РАСКОЛ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

565436345764874 РАСКОЛ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ Ислам

Размещаю материал З.Р.  Хабибуллиной » Раскол ДУМЕС: обновление состава мусульманского духовенства Башкортостана».

Одним из малоизученных аспектов современного развития мусульманской уммы в Урало-Поволжье является исламское духовенство. Период политических перемен, вызванных распадом СССР и крушением атеистической идеологии, существенно повлиял на активность мусульман различных регионов страны. За короткое время существенно возросло количество мечетей, исламских учебных заведений, появились многочисленные мусульманские средства массовой информации. Мусульмане получили возможность свободно исповедовать свою веру, обучаться за рубежом, выезжать в хадж.

Становление мусульманского духовенства как социальной прослойки, сопровождаемое качественным изменением его роли и численности, исследователи относят ко второй половине 1990-х гг. На протяжении исторического процесса отмечается неоднократная трансформация этого сословия.

До 1917 г. мусульманское духовенство представляло важнейшую группу элиты, обладало культурным и символическим капиталом. Политика советских властей, направленная на прекращение основной деятельности духовных лиц, привела к снижению догматического и общекультурного уровня священнослужителей, превратив их в отправителей культов, не обладающих достаточными знаниями и образованием.

С 1930-х гг. духовенство в России не рассматривается как группа элиты. После многолетних гонений и утраты своего статуса, ему приходится искать новые пути для укрепления положения в обществе. Процесс возрождения института мусульманского духовенства ознаменован расколом духовных управлений мусульман (ДУМ), приведший к появлению десятков враждующих между собой муфтиятов. Россия вышла на первое место в мире по количеству высших лидеров суннитского ислама – муфтиев1.

Мусульманское сообщество СССР контролировалось четырьмя муфтиятами, выделенными по национально-географическому признаку: Среднеазиатским духовным управлением мусульман (САДУМ), Духовным управлением мусульман Закавказья (ДУМЗАК), Духовным управлением мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) и Духовным управлением мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). В зоне юрисдикции ДУМЕС находилась вся территория РСФСР, за исключением республик Северного Кавказа и все европейские республики СССР. Это было наиболее крупным объединением, просуществовавшим дольше всех.

Читайте также:  "Исламское государство" в Башкирии и Москве

Распад ДУМЕС начался с выхода из его состава общин новых независимых государств, образованных после распада СССР. Далее процесс спровоцировал указ президиума от 15 января 1991 г. о восстановлении территориальных образований среднего звена – мухтасибатных округов для повышения эффективности управления общинами. Были созданы 25 мухтасибатов (Астраханский, Бугульминский, Зеленодольский, Куйбышевский, Нижегородский, Казанский, Чистопольский, Омский, Ленинградский, Октябрьский, Сибайский, Пермский, Пензенский, Крымский, Уфимский, Свердловский, Тюменский, Московский, Саратовский, Ростовский, Набережночелнинский, Прибалтийский, Ульяновский, Оренбургский и Стерлитамакский).

С 1991 по 1994 гг. из ДУМЕС выходят большинство мухтасибатов, на базе которых организуются независимые духовные управления. В 1994 г. по новому уставу ДУМЕС меняет название на Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ). Во главе каждого управления стоит свой муфтий, а председатель бывшего ДУМЕС Талгат Таджуддин стал именоваться Верховным муфтием ЦДУМ.

В настоящее время исламские религиозные организации России объединены в ДУМы. ДУМ осуществляют идеологическое и финансовое управление общинами и мусульманскими учебными заведениями (университетами, медресе, школами). Классическое ДУМ возглавляется муфтием и подразделяется на несколько мухтасибатов, а каждый мухтасибат во главе с имамом-мухтасибом объединяет несколько приходов, возглавляемых имамом-хатыбом (если есть мечеть) или председателем общины (если мечети нет). Муфтиев (руководителей ДУМ) избирает съезд ДУМ, председателей местных общин и мухтасибов также избирают верующие, но фактически они назначаются и снимаются с должности муфтиями. В России также действуют ассоциации, объединяющие несколько ДУМ, каждое из которых самостоятельно: Совет муфтиев России (СМР) во главе с Равилем Гайнутдином, Координационный центр ДУМ Северного Кавказа (КЦ СК), ассоциация «Казанский муфтият». Следует отметить, что нынешние муфтияты территориально соответствуют прежним мухтасибатам, функции их также совпадают.

К началу 1990-х гг. мусульманские общины Башкортостана находились в составе ДУМЕС. После раскола до 1997 г. в республике продолжалось деление духовных управлений и борьба за приходы. Официально функционировало четыре организации: ЦДУМ, Региональное ДУМ Республики Башкортостан (РДУМ РБ) в составе ЦДУМ, ДУМ Среднего и Южного Урала также в составе ЦДУМ, ДУМ Республики Башкортостан (ДУМ РБ). По данным регистрации мусульманских приходов Башкортостана в 1995 г. в ведении ЦДУм находилось 139 приходов, ДУМ РБ – 2191.

Читайте также:  Светский Татарстан ушел в прошлое?

Позиции ЦДУМ наиболее сильны в северных и северо-западных и центральных районах Башкортостана, в то время как на ДУМ РБ ориентируются преимущественно общины южных и восточных районов. Обеспеченность общин мечетями высокая2. В 1998 г. в Башкирии было зарегистрировано 507 мусульманских приходов. Из них 301 – в ведении ДУМ РБ, 189 – в ведении ЦДУМ, 16 – не определившихся и 1 приход был зарегистрирован как независимый. К 2006 г. продолжали действовать все прежние и появились новые. По данным на 1 января 2006 г., 259 мечетей было зарегистрировано в составе ДУМ РБ, 211 – в составе ЦДУМ, около 20 мечетей посчитали себя независимыми1. В 2009 г. численное соотношение между общинами ДУМ РБ и общинами ЦДУМ сохранилось и составило приблизительно 3:22.

Период с 1992-2000 гг. в республике, сопряженный с противоборством духовных управлений, можно обозначить периодом институционализации ислама, сопровождавшийся становлением мусульманских общин, открытием первых мусульманских учебных заведений, возрождением института мусульманского духовенства. Духовенство формировалось как особая социальная прослойка без особых мировоззренческих установок и поведенческих стереотипов. В основном этот процесс шел по пути превращения неофициальных и необразованных сельских мулл в официально зарегистрированное духовенство.

Одной из самых острых проблем институционализации ислама в Башкортостане является обеспечение мусульманских общин образованными имамами, хорошо знающими каноны религиозного культа. Мусульманские учебные заведения являются структурными подразделениями ЦДУМ и ДУМ РБ. Сегодня в республике действуют 5 мусульманских учебных заведений, в которых ведется подготовка религиозных деятелей, адаптированных к местным условиям, знающих многовековые традиции мусульман Урало-Поволжья, способных организовать работу на местах в рамках традиционного для татар и башкир ханафитского мазхаба. Многие молодые выпускники медресе не работают по специальности по причине отсутствия достаточных средств к существованию. Если дореволюционные махалля могли сами содержать мечети и своих имамов, то современные делать это не в состоянии. Хотя они и получили государственную регистрацию, но еще не стали самостоятельной ячейкой мусульманского сообщества.

Читайте также:  Востоковед Алексей Малашенко

Данные исследования кадрового состава религиозных деятелей свидетельствуют, что они наполовину престарелого возраста, без специальности, самостоятельно обучавшихся канонам ислама и по своему социальному происхождению и положению мало чем отличаются от основной массы сельского населения. Примерно 30 % имамов – это лица в возрасте 26-40 лет, имеющие религиозное образование от среднего специального до высшего1. Большое значение имеет социальный статус имама, который перестал быть духовным наставником, примером высокой нравственности, а превратился в отправителя культов и обрядов.

Основными источниками формирования современного мусульманского духовенства в Башкирии стали: 1. Специально обученные имамы, получившие среднее или высшее религиозное образование; 2. Уважаемые люди сельской местности, избранные односельчанами в качестве руководителей общин, в основном бывшие председатели сельсоветов, колхозов, директора школ, отставные офицеры Советской армии; 3. Мигранты из среднеазиатских республик; 4. Самоучки, не имеющие элементарного религиозного образования и выполняющие функции мулл из-за отсутствия более подготовленных кадров2.

Автор: Э.Р. Хабибуллина «Раскол ДУМЕС: обновление состава мусульманского духовенства Башкортостана». — Статья из сборника: ЭТНОСЫ И КУЛЬТУРЫ УРАЛО — ПОВОЛЖЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Уфа, 2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 13 =

Next Post

Споры вокруг "Муслим-сити" не утихают

Сб Ноя 15 , 2014
Уже ставший городским мифом, проект Духовного управления мусульман Башкирии, предусматривающий возведение в столице Башкирии так называемого «Муслим-сити» (исламский деловой и досуговый центр) вызвал недовольство широкой […]
Средняя температура между моргом и сауной главврача