Принудительное изучение башкирского языка — источник общественной напряженности

5346475858 Принудительное изучение башкирского языка - источник общественной напряженности Анализ - прогноз БАШКИРИЯ

Обращение к министру образования Башкирии: башкирский язык — добровольно!

Открытое письмо от представителей родительского сообщества Башкирии с такой просьбой появилось на портале «Голос РБ». Обратились они к назначенной в сентябре этого года руководителем министерства образования республики Гульназ Шафиковой. В обращении говорится, что из-за обязательного изучения башкирского языка некоторые семьи вынуждены были уехать из республики. Констатируется, что этот вопрос обсуждался с прежними министрами образования, но  «они были совершенно глухи».

По версии подписантов, «политиканы, не посоветовавшись с народом, с экспертами, с психологами, с педагогами, с родителями, 

решили, что башкирский язык можно сохранить лишь одним единственным способом:  принудительно обучая ему русскоязычных детей в русскоязычных школах, а наше министерство образования тут же взяло под козырек и ринулось исполнять приказ,  даже не подумав встать на  сторону граждан и защищать их интересы, защищать образование, защищать русский язык и межнациональное согласие».

В письме цитируется выступление Ольги Артеменко,

руководителя Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ, на Конгрессе работников образования и науки, который проходил в конце ноября  этого года в Москве.

— Наша задача — думать о том, как снять негатив, который возник, — сказала она тогда. —  Я вижу одну причину — это обязательность изучения государственного республиканского языка. Она приводит к негативным явлениям. Это факт. Коми была спокойной республикой, пока не ввели обязательность изучения государственного языка коми.

Поэтому я все время говорю: наша задача — сохранить родные языки. Когда у людей путаница в статусах — родной, государственный, возникают конфликты. И наша задача — снять их.

Предложить такие модели, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы интересы родителей и детей, а не: «Должен, обязан!» И сохраняли языки, с другой стороны. Статус государственного языка республики должен обеспечивать условия для сохранения этих языков в полиэтнической среде, но никак не в обязательной форме.

Автор Алексей ШУШПАНОВ, АиФ в Башкортостане

Башкирский язык в русскоязычных школах — добровольно!

Министру образования РБ
Шафиковой Г.Р.

52456436367 Принудительное изучение башкирского языка - источник общественной напряженности Анализ - прогноз БАШКИРИЯ

ОТКРЫТОЕ   ПИСЬМО

Здравствуйте, уважаемая  Гульназ Радмиловна!

Так получилось, что мы,  участники родительского сообщества, которому небезразлично, чему и как учат наших детей в школе,  пишем очередное открытое  письмо уже третьему министру образования РБ, но воз, как говорится, и ныне там, хотя виртуальные, то бишь законодательные, подвижки  уже имеются.

Наше сообщество родителей школьников, весьма интернет-активное еще  несколько лет назад, с воодушевлением боролось  за добровольное изучение башкирского языка в русскоязычных школах нашей республики, полноценное изучение русского языка и другие образовательные права. Мы все верили в скорую победу здравого смысла, но, к сожалению, оказалось, что принять непродуманные законы гораздо легче, чем потом их отменять или корректировать.

Поэтому, увы, переехали навсегда  из Башкирии  наши родители-активисты:

В Москве живут теперь коренные уфимцы Мартинсы, сына которых обязывали изучать башкирский язык против воли, а затем грозились оставить на второй год по причине неаттестации по башкирскому языку.  И это несмотря на то, что глава Башкирии неоднократно заявлял, что никого принуждать изучать башкирский язык более не будут! (Кстати, сейчас грозят оставить на второй год двоих сыновей  Лучкиной Галины — Лины Серегиной, из-за неаттестации по башкирскому языку, несмотря на хорошую успеваемость ребят  по всем предметам)

Переехала в С-Петербург  семья из Стерлитамака.

Переехала в С-Петербург   семья из Уфы.

Переехала «в Россию» семья из Салавата, где мама собирала по 150 подписей за один день у себя в школе.

Уехали из республики в неизвестном направлении несколько семей друзей-предпринимателей, которые перед этим написали в письме, что вынуждены покинуть Башкирию, потому что дети растут быстро, обучать их надо на должном уровне, а законы у нас не меняются, потому что в Правительстве нас не хотят слышать.

Читайте также:  МУБАРЯКОВ Арслан Котлыахметович

Гульназ Радмиловна!

Будете ли Вы все время  просить о помощи человека, который  ваши призывы просто пропускает мимо ушей? — Вот и наши родители школьников  решили, что к властям на эту тему обращаться не имеет смысла, и каждый действует  по-своему, а  некоторые кардинально — переезжают «в Россию».

Доверие к власти упало, а проблема по-прежнему тлеет, рискуя в любой момент разгореться не на  шутку — почитайте комментарии людей, как только  где-то опубликуется статья на языковую  тему – это же вторая Украина с проблемой обязательной  мовы!

Мы с родителями на личном приеме не раз обсуждали эту тему с бывшими министрами, но  они были совершенно глухи к нашему голосу, зато их слух значительно обострялся, когда в школы, в образовательный процесс, лезла политика, и политический ветер они очень хорошо улавливали.

Политиканы, не посоветовавшись с народом, с экспертами, с психологами, с педагогами, с родителями,  решили, что башкирский язык можно сохранить, лишь одним единственным способом:  принудительно обучая ему русскоязычных детей в русскоязычных школах, а наше министерство образования тут же взяло под козырек и ринулось исполнять приказ,  даже не подумав встать на  сторону граждан и защищать их интересы, защищать образование, защищать русский язык и межнациональное согласие.

Вы только подумайте: «благодаря» политике, влезшей в наши русскоязычные  школы, пять-шесть лет назад во всех образовательных учреждениях Башкирии дети начальной школы изучали русский язык всего ТРИ часа в неделю, а литературу — ДВА часа в неделю, а  министерство образования молчало!

Почему  министерство образования РБ способно лишь   слепо подчиняться любым нововведениям —  не понимаем до сих пор, но очень надеемся, что ситуация когда-нибудь поменяется и на пост министра образования вступит человек, действительно радеющий за образование, способный отстаивать образовательные права наших детей, способный услышать людей (а для этого надо их обо многом спросить) и  убрать политику из школ. Хотелось бы верить, что именно Вы — женщина, мать, педагог,  сможете многое на этом посту.

Да, в последние годы  во многих начальных русскоязычных школах РБ  наведен порядок с изучением русского языка и литературы, приняты Федеральные государственные стандарты, но средняя школа по-прежнему страдает от того, что закон об образовании не исполняется на должном уровне, мало кто знает о возможностях, которые открываются благодаря  поправкам к Закону об образовании.

И мы считаем, что виновато в этом министерство образования Башкирии,  которое  словно скрывает от участников образовательного процесса новые законы, дающие школам, родителям и учащимся огромные права, позволяющие выстроить образовательный процесс так, что не понадобятся ни репетиторы, ни дополнительные занятия на платных факультативах в школе.

Министерство образования РБ, по нашему мнению, основанному на опросах директоров и учителей,  также скрывает от администраций школ, что государственный башкирский язык  по закону можно изучать в любой школе на совершено добровольной основе, что теперь сама школа регулирует этот вопрос на основании запросов родителей.

Запросы родителей по этому вопросу в школах  по-прежнему  не выясняют.
Во всех образовательных организациях, по-прежнему, башкирский государственный язык вводится силовыми методами, что недопустимо.

Даже  директора  физико-технических лицеев  и колледжей вынуждены ставить в расписание  башкирский язык, потому что этого требуют чиновники РОНО! Никакие чиновники по закону не имеют права этого требовать.

Мы ни в коем случае не против изучения и сохранения башкирского языка, но нужно  это делать грамотно и осмысленно, не идя на поводу у сторонников силовых методов.

Какое глубокое заблуждение думать, что башкирский язык можно спасти силовыми методами!

В то время, как русскоязычные школьники  Уфы и Бирска, Стерлитамака и Салавата, русских, татарских, чувашских, марийских, удмуртских, украинских сел и деревень загоняются из-под палки на  уроки башкирского языка,  который им вряд ли когда-нибудь в жизни пригодится,  в башкирских деревнях Республики Татарстан, Чувашии, Удмуртии, Челябинской, Самарской, Свердловской, Оренбургской  и других областей нашей необъятной Родины башкирские дети не имеют возможности изучать свой родной язык, который они бы с удовольствием и учили, и развивали.

Читайте также:  Диплом уфимского медресе = аттестат „Аль-Азхар“?!

Они бы учили свой родной  башкирский язык, но учителя, которые их могли бы обучать, обучают башкирскому языку русских  детей, живущих в русскоязычной среде!

Ведь можно направлять наших специалистов, учителей башкирского языка, туда, где они востребованы, для этого держать связь со всеми регионами, проводить опросы во всех башкирских селах и крупных городах страны, выяснять потребности людей.

Мы все ждем, когда же чиновники от образования поймут, что от красивых цифр башкирский язык не спасается! Он гибнет еще быстрее под бравурные отчеты и высокие показатели, потому что  этот информационный шум мешает понять простую истину: чтобы язык не погиб, нужно, чтобы на нем разговаривали, чтобы его учили и развивали  его НОСИТЕЛИ!

На носителей языка, независимо от места их проживания,  нужно делать весь упор, ПОКА НЕ ПОЗДНО, потому что ни русские, ни татары, ни чуваши, ни цыгане не спасут башкирский язык от вымирания,  если сами башкиры не будут на нем общаться хотя бы между собой, если в каждой башкирской семье родители не будут со своими детьми общаться на башкирском.

Всеобщее обучение башкирскому там, где нет языковой среды или заинтересованности — фикция, причем не бесплатная, ведь сколько средств затрачивается впустую, сложно себе даже представить.

Но материальная сторона дела — полбеды. Вы послушайте старшеклассников — как они отзываются о башкирском языке, если их вызвать на этот разговор… Вот где настоящая беда подрастает!  Этот плод хотели взрастить наши недалекие  местные политики, якобы, желающие добра и процветания  башкирскому языку? — Это гнилой плод! 

Здоровый плод здоровой межнациональной политики — межнациональное согласие, а принудительное обучение языкам там, где они не востребованы, это межнациональное согласие подрывает, и очень сильно.

Самый лучший эксперт по этой теме, Ольга Артеменко, руководитель — Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки Российской Федерации, кандидат биологических наук, доцент.   Ольга Ивановна,  уже более 15 лет  изучающая языковые проблемы в регионах, на Конгрессе работников образования и науки, который проходил в конце ноября  этого года в Москве, сказала вот что: «…Наша задача — думать о том, как снять негатив, который возник. Вот это наша задача. Понять, а в чем причина этого возникновения.

Я вижу одну причину, одну, — это обязательность изучения государственного республиканского языка. Обязательность изучения приводит к негативным явлениям. Это факт.

Коми была спокойной республикой, пока не ввели обязательность изучения государственного языка коми.

Поэтому я все время говорю: наша задача — сохранить РОДНЫЕ языки.
…когда у людей путаница в статусах (родной, государственный), возникают конфликты, и наша задача — снять эти конфликты.и предложить такие модели, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы интересы родителей и детей, интересы, а не «должен, обязан!»,  — и сохраняли языки с другой стороны.

Статус государственного языка республики должен обеспечивать условия для сохранения этих языков в полиэтнической среде, но никак не в обязательной форме.

Мало того, еще и форма изучения может быть различна, не только урочная. И все это республики ОБЯЗАНЫ были продумать, обязаны по законодательству, по разграничению компетенций. Просто легче всего сказать: О-БЯ-ЗА-НЫ! Всё. И всех посадить.»

Уважаемая министр образования!

Взываем к вашему здравому смыслу и предлагаем  вместе  с родителями, психологами  и педагогами обдумать сложившуюся ситуацию,  начать всесторонний диалог на эту тему, чтобы найти достойный выход.

Читайте также:  Символы России и «местные дизайнеры»...

Чиновники от образования и национальные политики  давно скомпрометировали себя, нам необходимо  точно знать запросы и чаяния людей, а не политиков, совсем не думающих о многонациональном народе  Башкирии, которому  вместе жить.

Со своей стороны предлагаем:

1. При помощи ежегодных опросов родителей на классных собраниях в школах выяснять потребность в изучении  национальных языков

2. При помощи ежегодных опросов родителей на классных собраниях в школах выяснять потребность в углубленном изучении отдельных предметов.

3. В каждой школе на информационной доске должны висеть варианты базовых учебных планов и информация о том, сколько часов относится к вариативному блоку, а также список предметов, которые  можно изучать углубленно.

4. После зимних каникул на родительских классных собраниях совместно решать, что и как будут изучать дети в будущем учебном году, какие предметы будут изучать углубленно, а какие на базовом уровне. Кроме того, никто не отменял ИУПы — индивидуальные учебные планы, работа по которым по неизвестным причинам у нас мало где ведется (если ведется вообще). 

Многие школы России уже давно работают по этому принципу и имеют прекрасные результаты, высокий уровень знаний, отсутствие  родительских трат на репетиторов и здоровые нервы выпускников, которые спокойно сдают ЕГЭ и поступают в лучшие ВУЗы.

5. Для изучения родных языков и башкирского языка В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛАХ  предлагаем выделить субботу, которая освободится, если убрать из расписания обязательное изучение национальных языков.

Пусть каждую субботу, начиная от ноября и до апреля, двери каждой школы будут открыты для всех, желающих изучать родные языки.  Пусть в каждой школе изучается и башкирский, и татарский, и русский и другие языки.

Нужно  больше уделять внимания разговорному уровню, умению общаться, больше изучать на практике народные ремесла, песни, танцы, народную кухню. Пусть дети приходят  в школу вместе с родителями, дедушками и бабушками, вместе учатся  чему-то, вместе пьют чай, готовят театральные постановки.

Хорошо приглашать на эти встречи интересных людей, артистов, музыкантов. Нужно, чтобы каждая школа стала очагом народной культуры — и русской, и татарской, и башкирской, любой востребованной в каждом конкретно коллективе.

В теплое время года нужно пропагандировать совместные поездки, походы, экспедиции  по национальным селам, по родному краю, на что необходимо выделять  деньги из бюджета — вот где будет воспитываться настоящия, а не основанные на цифрах и отчетах, любовь к малой родине и межнациональное согласие, вот где пригодятся знания разных языков.

Конечно же, все это должно быть на добровольной основе.

А для того, чтобы люди потянулись в школу за живым общением (а люди очень соскучились по живому общению!) , нужно очень хорошо поработать, нужна творческая жилка, нужен креатив. Но мы уверены, что наши люди, наши прекрасные педагоги и деятели искусства могут многое, главное, не отдавать это дело на откуп чиновникам.

Очень хочется, чтобы Башкирия стала регионом, где процветает сильное школьное образование, где учатся самые умные выпускники, где способности каждого ребенка заботливо взращиваются, где политики не вмешиваются в учебный процесс, а родные языки с удовольствием  изучаются, используются и процветают. Хочется, чтобы Башкирия стала в этом деле примером для всех.

Пусть в  других республиках законодательно и иными путями  гонят детей из-под палки изучать национальные языки, давайте мы будем умнее и дальновиднее, давайте бережно относиться к межнациональному миру, который нам достался от наших отцов, не допускающих подобного языкового насилия.

Давайте подойдем к разрешению этой острой проблемы гуманно, творчески, с любовью.

С уважением, член Комитета по образованию
Собора русских Башкирии,

Галина Лучкина (Лина Серегина), Эльза Тарасова, Виталий Губеев, см. другие подписи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + 1 =

Next Post

Власти Татарстана против языкового единства России

Ср Дек 16 , 2015
Власти Татарстана против языкового единства России и единой системы обучения русскому языку Проект «Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ», разработанный при […]
Власти Татарстана против языкового единства России