Казанскою епархиею; православные селения, лежащие за Уральским хребтом в башкирии, в пределах нынешних Троицкого, Челябинского, Верхнеуральского и Орского уездов Оренбургской губернии, остались тоже по прежнему за Тобольской епархией.

Так по епархиальному управлению разделена была Оренбургская губерния, по закону о духовных штатах, и таковою оставалась сначала в 1785 году переименованною в Уфимское наместничество, а потом в 1796 году снова названною Оренбургскою губерниею; прибавились только 2 новые города – Белебей и Стерлитамак, к которым в 1785 году причислены селения бывшего Уфимского уезда, простиравшегося прежде слишком далеко за Урал.

В 1798 году Вятский Епископ нашёл неудобным управлять такою обширною епархиею и просил св. синод отчислить от него Оренбургские города, что и было исполнено, и все те города, которые были приписаны к Вятской, отчислены опять к Казанской епархии, а за тем, в 1799 году учреждено уже своя особая Оренбургская епархия, с причислением и селений Тобольской епархии за уралом, где уже возникли города: Троицк, Челяба и Верхнеуральск. В 1860 году Оренбургская епархия отделена от Уфимской.

Но пока Уфа и прочие города были Вятской епархии и составляли одну паству, возник благочестивый обычай каждогодно приносить в г. Уфу из села, а потом города, Елабуги чудотворный образ Спасителя нерукотворенного, между тем как в г. Сарапул, также Вятской губернии, каждогодно приносился, и в одно и тоже время, в Мае месяце, чудотворный образ св. Николая из села Берёзовки-Камской, Бирского уезда.

Чудотворный образ Спасителя из Елабуги отправлялся всегда в Уфу водою по рекам Каме и Белой, мимо г. Бирска, посетив на пути, хоть и в сторону от него лежащий, г. Мензелинск. В г. Уфе чудотворный образ оставался несколько дней, теперь же памятником этого остались здесь: церковь Спасская и точные копии с чудотворного образа Елабужского в Воскресенском кафедральном соборе и древней церкви св. Троицы, прежде бывшем Смоленском Соборе.

Однажды, говорит предание, плыл чудотворный образ Спаса мимо г. Бирска, и, не смотря на попутный ветер, барка с иконой, Божиею силою, остановилась и не могла тронуться с места – и теперь, в память события, в Бирске, на берегу р. Белой, находится часовня Спасская, а прежде на месте её стояла древняя церковь св. Спаса. Весть о чудесном событии в Бирске, и что Бирские жители хотят ставить церковь в честь Спасителя нерукотворенного, тотчас же дошла до Уфимцев, и они, в память каждогодного приношения в г. Уфу св. Иконы, положили себе обещание точно также построить в Уфе церковь во имя св. Спаса.

Но и в Уфе, говорит предание, случилось тоже чудо от иконы. Когда духовенство и Уфимские жители, встретив св. Икону Спаса нерукотворенного, все от мала до велика, за городом с подобающею честью, с крестами и св. иконами, правожали чудотворный образ в бывший Собор, то, проходя Казанскою улицею к бывшему Собору или нынешней церкви св. Троицы, на самом том месте, где теперь Спасская церковь, а тогда стояла деревянная церковь Благовещения Богородицы, чудотворная икона Спасителя вдруг остановилась и носящие её не могли тронуться с места, – они, по преданию, точно пригвоздились к земле.

По этому событию, тем более поспешили Уфимские жители исполнить обещание, и близ церкви Благовещения Богородицы поставлена другая, тоже деревянная, в честь св. Спаса нерукотворенного образа. Справедливо ли предание о чуде – не знаем, но что церковь Спасская построена именно в честь чудотворной иконы, которая ежегодно приносилась из Елабуги в Уфу, – это не подлежит сомнению.

Правда в Уфе до 1759 года существовала деревянная крепость с 6 башнями и одна из них звалась «Спасскою», но Уфимская крепость, с рубленною стеною и деревянными башнями, по свидетельству Рычкова, была близ р. Белой, там где теперь Троицкая церковь, и сгорела в 1759 году, Спасская же церковь возникла в конце XVIII столетия, и, кто знает хорошо Уфу – понимает, что она, находится со всем не там, где была Уфимская крепость; следственно нет ничего общего между церковью Спасской и сгоревшей башней старой Уфимской крепости.

К сожалению мы ничего незнаем о времени и случае постройки, тут-же вместе с Спасскою находившейся в нескольких саж., церкви Благовещения Богородицы; предполагаем, что Благовещенская церковь была одною из древних церквей Уфы, а Уфа начала ещё строиться во времена Царя Иоанна Грозного, с 1574 года. От Благовещенской церкви не осталось ровно ничего, кроме воспоминания, что она была именно на этом же месте на Казанской улице, в нескольких саженях от Спасской, и обе церкви заведывались одним причтом; в одной из них, Благовещенской, служили зимой, а в другой, Спасской церкви – летом.

Читайте также:  Житель Йошкар-Олы обещает молитвенную поддержку

Из дела об открытии Уфимского наместничества 1785 года, хранящегося в архиве Уфимского Губернского Правления, видно, что Уфа в это время имела только 7821 ч. жителей обоего пола и 12 церквей.

В 1801 году в Губернском городе Оренбургской губернии – Уфе, по документам Духовной Консистории, состояло церквей: Смоленский Богородицкий Собор, или теперь, церковь св. Троицы; церкви приходские: Спаса на Казанской улице и при ней другая деревянная церковь Благовещения Богородицы; церковь деревянная же Успения Божией Матери на старом кладбище; церковь во имя Покрова Богородицы и другая при ней во имя св. Николая Чудотворца; церковь деревянная св. Сергия Радонежского Чудотворца; церковь деревянная Богоявления Господня, оставшаяся от упразднённого в 1764 г. Успенского мужского монастыря; другая же, оставшаяся от того же монастыря – в честь Успения, перенесена в 1798 г. Г-жею Аничковой на старое кладбище; церковь Рождества Христова, оставшаяся от бывшего Христорожденственского девичьего монастыря с приделом св. Алексея человека Божиего.

Христорождественский монастырь, основан по преданию в царствование Михаила Феодоровича и самый придел св. Алексея, вероятно был в честь Ангела наследника престола, царевича, а в последствии царя, Алексея Михайловича.

В 1777 г. Христорождественский монастырь, по ходатайству игуменьи Таисии, переведён в г. Слободской, Вятской губернии, где и теперь известен под именем Христорождественского девичьего Уфимского монастыря; прозвище Уфимского оставлено за ним указом св. Синода от 11 Марта 1777 года за № 845 на имя Преосвященного Вятского. сверх того были в Уфе две церкви одна против другой, св. Пророка Илии и св. мученик Фрола и Лавра, также деревянные.

В г. Уфе, в начале настоящего столетия – все церкви были деревянные, кроме Смоленского Собора, а этот Собор основан каменным в начале XVII века. В конце 30 годов прошлого столетия упразднена в г. Уфе деревянная церковь Воздвижения Креста и утварь её передана в Покровскую церковь. В 1759 году сгорела, и уже не возобновлялась, деревянная церковь св. Троицы и приделом Псковской Божией матери; эта церковь была близ Смоленского Собора, под горою, недалеко от берега р. Белой. – Все эти церкви кроме Спасской, конечно основаны в конце XVI и в течение XVII столетий.

В 1816 году пожар истребил большую часть Уфы; сгорела большая часть старой Уфы, Покровская церковь и около неё – много домов, большая часть Кладбищенской улицы, Казанская улица до самой церкви св. Спаса; улицы Фроловская, Ильинская и Архиерейская слободка почти все выгорели.

Но в 1821 году был новый пожар в Уфе, сгорело много домов на Казанской улице и в том числе церкви Благовещенская и Спасская; при чём вместе с Спасскою церковью сгорела и копия с чудотворной иконы Елабужской, от Благовещенской же сохранилась дарохранительница серебрянная без пробы, весом 33¾ зол. с сосудцем и лжицей, как значится по описи церковного имущества, и сохранился ещё антиминс на ревендуке с печатным на нём изображением положения И. Х. во гроб и с следущею надписью: «сей антиминс си есть тропеза священное приношение безкровной жертвы в божественной литургии, освятися благодати пресвятаго животворящаго духа; сего ради имеет власть священнодействователи во храме повелением Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России и благословением святейшаго правительствующаго Синода священнодействован преосвященным Варфоломеем, Епископом Вятским и Великопермским, влето от мироздания 7281, от Р. Х. 1773 Индикта 6 месяца Маия в 6 день».

Странно, что в надписи, вопреки церковным правилам, пропущено: для какого храма, освящён антиминс; теперь же, в нынешней Спасской церкви, на этом самом антиминсе, освящён придел – во имя св. Николая Чудотворца.

После пожара, четыре года не было приступлено к сооружению новой церкви; прихожане и сами потерпели раззорение и город едва начинал устроиваться. Только в 1824 году старанием прихожан и священника Иоанна Григорьевича Несмелова заложена была каменная церковь св. Спаса Нерукотворенного с приделами св. Николая Чудотворца и Рождества Христова, в честь бывшей церкви в это имя, как мы говорили, на Казанской же улице, недалеко от Спасской, и также в одно время сгоревшей.

Каменная нынешняя церковь св. Спаса, по неимению средств, строилась с 1824 по 1845 год; прежде всего в 1829 году освящён был Николаевский придел, настоящая же церковь освящена в 1844 году 1 Сентября Преосвященным Иоанникием, епископом Оренбургским и Уфимским, а в следующем году, 1-го Сентября тем же Преосвященным освящён придел в честь Рождества Христова.

Церковь св. Спаса, по мысли покойного священника, потом протоиерея, Несмелова, построена по образцу С.-Петербургского Казанского Собора, конечно в значительно уменьшенном размере. Но фасад, насколько можно было, тот же самый: тот же купол, колонада, как и в Казанском Соборе, с тою только разницей, что по обоим оконечным сторонам колонады находятся колокольни, чего нет в Казанском Соборе, равно внутреннее расположение Спаской церкви совершенно другое.

Церковь Спасская, устроенная по образцу Казанского Собора, украшает теперь лучшую улицу в Уфе – Казанскую, так прозванную потому, что она идёт от въезда в город с Казанского тракта, он же Московский и Петербургский, – и Уфимские жители шуткой зовут эту улицу «своим невским».

Читайте также:  КУРАЙ

Из плана Спасской церкви, выданного бывшею Оренбургскою Строительною Коммисиею видно, что размер её следующий: внутренность церкви 13 с. 2¾ ар. в длину, а длина всей церкви с крыльцом и колонадой из 36 столбов с 2 колокольнями – 22 саж. 2¾ ар., алтарь настоящей церкви 3 саж. 2¾ ар., шир. 3 саж. 2 чет. и 2 верш.; длина настоящей же церкви, без алтаря, 4½ саж. и в шир. 4 с.; трапеза, в которой устроены оба придела, отделённая аркой от настоящей церкви, длин. 5 с. 2½ ар., шир. 5 саж. 1½ ар. – Настоящая или 1 Антиминс заменён другим, освящённым 6 Марта 1860 года Преосв. Порфирием, Епикопом Уфимским и Мензелинским – прим. Р.Г. Игнатьева.

Спасская церковь освящается 12 полукруглыми пролётами в куполе и 8 полукруглыми окнами, а трапеза, составляющая отдельную пристройку, 8-ю четырёхугольными окнами. На куполе по наруже и на обоих колокольнях – небольшие главы обитые листовым железом; кресты на них позолочены червонным золотом.

На одной из колоколен именно с Северной стороны, повешено 7 колоколов, из них самый большой весу 134 пуд. 4 фун., он вылит в 1850 году, за тем следуют колокола: 2-й вес. 36 пуд. 30 фун., 3-й 16 п., 7 ф., 4-й 4 пуда 2 ф., 5-й 2 пуд. 26 ф., 6-й 31 3/5 ф., 7-й 30 фун. Под колокольней 3 комнаты, для помещения сторожей, просвирни и церковной кладовой. Под колокольней с Южной стороны находится часовня, в которой очень хорошей живописи иконы Божией Матери всех скорбящих радости, св. Николая Чудотворца и Вознесения Господня.

В настоящей церкви недавно, именно в 1858 году, устроен новый иконостас вместо прежнего, существовавшего очень недолго, именно с 1843 года; тот иконостас был довольно простой и он, как видно из описи церковного имущества, в 1858 году, продан за 100 руб., помещику А.М. Померанцеву. – Нынешний иконостас богато украшен резьбой и колонами и позолочен по полименту.

Иконостас этот – 3-х ярусный: в 1 ярусе иконы Спасителя, Божией Матери, в рост, трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; на царских дверях – Благовещения Богородицы и 4 евангелиста; 2-й ярус: И. Х. Царь славы, сидящий на престоле с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Предтечею; эта икона над царскими дверями, а далее следуют иконы: св. Благ. Вел. Князя Александра Невского, Константина и Елены, св. Препод. Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского Чудотворца, Препод. Аркадия, Иоанна, св. Феодора Начертанного, св. Благ. Князя Владимира и Благ. Великой Княгини Ольги, св. Николая Чудот., св. Митрофана Воронежского Чудот., св. Михаила Синоида, св. Алексия Митрополита Московского, св. Преп. Иоанна Рыльского, Андрея Юродивого и Василия епископа Парийского; 3-й ярус: Воскресение христово, Несение И. Х. креста своего, Преображение Господня, погребение И. Х. Иосифом с Никодимом в присутствии Божией Матери, сошествие св. духа на Апостолов. – Иконы писаны в Москве лучшими иконописцами, но в подражательно древнем вкусе.

Иконы разных св. Угодников, как оказывается, сделаны в честь создателей храма.

Настенное письмо в настоящей церкви, (в трапезе его нет), не отличается искуством; здесь изображено в лицах тот эпизод из земной жизни Христа Спасителя, когда он отирает лицо чистым платом и на нём изображается его образ, потом в присутствии Апостолов вручает его посланным от Эдесского Князя Авгаря, затем Авгарь лежащий на одре изцеляется от болезни; всё это изображено в 3 картинах. – Росписания купола между пролётами или окнами состоит из изображения, в рост, 12 верховных Апостолов.

Те же события из истории о нерукотворенном образе помещены в клеймах или деяниях храмовой иконы, которая уже не копия с Елабужской, а очень небольшая, вставленная в доску, на которой в 8 полуквадратцах изображены события из истории Нерукотворённого образа; между прочим изображено принесение св. образа в Царьград, потом освобождение Царяграда от нахождения иноплеменников, когда обнесли св. образ кругом крепости.

Близ левого клироса находится образ Тихвинской Божией Матери в большом окладе с разными каменьями; он чествуется народом; разсказывают, что это была домашняя икона и пожертвована сюда по видению во сне какой то девицы-сироты.

Замечательны по живописи небольшие иконы, на особых налоях находящиеся: св. Спаса нерукотворенного и св. Сергия Радонежского, писанные в 1836 г. в свято-троицкой Сергиевой Лавре, под руководством художника Малышевского, и икона 12 месяцев или святцы, пожертвованная купцём М.Я. Сапожниковым. – Достойны замечания: богатая плащаница и серебренные вызолоченные оклады на местных иконах Спасителя и Божией Матери, пожертвованные нынешним священником В.Т. Аманацким, преемником отца И. Несмелова.

В устройстве всего, служащего к благолепию храма, также много потрудился бывший церковный староста, купец Любимов, 9 лет с честию несший эту обязанность; – церковь Спасская много обязана ему; при нём 11 Июля 1858 года было новое освящение церкви св. Спаса, по случаю устройства, вместе с иконостасом, нового престола; освящение было совершено Преосвященным Антонием, Епископом Оренбургским и Уфимским.

В ризнице Спасской церкви много весьма хороших облачений, евангелий, обложенных богатыми окладами, сосудов блюд и проч. Всё это устроено приношениями разных лиц, трудами и усердием настоятелей храма И.Г. Несмелова и В.Т. Аманацкого и старосты Любимова. Но в числе утвари нет ни чего в особенности замечательного. Разсмотрев утварь и церковную библиотеку, очень небогатую книгами, я ничего не нашёл такого, чтобы указывали на годы и когда и что кем пожертвовано, что конечно послужилобы фактами для истории Спасской церкви.

Читайте также:  Духовные лица и духовные управления мусульман

В церковном архиве хранятся метрики с 1821 года и описи церковного имущества разных лет с 1825 г.; хотя церковь сгорела, но приход её существовал и священнослужители вели метрики и духовные росписи. Из указов епархиального начальства в церковном архиве замечательны разве в историческом отношении те не многие из них, которые касались церковных построек.

Возвращаюсь к описанию церкви.

Приделы Рождества Христова и св. Николая чудотворца не представляют ничего поразительного для глаз: здесь очень скромный столярной работы иконостас, окрашенный в красную краску, местами вызолоченный; иконы все писаны в Уфе, здешними иконописцами и, должно сказать правду, не представляют ничего особенного в живописи; впрочем из этого мы исключить должны небольшую икону св. Николая чуд. в Николаевском приделе, писанную на металлической доске.

На вопрос мой у сторожилов: почему этот придел не в память бывшей церкви Благовещения Богородицы, на антиминсе которой он и освящён? мне объяснили, что, кроме особой веры народа к св. Николаю это, будтобы, сделано потому, что принесение чудотворного образа св. Николая из села Берёзовки-Камской Бирского уезда заменило для Уфы принесение чудотворного образа св. Спаса нерукотворенного из г. Елабуги.

При Спасской церкви с 1861 года существует школа для детей обоего пола всех сословий, устроенная по распоряжению Преосв. Филарета, бывшего Епископа Уфимского и Мензелинского, ныне – Нижегородского и Арзамасского, священником Аманацким и старостою Любимовым; здесь обучают чтению, письму, закону Божию, церковному пению и женским рукоделиям.

Школу посещают дети бедных родителей и наиболее мещан и солдат. Число учащихся непостоянно, по причине домашних нужд; школу посещают дети обоего пола, которых 50 ч.; обучением в последнее время занимались дьякон Тимашев и его жена.

К церкви принадлежит каменный дом с принадлежностями для причта, приобретённый покупкою земли и построенный на счёт самих священно-церковно-служителей. Причта, по численности прихода полагается: 2 священника, 1 диакон и 2 причетника; они живут исключительно доходом от прихожан.

В настоящее время проживает в приходе 1561 ч. обоего пола православной веры; между ними нет ни одного старообрядца, ни одного раскольника, понимая под последним словом раскол, прямо не происходящий от расколастарообрядчества или исправление церковных обрядов при Патриархе Никоне, а каковы например так названные: Иудействующие, малаконы и т. п.

За тем прилагаем роспись домов и домохозяев Спасского прихода, заимствованную из таковой же росписи, представленной церковным причтом в Уфимскую Духовную Консисторию за 1869 год. В графе о числе живущих показаны одни семейства домохозяев, а не жильцов их, временно проживающих. К Спасскому приходу принадлежат сверх того нижние чины пожарной команды и 1-й полицейской части г. Уфы; приход же, т. е. улицы к Спасскому приходу принадлежащие, расположены в 1 и 2 частях г. Уфы.

Район Спасского прихода, число домов и постоянных прихожан муж. и женск. пола:

1) По Казанской улице от Спасской церкви до Троицы: Домов 19; прихожан 58 м. 60 ж.

2) По Казанской улице вверх от Спаса до конца улицы: Домов 26; прихожан 121 м. 135 ж.

3) Кругом базарной и торговой площади: Домов 27; прихожан 66 м. 65 ж.

4) По Малоказанской улице вверх по правую сторону и по боковым улицам в кварталах, считая и левую сторону мало-
кладбищенской улицы: Домов 44, прихожан 167 м. 193 ж.

5) По левую сторону этой улицы и по боковым улицам в кварталах, считая и правую сторону Почтамтской или Вави-
ловской улицы: Домов 51, прихожан 176 м. 200 ж.

6) По левую сторону Почтамтской улицы и боковым улицам в кварталах, считая до верхней Ильинской; Домов 60, прихожан 154 м. 166 ж.

Всего в приходе домов 215, прихожан 742 м. 819 ж. – 1561 обоего пола.

После этой росписи нам оставалось бы представить очень любопытные статистические данные о числе браков, родившихся и умерших в приходе церкви св. Спаса, хотя за последнее 3-летие; но мы это надеемся сделать после по всем вообще церковным приходам г. Уфы, с обозначением числа прихожан в каждом и тогда по числу населения можно сделать сравнительное количество родившихся, умерших и браков с наличным числом жителей. Это будет едвали не первый опыт так сказать нового рода церковной статистики.

Мы сказали, что Спасская церковь украшает лучшую улицу, она построена на месте действительно ровном, алтарь впрочем настоящей церкви стоит над обрывистым оврагом.

В Спасской церкви не совершается особых празднований, кроме храмовых праздников, ни особых крестных ходов. При этом не можем умолчать об особенностях церковной службы вообще в Уфимской губернии, ярко бросающиеся в глаза жителя Великой России; эта особенность: громогласное пение, основанное исключительно на высоких нотах; каждение на всенощной не во всей церкви, а лишь иконостаса; отверзение царских врат во время Великого славословия; пение после св. литургии молитв Божией Матери (Высшую небес и проч.); особый звон при погребении умерших и много другого.

Усердием старосты и прихожан при Спасской церкви содержится хор певчих – любителей из разного звания и этот хор, нужно сказать по совести, – лучший из всех приходских в г. Уфе.

Как слышно нынешний церковный староста, Уфимский Градский Голова В.С. Губанов намерен приобресть в г. Елабуге для церкви копию с чудотворной иконы св. Спаса Нерукотворенного образа.

 

Источник: Уфимские губернские ведомости. 1869. 6, 13, 20 декабря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − семь =

Next Post

Благовещенск и Благовещенский завод

Вс Апр 17 , 2022
Благовещенский завод и заводской водозабор. Уфимская губерния, фото начала XX в. Размещаю статью «Из старины Благовещенского завода», опубликованную в газете «Уфимский край» 13 июля 1912 […]
Благовещенск и Благовещенский завод