Основные события в истории Уфимской епархии (XVI-XX вв.)

sh103112-2 Основные события в истории Уфимской епархии (XVI-XX вв.) БАШКИРИЯ Православие

Бирск, Михаило-Архангельский храм на Галкиной горе. Фото Сергея Синенко

Размещаю хронологический перечень основных событий в истории православия на Южном Урале и на территории нынешней Башкирии. В него включены события различного масштаба, и церковные реформы общероссийского характера, непосредственно сказавшиеся на положении православия в крае, и события сугубо местные, например, строительство храмов и открытие новых приходов. По некоторым датам и событиям у историков имеются расхождения, прошу это учитывать.

 

Уфимская епархия. Хронология событий (XVIXX вв.)

В XVIXVII вв. территория Уфимского уезда являлась частью Казанской епархии, руководили православным духовенством на ее территории аpxиепископы казанские: 1574 – Лаврентий; 1574-1575 – Вассиан; 1575-1576 – Тихон; 1576-1579 – Иеремия; 1579-1589 – Косма и Тихон; 1589-1606 – митрополит  казанский Ермоген (впоследствии Патриарх Русской Православной церкви).1607-1614 – Ефрем; 1614-1646 – Матвей; 1646-1650 – Симеон; 1650-1656 – Корнилий I;1657-1673 – Лаврентий; 1673-1674 – Корнилий II; 1674-1686 – Иоасаф; 1686-1690 – Адриан (впоследствии Патриарх); 1691-1698 – Маркелл.

Около 1550  Явление близ Ново-Никольской слободы на р. Каме иконы Святителя Николая. После строительства храма в честь Николая Чудотворца слободу именуют селом Николо-Березовкой. В годы советской власти икона утеряна, существует в списках. Празднование в дни памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца – 6/19 декабря и 9/22 мая.

1574, июнь Московская дружина высадилась на берег р. Белой Воложки, в ее составе два московских «черных попа» (иеромонаха). На берегу строится первый в крае православный храм – небольшая обыденная церковь (срублена в один день – «об един день») в честь праздника Троицы. В ней служат молебны и обедни с походным антиминсом.

1574-1586 Строительство основных сооружений уфимского острога, включая три сторожевые башни – Михайловскую (северную), Никольскую (южную) с воротами и Наугольную (непроезжую). В 1579 г. в остроге построена деревянная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери, освящена в 1584 г. (так значилось на антиминсе).

1570-е гг., конец Основание выходцами из Троице-Сергиева монастыря вблизи стен Уфимской крепости Уфимского Сергиева мужского монастыря.

1581-1584 На р. Усолке (Коренной), вблизи нынешнего поселка Табынск и санатория Красноусольский, возникла Вознесенская нестяжательская пустынь.

1587-1588 (по другим данным, 1598). За стенами г. Уфы на Усольской горе возник Успенский мужской монастырь, пре­емник первого уфимского Сергиева монастыря.

1589 Патриарх Константинопольский Иеремия 23 января поставляет Иова Патриархом всея Руси, а 26 января посвящает его в этот сан. Начало Московского патриаршества.

1593 По челобитью протопопа уфимской Казанско-Богородской церкви царь Федор Иоаннович жалует церкви луговые земли под Уфой.

1593 По прошению митрополита Казанского Ермогена (Гермогена) царь Федор распоряжается учинить перепись новокрещеного населения, которая проводится и в Уфимском уезде. Все новокрещеные поселены в отдельных слободах с церквами.

1596 Неподалеку от с. Николо-Березовки возникает Преображенский монастырь, основанный выходцами с Мезени и Пошехонья.

XVI, конец1-ая половина XVII в. Появление первых крупных православных сельских поселений на территории Уфимского уезда – сел Рождественское, Николо-Березовка, Каракулино, Пьяный бор, Челны, Крылово (все в среднем течении р. Камы).

1616 В центре Уфимского кремля освящен Смоленский собор.

XVII в., начало Протоиереями уфимского Смоленского собора являлись Стефан Иванов и Иван Стефанов – отец и сын.

1619 Царем Михаилом Федоровичем пожалованы Уфимскому Христорождественскому женскому монастырю, возникшему незадолго до этого, луговая земля за рекой Белой и назначено из уфимской казны игуменье, монахиням и священнослужителям денежное и хлебное содержание.

1621, 19 июля Явление в селе Богородском (ныне территория г. Уфы, микрорайон ИНОРС) Богородско-Уфимской иконы Божьей Матери. Иконографический тип иконы – «Одигитрия», список с Казанской иконы Божьей Матери. В годы советской власти утеряна, существует лишь в списках. День празднования 6/19 июля.

1623 Первые известия о существовании на территории Уфимского уезда, вблизи рек Камы и Челновки, Казанского Челноковского мужского монастыря. Монастырь разрушен во время башкирских восстаний 1660-х гг.

1647 По данным на этот год протоиереем уфимского Смоленского собора значится Федор Игнатьев, его помощником является «вдовый поп Иван Денисьев».

1640-1650-е гг. Появление крупных православных сельских поселений вблизи г. Уфы – Монастырские Дуванеи, Вознесенское (после 1651 г.), а также с. Архангельское, ставшее в 1667 году Бирским городком.

1666 Заседания Собора Русской Православной Церкви по делу исправления церковных книг и осуждению раскола. Собор отлучает от церкви протопопа Аввакума, дьякона Федора и попа Никиту за отказ признать исправления в книгах и обряде и заточает их в Николо-Угрешский монастырь.

1679 Дворянами Артемьевыми к уфимскому Смоленскому собору пристроен с южной стороны придел во имя святых апостолов Петра и Павла.

1685 Принятие царем и боярской думой гражданского закона, запрещавшего церковный раскол в русском государстве.

1686 Сотником Курятниковым к уфимскому Смоленскому собору пристроен с северной стороны придел во имя Святителя Николая.

1700 По указу Петра I образована Уфимская провинция, в которую, кроме Уфы, вошли города Бирск, Табынск, Самара, Осы, Билярск, Заинск, Мензелинск и Каракулин. Территория провинции включала, таким образом, территорию возникшей позже Уфимской губернии, а также части Самарской, Пермской и Вятской губерний.

С начала XVIII в. территория Уфимского края причислена к Казанской епархии, руководили православным духовенством на территории митрополиты казанские: 1699-1724 – Тихон; 1725-1731 – Сильвестр; Аpxиепископы казанские: 1732-1735 – Илларион; 1735-1738 – Гавриил I;1738-1755 – Лука; 1755-1762 – Гавриил II; 1762-1782 – Вениамин; 1782-1786 – Антоний;1786-1799 – Амвросий; 1799 – Серапион.

1707-1709 Просветительская деятельность школы для инородцев в Казани, где учились выходцы из Уфимской провинции.

1708 Уфимская провинция причислена ко вновь образовавшейся Казанской губернии.

1714 Указ о переписи раскольников, после проведения которой гонения на них ограничиваются преследованием тайных или уклонившихся от открытой записи раскольников, а также расколоучителей, фанатически отрицающих власть.

1718 Первый наиболее полный список священнослужителей г. Уфы сохранился в «Материалах по истории Уфы», собранных Уфимским губернатором Д.С. Волковым, где приведена копии из переписной книги по Уфе 1718 года, содержащей данные подворной переписи жителей города. К этому времени при девяти уфимских церквах служили: соборный протоиерей, 13 священников, 5 дьяконов, 3 дьячка, 7 пономарей и ключарь соборной церкви.

1721 Высшим духовенством России принят Духовный Регламент. Петр I издает манифест «Самодержец Всероссийский», декларирующий подчиненное положение Церкви по отношению к монарху и обосновывающий создание Духовной Коллегии для руководства всеми сторонами церковной жизни. Ликвидируется патриаршество. Духовная Коллегия переименовывается в Святейший Правительствующий Синод, формально уравненный в правах с Сенатом.

1721 Вместе с преобразованиями в религиозно-административном управлении России, в г. Уфе учреждается духовное правление, возглавляемое настоятелями Уфимского Успенского монастыря, которые руководят духовенством края.

1722 По материалам Первой ревизии численность белого духовенства в Уфимской провинции составила «протопопов – 2, ключарей – 1, попов – 28, диаконов – 9, пономарей –16, дьячков – 15». Всего – 71 человек.

1724 Создание Раскольничьей конторы, ведающей административно-полицейскими делами; в ведении Синода оставлена только миссионерская деятельность.

1726 Указ Екатерины I о реорганизации Синода, фактически отстранивший заседающих в нем архиереев от управления своими епархиями.

1739-1742 В Среднем Поволжье и на Южном Урале Новокрещенской конторой крещено более 22 тысяч человек, из них более 11 тысяч мордвы, более 8 тысяч черемисов (марийцев), около 2 тысяч чувашей и около тысячи вотяков (удмуртов).

1741-1755 Преследования и розыск скры­вающихся среди уральских казаков на Яике и в Иргизе раскольников, бежавших из внутренней России.

1744 Учреждение Оренбургской губернии, к которой причислена и Уфимская провинция. В религиозно-адми­нистративном отношении территория по-прежнему числится в Казанской епархии. К Оренбургской губернии в 1752 г. присоединен от Астраханской губернии Гурьев городок, в 1773 г. – от Казанской губернии г. Самара.

1745 По материалам Второй ревизии численность белого духовенства в Уфимской провинции составила: протопопов – 3, попов – 51, диаконов – 9, дьячков – 42, пономарей – 35. Всего 144 человека мужского пола.

1748 Перевод яицкого войска в ведение Оренбургской духовной консистории.

1751 Митрополит Тобольский и всея Сибири Сильвестр (Гловатский) возбуждает дело о пропаганде татарами мусульманства в Оренбургской губернии и Барабинской степи в нарушении действующих законов. Для расследования правительством образована особая следственная комиссия.

1754 Казанским епископом Лукой Конашевичем предпринята попытка установить контроль за религиозной жизнью уральских казаков. Назначение протопопов (протоиереев) предполагалось вверить епархиальному начальству, а в Яицкий городок с указанием явиться к исповеди и причастию для проведения приходной переписи направлялся представитель официального духовенства. Однако оренбургский генерал-губернатор И.И. Неплюев, опасаясь казачьего бунта, передал дело в Военную коллегию, которая решила его в пользу казаков.

1759 Находившийся рядом с Уфимским кремлем Христорождественский женский монастырь во время пожара полностью сгорел. В следующем году он переведен на новое место в начале улицы Казанской (на пересечении нынешних улиц Октябрьской Революции и Цюрупы, напротив пожарного депо). При монастыре в течении трех лет построены две церкви – в честь Рождества Иоанна Предтечи и в честь Рождества Христова.

1762 Указ Синода о свободе вероисповедания.

1762 Издан труд первого историка края, члена-корреспондента Академии наук П.И. Рычкова «Топография Оренбургской губернии». В этой работе, а также в «Истории Оренбургской» (1734-1750 гг.) содержатся многочисленные данные по церковной истории Южного Урала.

1764 При составлении новых штатов епaрxий и монастырей Уфимская провинция причислена в духовно-административном отношении к Вятской епархии за исключением Мензелинска и Оренбурга, которые по-прежнему подчинены Казанской епархии. Руководителями православного духовенства на территории Оренбургской и Уфим­ской епархии до ее учреждения являлись вятские архиереи: 1764-1774 – Варфоломей; 1774-1795 – Лаврентий; 1796-1798 – Амвросий.

1764 Упразднен мужской Успенский монастырь в Уфе, его имения отобраны в казну, а братия размещена по другим монастырям. С упразднением монастыря во главе Уфимского Духовного правления и всего духовенства Уфимской провинции стали протоиреи уфимского Смоленского собора.

1764 Закрыта казанская Комиссия новокрещенских дел, «попечение об утверждении веры» передается местным архиереям, а устроение гражданского быта новокрещеных – гражданскому начальству.

1766 Синод добился смягчения административных наказаний (Указ об отмене по духовному ведомству телесных наказаний для всех священнослужителей белого и черного духовенства).

1771-1772 В Оренбургской гу­бернии, по данным академика И.П. Фаль­ка, насчитывается 226 храмов, в том числе, в Уфимской про­винции – 36, на горных заводах –12, в Оренбургской провинции – 66, в Исетской провинции с заводами – 109, Осе – 3.

1773 Императрица Екатерина II объявляет указ Синоду (Указ о веротерпимости), в котором сказано «как Всевышний Бог на зем­ле терпит все веры, языки и исповедания, то и ее Величество из тех же правил сходствуя его святой воле всем поступать изволит». Происходит изменение основных векторов религиозной политики государства.

1774 В Уфе сгорела старинная Сергиевская церковь. Новый храм на том же месте освящен в 1777 году. Простояв около 90 лет, он заменен новым зданием, церковь освящена в 1868 г., стоит и поныне.

1777 Уфимский Христорождественский женский монастырь переведен в г. Слободской Вятской губернии, а оставшиеся от монастыря церкви сделаны приходскими (Иоанно-Предтеченская церковь в 1800 г. перенесена в мужской монастырь, Христорождественская в 1816 г. сгорела).

1778 Архиепископ славянский и херсонский Никифор (Феотоки) впервые вводит единоверие в поселениях раскольников на реке Ингул. После этого единоверие начинает вводиться и в других местах проживания раскольников, включая Уфимский край.

1778 В г. Бирск построены две церкви – теплая и холодная Ильинская церкви.

1782 Образовано Уфимское наместничество из двух областей: Уфимской и Оренбургской. К Уфимской области приписано 8 уездов: Уфимский, Бирский, Мензелинский, Бугульминский, Бугурусланский, Белебеевский, Стерлитамакский и Челябинский. К Оренбургской области приписано 4 уезда: Оренбургский, Верхнеуральский, Бузулукский и Сергиевский.

1783 В г. Бирск возведен деревянный Михаило-Архангельский храм, соборный, с пределами в честь Богоявления Господня и во имя Святителя Николая Чудотворца. Генералом Языковым пожертвованы в церковь иконы Спаса Нерукотворного и Тихвинской Божией Матери, которые он получил в дар от императрицы Екатериной Великой, своей крестной матери.

Читайте также:  Союз Русского Народа и Союз Михаила Архангела

1794 В с. Каги неподалеку от г. Белорецк возведен каменный Свято-Никольский храм.

1795 По материалам Пятой ревизии в Оренбургской губернии насчитывалось 3605 населенных пунктов – 13 городов, 3 пригородка, 40 крепостей, 30 слобод, 82 села, 3408 деревень. В сельской местности на одно село с церковью приходилось примерно 40 приходских деревень.

1795 Положено начало введению единоверия в Уральском казачьем войске, причем подтверждались привилегии относительно избрания протопопов из казаков для ведения служб по старому уставу. Всего в ведении уральского протопопа находилось к тому времени семь церквей – четыре в г. Уральске и по одной в городках Илек, Сакмарск и Калмыков. Обращение казаков в единоверие носило достаточно формальный характер и не отразилось на их контактах с раскольничьими Иргизскими монастырями.

1796 Указ Екатерины II Сенату об образовании цензурных комитетов для общего контроля духовной и светской литературы, которым фактически положено начало централизованной государственной цензуре. Вводятся светские награды для духовенства. Священники освобождаются от телесных наказаний.

1797, 11 июня От удара молнии сгорел самый древний уфимский храм – деревянная Троицкая церковь, о чем сохранились яркие воспоминания в книге С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», а также записи в дневнике чиновника Ребелинского. Сгоревшая церковь не восстанавливалась, спасенная во время пожара  из храма утварь, иконы и царские врата перенесены в Смоленский собор. Часть этих древних икон хранится в Уфимском художественном музее им. М.В. Нестерова.

1798 Святейший Синод по ходатайству епископа Вятского Амвросия определил присоединить города Уфу, Бирск, Стерлитамак, Оренбург, Белебей, Бугуруслан, Бугульму и Бузулук с их округами к Казанской епархии.

XVIII в., конец Население Оренбургской губернии насчитывало 862 тыс. душ обоего пола, в том числе русских – 352 тыс., башкир – 250 тыс., татар – 74 тыс., тептярей – 45 тыс., чувашей – 37 тыс., мишарей – 35 тыс., мордвы – 33 тыс., марийцев – 15 тыс., удмуртов – 4 тыс., украинцев (черкас) – 3 тыс. (Ирек Акманов).

1799, 27 сентября Синодом представлен доклад на Высочайшее имя об учреждении для пяти губерний – Оренбургской, Калужской, Пермской, Са­ратовской и Слободско-Украинской самостоятельных епархий в границах этих губерний. Это событие рядом авторов ошибочно рассматривалось как момент учреждения Оренбургско-Уфимской епархии.

1799, 16 октября Синодальный доклад об учреждении новых епархий утвержден императором Павлом I и, таким образом, самостоятельная Оренбургская и Уфимская епархия с архиерейской кафедрой в Уфе официально учреждена, а в начале 1800 г. торжественно открыта. Для архиерея и его штата (архиерейского дома) назначены казенные здания, оставшиеся от бывшего Уфимского наместничества, а для услужения даны в распоряжение архиерейского дома 43 человека из числа государственных крестьян сел Чесноковки и Монастырский Дуваней. В собственность архиерейского дома переведены от казны 60 десятин лугов, мельница, а также рыбные ловли на р. Белой и несколько озер неподалеку.

В состав Оренбургской и Уфимской епархии из Казанской епархии зачислены города Уфа,Мензелинск, Бирск, Белебей, Стерлитамак и Оренбург, из Тобольской епархии – Троицк, Челябинск иВерхнеуральск. Оренбургская губерния и, соответственно, Оренбургская епархия имела на тот момент территорию площадью около 280 тысяч квадратных верст: от 500 до 800 верст с востока на запад и от 140 до 550 верст с севера на юг. Согласно современному территориальному делению, в Оренбургско-Уфимскую епархию входили территории нынешней Республики Башкортостан, Оренбургской области, части Челябинской, Пермской, Самарской и Ульяновской областей, а также значительная часть Республики Татарстан.

На момент учреждения новой епархии в Оренбургской губернии насчитывалось 940 священно и церковнослужителей, которые по уездам, включая уездные города, распределялись следующим образом: в Уфимском уезде – 131, в Оренбургском – 75, Бузулукском – 145, Бугульминском – 161, Мензелинском – 129, Бирском – 63, Стерлитамакском – 28, Челябинском – 131, Троицком – 58 и Верхнеуральском – 19.

1799, 21 октября Состоялось назначение на Уфимскую кафедру архимандрита Юрьевского монастыря, ректора Новгородской семинарии Амвросия (Келембета). 13 ноября Амвросий хиротонисан во епископа, а 19 декабря ему вручен синодальный указ с предписанием произ­вести открытие новой епархии.

1800 По данным на начало года в результате Крестьянской войны 1773-1775 гг. и других событий на Южном Урале количество приходских церквей сократилось до 205.

1800, 21 января Прибытие в Уфу первого епископа Оренбургского и Уфимского преосвященного Амвросия (Келембета).

1800, 4 марта Открытие в Уфе духовной консистории (на этом основании Уфимская епархия праздновала столетие существования епископской кафедры в Уфе 4 марта 1900 года).

1800, 25 июня По определению Святейшего Синода решено открыть в г. Уфе духовную семинарию (фактическое открытие последовало 26 сентября того же года). Первоначально семинария помещалась в одном здании с духовной консисторией.

1800, 15 августа Открытие мужского Уфимского Успенского монастыря на новом месте.

1800, 27 октября Указом императора Павла I утверждены, после внесения исправлений митрополитом Московским Платоном (Левшиным), «Правила единоверия», согласно которым старообрядцы, воссоединяющиеся с Русской Православной Церковью, не получали собственных архиереев, но могли иметь в епархиях свои приходы и священников, совершающих богослужение по дониконианским уставам и обычаям.

1802-1803 Первые епархиальные мероприятия по организации при духовных пра­влениях специальных попечительств, ведающих раздачей денежных сумм вдовам и сиротам церковно и священнослужителей.

1806 В ночь с 5 на 6 марта здание Уфимской духовной консистории от неизвестной причины сгорело.

1810 В с. Николо-Березовка на берегу р. Камы построен каменный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая.

XIX в., 1-ая половина Массовое переселение в Оренбургскую губернию земледельческого населения из центральных губерний и Поволжья (за 1-ую половину века в край переселилось около 690 тыс. человек), подавляющее большинство — православные русские люди.

1813 Построен и освящен Николаевский собор в г. Мензелинске Уфимской епархии.

1816 Уфимской духовной консисторией дано указание духовенству Уфы о поиске в церковных архивах «древних ле­тописей».

1817 Возведение в г. Уфе каменного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы уфимским купцом Данилой Жульбиным, освещение при­дела во имя святого Николая. Строительство задержал по­жар 1821 г.

1818 Духовная семинария в г. Уфе, наравне с другими семинариями Казанского духовно-учебного округа, преобразована. Вместо шести классов организованы из трех старших классов три отделения – высшее, среднее и низшее, а из трех низших классов образованы духовные училища – приходское и уездное, с разделением того и другого на два с двухгодичным курсом класса.

1822  Император Александр I разрешает старообрядцам совершение богослужений «беглыми» попами. Дальнейшее распространение единоверия приостанавливается.

1823, 7 ноября При Уфимской консистории епископом Феофилом (Татарским) создано Попечительство о бедных духовного звания согласно Высочайше утвержденному 12 августа 1823 г. положению об этом учреждении и синодальному предложению от 20 сентября того же года. Штат управления в попечительстве определен позже указом 1829 г.

Завершение строительства и освящение уфимского Покровского храма.

1826 Возникновение в с. Бетьках Мензелинского уезда первой в Оренбургской и Уфимской епархии женской православной общины. В 1832 г. она переведена в Уфу и послужила основанием Уфимского Благовещенского монастыря.

1827 Деревянный архиерейский дом в г. Уфе сломан, вместо него построен каменный.

Уфимской духовной консисторией дано указание духовен­ству епархии «О сборе сведений о наличии древних зам­ков и крепостей и сохранности их на территории епархии».

1828 Построен и освящен Михаило-Архангельский собор в г. Белебее.

1820-1830-е гг. Вводится единоверие в раскольничьих поселениях на Иргизе. Начинается введения единоверия на государственном уровне.

1831 Протоиереем Спасо-Преображенского со­бора г. Оренбурга П.П. Милордовым составлено «Начертание церковной истории Оренбургской епархии» (не опубликовано).

1832 В Уфе разрешено восстановить женский монастырь, получивший название Благовещенского.

1833 Указ Святейшего Синода от 11 октября об изыскании средств для предполагаемого в Уфе женского монастыря, об открытии которого, по прошению старшей сестры Бетькинской общины Стефаниды (Степановой), ходатайствовал преосвященный Аркадий. В силу этого Указа сестра Стефанида (Степанова) представила в Синод денежные средства на покупку места и домов для будущего монастыря.

1835 Введение градации раскольников и сект «по степени вредности» для общества. Наиболее вредными признаны иудействующие, хлысты, молокане, духоборы, скопцы и часть беспоповцев.

1836 Открыт Александровский храм на Александровской площади Уфы в начале улицы Приютской (ныне Кирова, 1). полное название — храм Святого Благоверного Князя Александра Невского.

1838 Уфимской духовной консисторией дано указание приходскому духовенству о «сборе сведений о наличии при церквах старинных рукописей и грамот и отсылке оных в консисторию».

В Уфе на улице Усольской (ныне Сочинской), на месте, где в XVII-XVIII вв. находился Успенский мужской монастырь, официально открыт женский Благовещенский монастырь, существовавший как община монашествующих с 1826 г. Просуществовал до закрытия в 1920-х годах. Часть зданий женской обители сохранилась (ул. Сочинская 8, 10, 12 и др.).

1841, 31 мая Освящен главный храм г. Бирска – градо-Бирский собор во имя Пресвятой Троицы.

24 августа Освящен Уфимский кафедральный собор в честь Воскресения Христова. Смоленский собор (бывший кафедральный) стал приходской церковью, переименован в честь Святой Троицы в память о первой уфимской Троицкой церкви, сгоревшей в 1796 г.

1842 Построен и освящен Свято-Троицкий собор в г. Златоусте.

1843 По инициативе ревизора Уфимской духовной семинарии ректора Казанской академии архимандрита Иоанна решено устроить в главном зале семинарии домовую церковь во имя святейшего Иоанна Златоуста (освящена в день храма 11 ноября 1844 года).

1844 Освящение уфимской Спасской церкви — во имя Спаса Нерукотворного. В конце 1770-х гг., после пугачевского выступления, шел крестный ход из г. Елабуги через г. Уфу с иконой «Спаса Нерукотворного». По преданию, когда икону проносили по ул. Большой Казанской напротив церкви Благовещения крестный ход чудесным образом остановился. Только после обета построить на этом месте храм, икону стало возможным нести дальше. На этом месте в 1824 г. епископом Амвросием была заложена каменная церковь. Храм строился двадцать лет. После освящения в него на время была перенесена чтимая икона из Елабуги (впоследствии в нем находился список этой иконы). В годы советской власти икона утеряна, существует лишь в списках. День празднование – 16/29 августа.

1845 Окончание строительства Иоанно-Предтечен­ской церкви на Старо-Ивановском кладбище (начато в 1831 г.).

В г. Бирске на месте старой деревянной церкви возведен каменный Михаило-Архангельский храм.

1849 Открыт мужской Воскресенский единоверческий монастырь на р. Устюме близ Кусинского завода в Златоустовском уезде.

1850, 21 октября Предписание Синода епископу Иосифу (Богословскому) о разработке церковной истории Оренбургской губернии с тем, чтобы «озаботиться составлением церковно-исторического и статистического описания епархии». Эта работа поручена помощнику ректора Уфимской духовной семинарии Л.С. Суходольскому, который, фактически, стал первым церковным историком епархии.

19 декабря Образована Самарская епархия, которой в начале 1851 г. переданы из Оренбургской и Уфимской епархии три уезда – Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский.

1852 В уфимском женском Благовещенском монастыре построена первая монастырская церковь во имя Святого князя Александра Невского.

1853 Введение новой расширенной программы религиозного обучения для гимназий и реальных училищ.

1854-1859 В «Оренбургских губернских ведомостях» выходят статьи Л.С. Суходольского «Взгляд на первые следы христианской веры в пределах Оренбургского края», «Распространение христианства вXVI и XVII столетиях в Оренбургском крае», «Распространение христианства в пределах Оренбургского края в XVIII столетии».

1859, февраль В землях Киргизской Букеевской орды открыта церковь в ханской став­ке (по епархиальной принадлежности подчинялась Уфимской кафедре).

21 марта Епархия разделена на две – Оренбургскую и Уральскую с центром в Оренбурге и Уфимскую и Мензелинскую с центром в Уфе.

XIX в., вторая половина Явление в чувашском с. Бугабаш Бугабашской иконы Божьей Матери. В настоящее время икона находится в Свято-Сергиевском кафедральном соборе. Празднование 7 декабря.

1860 Пророко-Ильинская женская община в г. Мензелинске, существовавшая как община монашествующих с 1840 г., переименована в общежительный третьеклассный монастырь.

1861 С территории Уфимского Благо­вещенского женского монастыря на Сергиевское кладбище перенесена Преображенская церковь.

Читайте также:  Казаки и православие

1864 Отстроен на средства Уфимского кафедрального собора двухэтажный каменный дом для духовенства этого собора («соборный дом», ныне ул. К. Маркса, д. 5/7).

1865 По Высочайшему повелению от 5 мая от Уфимской губернии отделена Оренбургская губерния, к которой причислены уезды Челябинский, Верхнеуральский и Троицкий, а Златоуст 26 ноября сделан городом, уезд которого образовался частично из Уфимского и частично из Троицкого уездов. С образованием самостоятельной Уфимской губернии границы Оренбургской и Уфимской епархий уточнены.

Присоединение к единоверию некоторых членов раскольничьей белокриницкой иерархии.

1867 Преобразование духовных семинарий и училищ и учреждение Учебного Комитета при Святейшем Синоде. Выходит новый устав семинарий и училищ.

Разделение епархий на классы отменено. Все архиереи признаны равными, исключая митрополитов Киевско-Галицкого, Московско-Коломенского, Петербургско-Ладожского и Экзарха Грузии.

1868 В Уфе на месте старого храма, основанного в XVI в., построено новое здание Сергиевской церкви (ныне ул. Бехтерева, 2).

При уфимском Благовещенском женском монастыре открыто училище для неимущих женщин духов­ного звания, находившихся на пол­ном монастырском содержании.

1872 Уфимское духовное женское училище, по полу­чении синодального указа от 14 мая, преобразовано по общему для епархиальных училищ уставу, утвержденному 20 сен­тября 1868 года. По новому уставу вместо 6-ти классов организовано 3-и с двухгодичным курсом обучения в каждом классе.

1873, 7 апреля В Уфимской епархии введено Высочайше утвержденное расписание приходов.

1874 Принимается разработанный министром просвещения и обер-прокурором Синода Д.А. Толстым Устав (действовавший вплоть до 1917 года), централизовавший все народное образование (министерские, земские и отчасти церковные школы) и поставивший его под контроль государства. На местах председателей училищных советов, архиереев, сменяют предводители дворянства.

1876 В Уфе на углу улиц Пушкинской и Каретной (ныне ул. Аксакова, 26) заложена каменная Никольская церковь.

1878, 21 июля Указом Святейшего Синода Камско-Николаевский монастырь с. Николо-Березовка Бирского уезда причислен с наименованием Никольского подворья Уфимского Успенского монастыря.

5 августа Бирская женская Троицкая община переименована в Свято-Троицкий общежительный монастырь.

21 ноября В Уфе открыт самостоятельный центр всероссийского миссионерского общества Русской православной церкви (Уфимский Комитет православного миссионерского общества) под председательством епископа Никанора (Бровковича). В состав общества вошли губернаторВ.Д. Левшин, вице-губернатор М.П. Бестужев, губернский дворянский предводитель В.А. Новиков, уфимский городской голова Д.С. Волков, военный начальник губернии генерал-майор Э.К. Штанге,священнослужители – архимандрит Кирилл, священники М. Светловзоров, Е. Соловьев, П. Желателев, казначеем назначен купец М.М. Гирбасов.

1879, 1 марта В Уфе началось издание «Уфимских епархиальных ведомостей».

За художественное мастерство при выполнении иконостаса для уфимского храма Покрова Пресвятой Богородицы иконописец Флегонт Королев награжден медалью Императорской Академии художеств.

1881 Указом Святейшего Синода от 25 февраля Уфимский Успенский монастырь приписан к Уфимскому архиерейскому дому.

1883 Дарование раскольникам и сектантам (за исключением скопцов) прав гражданских и по отправлению треб. Начинает действовать новый устав духовных консисторий.

1884 Александр III утверждает «Правила о церковно-приходских школах», закрепляющие передачу последних под контроль Церкви. При Синоде создается Духовно-училищный совет для осуществления руководства школами. Рост числа церковно-приходских школ, их широкая финансовая поддержка со стороны государства. Издан новый устав духовных академий и семинарий.

1885 Построены каменные церкви в чувашском селе Князьелга Бирского уезда, в селах Тюбеляс Златоустовского уезда, Леузы, Шаф­раново и Зириклы Белебеевского уезда.

Указ Святейшего Синода, касающийся духовенства сел, где проживают крещены, разрешающий открывать в Уфимской епархии особые притчи для православных из числа татар и башкир с обеспечением от казны по 400 рублей на притч и по 40 рублей на церковные нужды ежегодно. Такие притчи открыты в двадцать одном селе.

В Отчете епархиального Комитета православного миссионерского общества за этот год указывается: «В 38 миссионерских школах обучались преимущественно дети старокрещеных инородцев татар, чувашей, черемис и вотяков – 1128 маль­чиков и 185 девочек. Учители школ – инородцы, получившие образование частью в Казанской крещено-татарской школе, час­тью в Казанской инородческой учительской семинарии».

1884-1885 Введен в действие в духовно-учебных заведениях Уфимской епархии, семинарии и мужском училище (Устав 1884 года).

1886, 26 октября В здании Уфимского мужского духовного училища открыта епархиальная библиотека.

Совещание епископов Поволжья и Приуралья в г. Казани, на котором принято решение ввести в курс преподавания семинарий Уфы, Оренбурга, Перми, Вятки и Самары углубленный курс этнографии, основ вероучения и языка башкир, а в уфимской семинарии, дополнительно, обычаев и верований татар и мещеряков. Следуя системе миссионера Н. Ильминского, совещание отмечает важность перевода основных богослужебных книг на языки местных народов и необходимость вести православную проповедь как на русском языке, так и на языке местного населения. В результате в 1880–1890-е гг. в Уфимской епархии издаются и вводятся в обиход десятки словарей, грамматик и евангелий на татарском и башкирском языках.

1888 Торжественное празднование по всей России и в Уфимской епархии 900-летия Крещения Руси.

1889 На Верхнеторговой площади г. Уфы освящена Александровская часовня.

1892 При уфимском женском Благовещенском монастыре для бедных и по­жилых женщин Старой Уфы и Золотухинской слободы организована бесплатная столо­вая.

1893 В уфимском пригороде Нижегородка открыта Крестовоздвижен­ская церковь.

Высочайше утверждено определение Святейшего Синода об учреждении при селе Прасковьине Стерлитамакского уезда Дедовской волости женской общины в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первый деревянный храм был освящен епископом Уфимским и Мензелинским Дионисием (Хитровым) в память Святителя Николая Чудотворца 29 июня 1894 г.

1897 По инициативе епископа Иустина в Уфе создается миссионерское епархиальное братство Воскресения Христова. В состав братства входит все духовенство епархии.

В уфимском женском Благовещенском монастыре освящена монастырская церковь в честь чу­дотворной иконы Иверской Бо­жией Матери.

Рядом с железнодорожным вокзалом «Уфа» 22 марта преосвященным Иустином (Полянским) освящена Ни­кольская церковь (Вокзальная).

Выходит в свет фундаментальная пятитомная монография В.Н. Витевского «И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г.», в которой церковная история не рассматривается специально, но содержатся важные сведения о возникновения церквей и монастырей. Витевским написан также отдельный труд по церковной истории края «Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военно-гражданской власти в XVIII и XIX вв.».

1898 Женская община в честь Покрова Пресвятой Богородицы при с. Прасковьине Стерлитамакского уезда Дедовской волости существовавший с 1893 г. обращена в женский общежительный монастырь, торжественно открытый 2-3 сентября епископом Иустином (Полянским). Обитель образована инициативой храмостроителей местных помещиков Эннатских и известна как Покровский Эннатский монастырь.

Освящена однопре­стольная деревянная церковь во имя всех святых, или Всехсвятская церковь, построенная в Архие­рейке на спуске к реке Белой.

1899 В епархии на начало года действуют 366 церквей. Епархия разделена на 26 благочинных округов, в том числе, в Уфе — 2, в уездах, Уфимском — 6, Стерлитамакском, Бирском, Мензелинском, Златоустовском — по 3, в Белебеевском – 4. Монастыри и единоверческие церкви составляли 2 особых округа.

Освящена Казанско-Святительская, или инородческую церковь в г. Бирске.

В г. Уфе торжественно отмечается столетие со времени открытия в г. Уфе самостоятельной епархии. Выходит работа преподавателя Уфимской семинарии К. Херувимова (печаталась в «Уфимских епархиальных ведомостях») под заглавием «К столетию епископской кафедры и консисториального управления в Уфе…».

Издан труд И. Златоверховникова «Уфимская eпapxия» (географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк).

1900 По данным обер-прокурора Святейшего Синода в Русской Православной Церкви состояли 2230 протоиереев (старших священников), 43784 священников, 14945 дьяконов, 43857 причетников. Казенное содержание получали причты 24660 приходских церквей.

1901 Открыт Камско-Березовский Богородицкий черемисский миссионерский монастырь близ с. Березовки Бирского уезда, существовавший с 1878 г. как подворье Уфимского Успенского мужского монастыря, а также Богородицкий Одигитриевский чувашский монастырь у с. Бугабаш Белебеевского уезда.

1903 В Уфимской епархии приняты Правила охраны памятников церковной древности в монастырях и церквах.

Учреждена женская единоверческая Тихвинская община в г. Златоуст, основанная в 1860-1861 гг.

1904 В Уфимской епархии открыты новые монастыри: Владимирский близ деревень Старо-Угузево и Криуши Бирского уезда, существовавший с 1900 г. как община монашествующих; Алексеевский в честь св. Алексия рядом с г. Стерлитамак; Михаило-Архангельский при д. Ново-Александровка Уфимского уезда, существовавший как община с 1901 г.

1905, 17 апреля Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», расширивший пределы свободы совести российских граждан».

Открыт Георгиевский монастырь, или «Святые кустики», близ с. Усы-Степановка Бирского уезда, существовавший как община монашествующих с 1902 г.

1905-1906 Предсоборное присутствие под председательством митрополита Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского), на котором обсуждаются вопросы приходской реформы и, в частности, возможности признания приходской общины (в составе причта и мирян) юридическим лицом. Разработан проект «Нормального устава православного прихода». Делаются попытки приходской реформы и изменения всего порядка церковного управления.

1906 Приняты «Правила о литературной деятельности церковно-должностных лиц», отменившие цензурные стеснения в отношении церковной публицистики.

1907 Учреждение при Святейшем Синоде Особого совещания по разработке нового приходского устава, разработанный проект которого не был принят. Приняты правила для церковно-учительских школ.

1909 Синод проводит Всероссийский съезд законоучителей средних учебных заведений, подвергнувший серьезной критике состояние религиозного обучения, начинается многолетняя полемика по поводу реформы народного образования.

Введение в Уфимской духовной семинарии курса обличения социализма.

Освящен уфимский храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы на Приютской (Рождественской) площади, строительство которого велось с 1901 г.

Открыт Сергиевский монастырь при с. Крыкнарат Белебеевского уезда,  существовавший как община монашествующих с 1906 г.

Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством в Москве, в работе которого участвует Уфимское епархиальное братство трезвости.

1910 Миссионерский съезд в Казани для православных миссий Европейской части России и Урала.

1910, 1914 Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (будущая великомученица) посещает Никольский храм с. Николо-Березовска и строящийся в нагорной части села монастырь с соборным храмом во имя святого Серафима Саровского, а также Петропавловский храм соседнего с. Касево.

1912 Официально утверждена женская единоверческая Саткинская община в Златоусте, основанная у р. Сатки на 10 верст выше Саткинского завода.

1913 В Уфимской епархии действуют 17 монастырей, из них 6 мужских и 11 женских монастырей; 526 церквей, в том числе 7 соборных, 432 приходских, 21 домовая, 22 приписных, 6 кладбищенских; 225 часовен, духовная семинария, духовное мужское училище и епархиальное женское училище,

1914 По распоряжению Синода в Уфимской епархии начинают образовываться церковно-приходские попечительства для помощи церковно-приходским школам.

1919 В 320 церковно-приходских школах Уфимской епархии обучались на это время около 15 тысяч  учеников.

Закрыт Уфимский Благовещенский женский монастырь, из 240 монашенок Уфимский гу­бисполком организовал «воспитательную сель­хозар­тель». Наи­более ценное имущество мона­стыря конфисковано го­родскими властями.

Священник Иоанн (Егоров) создает в Петербурге общество «Религия в сочетании с жизнью» обновленческого толка. А. Боярский создает обновленческую группировку «Друзья церковной реформации».

1920, 20 апреля Постановление Совнаркома о закрытии Троице-Сергиевой Лавры и о национализации ее имущества.

С мая 1920 по август 1921 гг. Уфимскую епархию возглавлял Симон (Шлеев), первый епископ из числа единоверцев.

27 мая Запрещение церковной регистрации рождений и браков.

18 ноября В Константинополе образовано Временное Высшее Русское Церковное Управление за границей под председательством митрополита Антония (Храповицкого), бывшего Уфимского епископа.

20 ноября Постановление Патриарха Тихона о самоуправлении епархий на случай невозможности сношений с высшей церковной властью. Прекращение деятельности Высшего Церковного Управления.

Создание в Уфе православного Уфимского братства с задачей: «…Чрез церковное единение славянства идти к единению Вселенской Церкви и будущему VIII Вселенскому Собору» (епископ Андрей Ухтомский).

1921, 14 августа Открытие Всероссийского Церковного Комитета помощи голодающим под председательством Патриарха Тихона (распущен ВЦИК 27 августа).

1922, 23 февраля Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. Суд в Москве над духовными лицами, обвиняемыми в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей; одиннадцать человек приговорены к расстрелу.

19 марта Секретное письмо В.И. Ленина в Политбюро с требованием «провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией». Начало массовой кампании по изъятию церковных ценностей.

Читайте также:  По храмам Уфимской епархии от Семено-Петровского до Мелеуза

5 мая Арест Патриарха Тихона.

Конец мая Начало обновленческого раскола во главе с епископом Антонином (Грановским), председателем новообразованного Высшего Церковного Управления, протоереями В. Красницким («Живая Церковь») и А.И. Введенским, допущение женатого епископата и второбрачия духовенства.

18 июня Послание заместителя Патриарха митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), призывающее епархиальных архиереев не признавать обновленцев. Начинаются захваты храмов обновленцами, в том числе и кафедрального храма Христа Спасителя.

3 августа Декрет ВЦИК и СНК «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов…», обязывающий церковные приходы проходить регистрацию в НКВД.

13 августа В Петрограде после процесса по делу о церковных ценностях расстреляны митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), профессора духовной академии Ю.П. Новицкий и И.М. Ковшаров.

1923 Закрытие Оптиной пустыни, превращение ее в музей. Закрытие Соловецкого монастыря, создание в нем концентрационного лагеря особого назначения. Среди заключенных лагеря знаменитые архиепископы Амвросий (Полянский) и Евгений (Зернов), епископ Иларион (Троицкий), игумен Питирим (Крылов), профессор И.В. Попов и др.

25 апреля-8 мая Обновленческий собор в храме Христа Спасителя в Москве (так называемый «II Поместный Собор» обновленцев) принимает решение о лишении Патриарха Тихона сана и монашества, а также упразднении патриаршества.

16 июня Обращение Патриарха Тихона в Верховный суд РСФСР с фактическим признанием Советской власти.

25 июня Освобождение Патриарха Тихона из-под ареста. После этого влияние обновленческого Синода падает, ситуация стабилизируется, начинается массовое возвращения в Церковь священников, ранее примкнувших к раскольникам-обновленцам.

1924, 15 апреля Послание Патриарха Тихона о каноническом осуждении и предании церковному суду главных деятелей обновленческого раскола.

9 декабря Покушение на Патриарха Тихона; убит его келейник Я.А. Полозов, заслонивший собой Патриарха.

1925, 7 января Назначение Патриархом Тихоном, на случай своей смерти, трех местоблюстителей Патриаршего престола, митрополитов Казанского Кирилла (Смирнова), Ярославского Агафангела (Преображенского) и Крутицкого Петра (Полянского).

7 апреля Кончина Патриарха Тихона.

10 декабря Арест и ссылка митрополита Петра. Арест ряда влиятельных архиереев – архиепископов Владимирского Николая и Черниговского Пахомия, епископов Херсонского Прокопия, Иркутского Гурия, Ананьевского Парфения, Глуховского Дамаския, Гомельского Тихона, Каргопольского Варсонофия и других.

1926, 7 июля «Соловецкое послание» епископов-узников Соловецких лагерей, составленное по инициативе епископа Илариона (Троицкого) при участии профессора И.В. Попова) о способах нормализации отношений между Церковью и государством.

10 июля Митрополит Сергий обращается в НКВД с просьбой о легализации Высшего церковного управления и разрешения проводить архиерейские соборы, но безрезультатно.

8 ноября Ввиду невозможности созвать Собор, принято решение провести избрание Патриарха путем сбора подписей от архиереев. К концу ноября собрано 72 подписи. Когда об этом становится известно правительству, начинаются аресты архиереев, поставивших свои подписи.

Конец года Раскол общины монахинь бывшего уфимского Благовещенского женского монастыря и раздел монастырских церквей: малочисленной группе отошла Иверская цер­ковь, более многочисленной – Благовещенский храм и церковь Александра  Невского.

1927, 18 мая Митрополитом Сергий созвано совещание епископов, на котором образован Временный Патриарший Священный Синод.

29 июля Послание к пастве митрополита Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода о легализации Церкви и ее лояльности к существующей власти, получившее известность как Декларация митрополита Сергия. Стремясь добиться признания Советской властью, которая признавала лишь обновленческий Синод, заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергей Страгородский и Временный Синод идут на значительные уступки органам государственной власти, в результате которых устанавливается полный контроль над церковной жизнью. Значительной частью верующих и духовенства этот компромисс оценен негативно, в конце 1927 – начале 1928 гг. оформляется антисергианское движение, в котором участвуют около 40 епископов.

Осень О неприятии Декларации митрополита Сергия и его указов заявляют многие их архиереев и священников. Среди них митрополиты Кирилл (Смирнов) и Агафангел (Преображенский), архиепископ Феодор (Поздеевский), епископы Арсений (Жадановский), Афанасий (Сахаров) и Григорий (Лебедев), иеромонах Нектарий (Тихонов), протоерей В. Свенцицкий, священник С. Мечев и др. Возникает оппозиция «непоминающих» (то есть тех, кто за богослужением не поминает имя митрополита Сергия).

Предсоборное совещание в Уфе с 3 по 6 октября, проводится тайно от властей.

Съезд православных староцерковников в Уфе с 16 по 19 октября, проводится с согласия местных властей.

1928 В начале года изменено официальное наименование епархии, теперь она называется Уфимская и Давлекановская. На территории Башкирии проводятся масштабные антицерковные акции.

5 июля Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей принял решение о «вынужденном временном административном отделении от Московской церковной власти», что означает разрыв канонического общения.

1929, 8 марта ВЦИК и СНК СССР принят закон «О религиозных объединениях» (с изменениями действовал до 1990 г.), в соответствие с которым священнослужители исключались из состава приходских «двадцаток». Жизнь религиозных общин ставится под контроль государства, им запрещается вести литературную, ремесленную, общественную и благотворительную деятельность. Вслед за принятием постановления началось массовое закрытие церквей, аресты и расстрелы большинства «непоминающих» священнослужителей.

По постановлению БашЦИКа, несмотря на просьбы и протесты верующих, Иверская и Алексан­дро-Невская церкви бывшего уфимского Благовещенского женского монастыря закрыты.

1930 Начало ухода в катакомбы значительной части священнослужителей и мирян, отделившихся от митрополита Сергия. Молельные дома организуются скрытно по принципу конспиративных квартир. Многочисленные нелегальные церковные группы возникают в местах ссылки архиереев.

В Уфимской епархии закрыты все монастыри, деятельность епархии парализована.

Взорван пятиглавый Благовещенский храм бывшего Уфимского Благовещенского женского монастыря, развалины разобраны на кирпичи.

1931-1932 Аресты и суды над священнослужителями и мирянами Уфимской епархии по делу об Уфимском филиале Истинно Православной Церкви.

1934 Массовые преследования влиятельных священнослужителей. Арестованы архиепископы Дамиан (Воскресенский) и Феофил (Богоявленский), епископ Афанасий (Сахаров), протоирей Р. Медведь и др.

1935, 18 мая Роспуск митрополитом Сергием Временного Патриаршего Синода в связи с арестом большинства его членов. Управление епархиями осуществляется им с помощью епископа Дмитровского Сергия (Воскресенского).

1936 На начало года в Уфимской епархии насчитывается 214 действующих церквей. Из числа служителей церкви, посвященных в духовный сан, в Уфимской епархии на то время остаются 216 священников, 29 дьяконов и 32 дьячка.

22 декабря Местоблюстителем Патриаршего Престола становится митрополит Сергий (Страгородский), к этому времени уже более десяти лет реально возглавлявший Русскую Церковь.

1936-1937 Гонения на православие достигают своего пика, встает вопрос о самом существовании Православной Церкви в СССР.

1937 Всероссийская перепись населения, итоги которой показывают, что 2/3 сельского и 1/2 городского населения считают себя верующими.

Новая волна репрессий: расстреляны митрополиты Серафим (Чичагов), Кирилл (Смирнов) и Иосиф (Петровых), архиепископ Феодор (Поздеевский), епископ Григорий (Лебедев), протоиреи А. Хотовицкий и Д. Баянов, священник, известный русский философ П. Флоренский и многие другие. 10 октября расстрелян патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский).

Уфимское епархиальное управление ликвидировано. Приходы Уфимской епархии переходят под управление епископа Куйбышевского.

1941, начало Государственными органами в Уфимской епархии закрыты все храмы, кроме Сергиевской церкви в г. Уфе (без священника).

22 июня Послание к пастве митрополита Сергия с призывом встать на защиту Отечества.

1942 Изменение религиозной политики государства. Открываются закрытые в 1930-х гг. приходы. Многие оставшиеся в живых священники возвращаются из лагерей. Возобновляются архиерейские хиротонии. Прекращает существование «Союз воинствующих безбожников».

30 декабря Обращение митрополита Сергия к пастве с призывом собрать средства на создание танковой колонны им. Дмитрия Донского.

В Уфимской епархии начинается восстановление церковной жизни, временным управляющим епархией становится возвращенный из ссылки архиепископ Алексий (Сергеев).

1943 Работа Церкви по устроению канонически нормальной жизни в областях, пострадавших от оккупации. Патриарх Сергий устанавливает правила для воссоединения с Церковью кающихся обновленцев. Ряд видных обновленцев приносят покаяние и присоединяются к Церкви. Это ведет к полному краху обновленческого раскола.

4 сентября Встреча в Кремле И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Церкви разрешено открывать храмы и духовные учебные заведения, избрать Патриарха. Возобновлено издание «Журнала Московской Патриархии».

19 сентября  Интронизация Патриарха Сергия в кафедральном Богоявленском соборе Москвы.

8 октября Образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме (с 1965 г. Совет по делам религий при Совете Министров).

В Уфимскую епархию назначен постоянный архиерей епископ Стефан (Проценко). Открыта 2-ая церковь Уфимской епархии – Крестовоздвиженская в г. Уфе. Настоятелем Сергиевской церкви назначен Николай Бардуков.

1943-1944 Открыты молитвенный дом в г. Белорецке и церкви в с. Байки Караидельского района, Силантьево Бирского района, Константиново-Александровка Альшеевского района, Ново-Петровское Архангельского района, Иткули Байкибашевского района, Знаменка Белебеевского района, Ломовка Белорецкого района.

1949 Численность зарегистрированных церквей и молитвенных домов Уфимской епархии составила 39. Одновременно без регистрации действуют не менее 15 молитвенных домов, принадлежащих оппозиционным московской Патриархии направлениям, включая «андреевцев», «григорьевцев», «обновленцев» и Истинно Православную Церковь.

1953 В Уфимской епархии, поделенной на 3 благочиния, на начало года действовали 39 церквей и молельных домов, в которых служили 61 священник, 11 дьяконов и 36 псаломщиков. В этот год были официально зарегистрированы Покровская церковь в г. Уфе и молитвенный дом в г. Янауле.

1956 В СССР впервые после восстановления Патриаршества напечатана Библия и, отдельным изданием, Новый Завет на русском языке.

2 июня В г. Уфе ночью взорвано здание старейшей в Уфимской епархии Никольской церкви (бывшего Смоленского собора) памятника архитектуры конца XVI – начала XVII вв.

1957, январь В Уфимской епархии действуют 33 церкви и 8 молитвенных домов с 87 священнослужителями, а также, неофициально, – 15 молитвенных домов в городах Черниковск, Благовещенск, Баймак, Сибай и Октябрьский, поселках Тирлян и Верхний Авзян, селах Бугобаш Бакалинского района, Казанки Буздякского района, Калинники и Печенкино Бирского района, Воздвиженка Альшеевского района, Саклово Краснокамского района, Петровское Макаровского района, Воскресенка Мелеузовского района. Прихожане и духовенство незарегистрированных молитвенных домов обращаются с ходатайствами об их легализации в различные советские и партийные инстанции, но получают отказ.

1958-1964 Массовое закрытие в СССР церквей и монастырей, гонения на духовенство и верующих (число приходов сократилось с 13.5 тыс. до 8.5 тыс.).

В этот период в Уфимской епархии из 41 действующего храма были закрыты 20, конфискованы все епархиальные средства транспорта, епархиальные жилые и хозяйственные постройки. Репрессиям и газетной травле подверглись наиболее активные борцы с закрытием церквей из числа мирян и духовенства, в том числе архимандрит Таврион и игумен Иосиф Чернышев.

1961 Возобновляется и получает широкое распространение «индивидуальная работа с верующими», которую ведут партийные, комсомольские, профсоюзные организации и отделения общества «Знание». К верующим «прикрепляют» пропагандистов-кураторов, к ним применяют административные санкции, включая понижение в должности или исключение из учебного заведения. Встречаются факты физического наказания верующих учеников учителями. В целом — оживают методы борьбы с религией, практиковавшиеся в 1930-е гг.

18 июля Архиерейский собор в Троице-Сергиевой Лавре по требованию властей внес изменения в «Положение о Русской Православной Церкви»: настоятель с клириками устранялись от участия в приходском собрании и приходском совете, все хозяйственные и финансовые дела прихода переходили в ведение церковных старост.

1962 Введение государственного контроля над совершением крещений, венчаний и отпеваний с обязательной регистрацией фамилий, паспортных данных и адресов всех участников обряда (к ним применяются административные санкции и общественное порицание-«проработка».

1963-1964 Период наиболее массовых за послевоенный период гонений на Русскую Православную Церковь.

1965 Открытые письма священников Н. Эшлимана и Г. Якунина Патриарху Алексию и председателю Президиума Верховного Совета Н.В. Подгорному с протестом против вмешательства государства во внутрицерковную жизнь. Начало диссидентского православного движения в СССР под руководством священников С. Желудкова, Дм. Дудко, Вас. Романюка и др.

Начата амнистия верующих мирян и православного духовенства, осужденных по уголовным делам, сфабрикованным в 1962-1964 гг.

Декабрь Создание Совета по делам религий при Совете Министров СССР путем слияния Совета по делам Русской Православной Церкви с Советом по делам религиозных культов.

На территории Уфимской епархии на этот период действующими остались 17 приходов, преимущественно с молельными домами. Большинство зданий храмов к этому времени разрушено.

 

См. также: Сергей Синенко  УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ  Художественно-документальное повествование. Уфа, 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 1 =

Next Post

Расцвет советской экономики в 1950-е годы

Чт Ноя 30 , 2023
Имеется один, весьма продолжительный, период в советской экономике, когда она переживала подлинный расцвет — 1950-е годы Последующие события в значительной степени вытеснили из сферы историко-экономического […]
Жители Урала против хамства и снобизма звёзд ТВ